ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27 от 19.01.2012 Вологодского гарнизонного военного суда (Вологодская область)

                                                                                    Вологодский гарнизонный военный суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Вологодский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-27/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2012 года г. Вологда

Вологодский гарнизонный военный суд в лице судьи ЖЕСТОКАНОВА В. А., при секретаре САГАТДИНОВОЙ Е.С., с участием заявителя ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего 2008 представительства Министерства обороны РФ старшего лейтенанта КАЗАКА об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (далее – Управление), связанных с выплатой денежного довольствия в неполном объеме,

У С Т А Н О В И Л:

КАЗАК обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия начальника Управления, связанные с выплатой ему в неполном объеме: денежного довольствия с 17 сентября по декабрь 2011 года, премии за образцовое выполнение воинского долга за 4-й квартал 2011 года, единовременного денежного вознаграждения по итогам 2011 года.

Он указал, что названные выплаты были ему произведены после его перемещения на нижестоящую должность инженера военного представительства МО РФ, исходя из должностного оклада, соответствующего 15-му тарифному разряду. Данные действия считает незаконными, поскольку приказом заместителя МО РФ от 28 сентября 2011 года за ним при таком перемещении было сохранено право на получение оклада по ранее занимаемой должности (по 17-му тарифному разряду).

В связи с изложенным он просит обязать начальника Управления произвести ему перерасчет и выплату всех указанных выше видов выплат за период с 17 сентября по декабрь 2011 года с учетом сохранения окладов по ранее занимаемой воинской должности, исходя из должностного оклада в размере 4328 рублей (17 тарифный разряд).

В судебном заседании заявитель свои требования поддержал. Он объяснил, что проходит военную службу по контракту в 2008 представительстве Министерства обороны РФ и состоит на финансовом обеспечении в Управлении.

В 2010 и 2011 годах в 2008 представительстве Министерства обороны РФ проводились организационно-штатные мероприятия, в связи с чем с его согласия приказом статс-секретаря – заместителя МО РФ от 10 февраля 2010 года он был назначен на воинскую должность инженера 2008 военного представительства с меньшим (соответствующей 12 тарифному разряду) месячным окладом денежного содержания по воинской должности, чем ему был установлен до проведения организационно-штатных мероприятий с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой им должности (17 тарифный разряд).

1 апреля 2011 года приказом Министра Обороны РФ он был назначен на новую должность – начальника группы 2008 военного представительства, которой соответствовал 15 тарифный разряд. При этом, в данном приказе МО РФ указано о сохранении за ним месячного оклада по ранее занимаемой им должности (17 тарифный разряд).

По итогам завершения очередных организационно-штатных мероприятий 28 сентября 2011 года приказом заместителя МО РФ он был назначен на новую воинскую должность – инженера 2008 военного представительства МО РФ, которой соответствовал 12 тарифный разряд. В данном приказе также указано о сохранении месячного оклада по ранее занимаемой должности. (17 тарифный разряд).

Приказом начальника 2008 военного представительства Министерства обороны РФ от 18 ноября 2011 года ему был установлен оклад по ранее занимаемой им воинской должности в размере 4328 рублей в соответствии с 17 тарифным разрядом. Однако начальник Управления отказывается производить начисление денежного довольствия по его новой должности с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой им должности. Заявитель данные действия полагает нарушающими его права.

Начальник Управления просил рассмотреть дело без его участия. В своем отзыве на заявление он требования КАЗАКА не признал, указав, что последний в ходе организационно-штатных мероприятий перемещался, в том числе, и на вышестоящую должность, поэтому сохранение за ним оклада по прежней должности неправомерно.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как видно из копий удостоверения личности и контракта, заявитель заключил последний 28 сентября 2004 года с Министерством обороны в лице начальника военного университета связи на время обучения в университете и 5 лет военной службы после его окончания, то есть по июнь 2013 года.

Согласно выписке из приказа Министра Обороны РФ от 10 февраля 2010 года заявитель был освобожден от занимаемой воинской должности в 27-м НИИ МО РФ (17 тарифный разряд) и назначен на новую должность – инженера 2008 военного представительства Министерства обороны РФ (12 тарифный разряд) с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой им должности (17 тарифный разряд).

Согласно справке заявитель проходит военную службу в 2008 военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации.

Факт проведения организационно-штатных мероприятий в 2008 представительстве Министерства обороны РФ подтверждается копиями приказов начальника 2008 представительства Министерства обороны РФ от 2 февраля 2011 года и от 6 июня 2011 года.

Согласно выписке из приказа Министра Обороны РФ от 1 апреля 2011 года заявитель был освобожден от занимаемой воинской должности инженера и назначен на новую должность – начальника группы 2008 военного представительства Министерства обороны РФ. При этом, в указанном приказе МО РФ также определено, что он перемещается в связи с организационно-штатными мероприятиями с его согласия на воинскую должность с меньшим месячным окладом денежного содержания по воинской должности (15 тарифный разряд), чем ему был установлен до проведения организационно-штатных мероприятий с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой им должности (17 тарифный разряд).

Как видно из рапорта заявителя от 30 июня 2011 года, он дал свое согласие на назначение на воинскую должность с меньшим месячным окладом денежного содержания по воинской должности, чем ему был установлен до проведения организационно-штатных мероприятий с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой им должности (17 т.р.).

Из копии представления от 12 июля 2011 года по вышеуказанному рапорту усматривается, что оно было оформлено на заявителя о назначении его на воинскую должность инженера 2008 военного представительства с сохранением права на получение оклада по ранее занимаемой воинской должности.

Из приказа статс-секретаря – заместителя МО РФ от 28 сентября 2011 года усматривается, что КАЗАК был назначен на воинскую должность инженера 2008 военного представительства Министерства обороны РФ с меньшим месячным окладом денежного содержания по воинской должности (соответствующей 12 тарифному разряду), чем ему был установлен до проведения организационно-штатных мероприятий с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой им должности (17 тарифный разряд).

Выпиской из приказа начальника 2008 представительства Министерства обороны РФ от 18 ноября 2011 года подтверждается факт установления заявителю оклада по новой должности инженера с сохранением оклада по ранее занимаемой им воинской должности в размере 4328 рублей в соответствии с 17 тарифным разрядом.

Как видно из выписки из приказа начальника 2008 военного представительства МО РФ от 3 декабря 2011 года КАЗАКУ подлежало к выплате единовременное денежное вознаграждение по результатам работы в 2011 году в размере трех окладов денежного содержания исходя из 17 тарифного разряда.

Выпиской из приказа начальника 2008 военного представительства от 1 декабря 2011 года подтверждается факт установления КАЗАКУ за 4-й квартал 2011 года премии за образцовое выполнение воинского долга в размере 1/4 от 3-х окладов денежного содержания исходя из 17 тарифного разряда.

Из разъяснений начальника Управления, данных начальнику 2008 представительства Министерства обороны РФ, усматривается, что с 1 апреля 2011 года 2008 представительство Министерства обороны РФ перешло на финансовое обеспечение в Управление, а отказ в начислении денежного довольствия заявителю в оспариваемый период по 17 тарифному разряду связан с тем, что при назначении на высшую воинскую должность сохранение ранее получаемого должностного оклада законодательством не предусмотрено, поскольку же заявитель с должности, соответствующей 12 тарифному разряду, был назначен на должность, соответствующей 15 тарифному разряду, т.е. с более высоким тарифным разрядом, то и начисление денежного довольствия ему производятся с учетом 15 тарифного разряда.

При оценке правомерности выплаты заявителю денежного довольствия в неполном объеме суд исходит из следующего.

В части 1 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что для военнослужащих данным Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Часть 1 ст. 10 того же закона определяет, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

Согласно ст. 12 указанного закона (в редакции Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 74-ФЗ) денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее - оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.

Выплата военнослужащим таких дополнительных выплат как единовременное денежное вознаграждение и премия за образцовое выполнение воинского долга предусмотрены ст. 13 вышеуказанного закона.

В соответствии с положениями п. 224 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по итогам календарного года выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы в размере трех окладов денежного содержания. Вознаграждение выплачивается в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом. По решению Министра обороны Российской Федерации выплата вознаграждения может производиться в декабре календарного года, за который оно выплачивается. Размер вознаграждения исчисляется исходя из размеров окладов денежного содержания, установленных на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения.

Пунктом 203 Порядка определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на основании приказа командира воинской части выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до 3 окладов денежного содержания в год (без учета повышений, не образующих новых окладов по воинским должностям).

Выплата премии в размере одной четвертой установленных годовых норм производится ежеквартально одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за истекшим кварталом (п. 205 Порядка).

Премия исчисляется от оклада по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности и оклада по воинскому званию.

При исчислении премии в расчет принимаются размеры окладов денежного содержания, получаемые военнослужащими на первое число месяца выплаты, следующего за истекшим кварталом, а за четвертый квартал - на 1 декабря календарного года (п. 206 Порядка).

В целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих Постановлением Правительства РФ от 17 марта 1999 № 305 «О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов и размеров ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба» Министру обороны Российской Федерации разрешено сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады и размеры ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новых воинских должностях.

В соответствии с пунктом 23 вышеуказанного Порядка за военнослужащими, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, сохраняются месячные оклады и размеры ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новых воинских должностях. Решения о сохранении за военнослужащими месячных окладов и размеров ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям при назначении их на воинские должности с меньшими месячными окладами оформляются в приказах командиров (начальников), которые осуществляют назначение военнослужащих на воинские должности с меньшими месячными окладами, по представлению соответствующих кадровых органов на основании рапортов военнослужащих. Выплата месячных окладов и размеров ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям производится по день сдачи дел и должности в связи с освобождением (отстранением) военнослужащих в установленном порядке от воинских должностей. Указанным военнослужащим установленные месячные и иные дополнительные выплаты производятся исходя из месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям за все время, за которое выплачиваются эти оклады.

Из вышеперечисленных норм законодательства следует, что за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, при назначении на воинскую должность с меньшими месячными окладами сохраняется ранее установленный должностной оклад.

Данные обстоятельства, вопреки мнению начальника Управления, были установлены и по данному делу, так, после проведения организационно-штатных мероприятий, оконченных 23 мая 2011 года, КАЗАК был назначен на воинскую должность – начальника группы 2008 военного представительства, которой соответствовал 15 тарифный разряд, а в приказе заместителя Министра обороны указывалось о сохранении за ним месячного оклада по ранее занимаемой им воинской должности (17 тарифный разряд). По итогам проведения очередных организационно-штатных мероприятий, оконченных в ноябре 2011 года, КАЗАК назначен на должность инженера 2008 военного представительства, которой соответствовал 12 тарифный разряд, то есть на нижестоящую должность. При этом, в приказе заместителя Министра обороны такое перемещение заявителя производилось под условием сохранения за ним месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности (17 тарифный разряд).

Согласно приказам Министра обороны РФ от 20 сентября 2010 года № 1144 и от 23 сентября 2010 года № 1266 c 1 января 2011 года финансовое обеспечение воинских частей возложено на территориальные федеральные бюджетные учреждения – Управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.

  Пунктами 13-15, 25 Устава определено, что Управление создано в целях государственной, налоговой и социальной политики в сфере деятельности ВС РФ в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, а также для осуществления финансового планирования и финансового обеспечения воинских частей и организаций. Управление является уполномоченным финансовым органом МО РФ и предназначено для финансово-экономического обеспечения воинских частей на основании договора за счет средств и в пределах ассигнований по утвержденным обслуживаемым воинским частям сметам. Управление осуществляет начисление и своевременное обеспечение личного состава положенным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем, именно начальник Управления, отказывая в выплате заявителю денежного довольствия, исходя из оклада по ранее занимаемой воинской должности, сам нарушил положения Устава, так как не исполнил приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 1 апреля 2011 года и приказ от 28 сентября 2011 года о сохранении при перемещении КАЗАКА в связи с организационно-штатными мероприятиями с его согласия на воинскую должность с меньшим месячным окладом денежного содержания по воинской должности, месячного оклада по изначально занимаемой им должности, то есть по 17 тарифному разряду.

Таким образом, поскольку названные приказы заместителя Министра обороны РФ об установлении заявителю денежного довольствия, исходя из размера его месячного оклада по ранее занимаемой им должности, выполнены не были, суд полагает, что действия начальника Управления являются незаконными, а требования заявителя о перерасчете выплаченного ему денежного довольствия за период с 17 сентября 2011 года по декабрь 2011 года, премии за 4-й квартал 2011 года и единовременного денежного вознаграждения по итогам 2011 года обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Между тем, суд учитывает, что п. 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом МО РФ от 30 июня 2006 года № 200, определено, что денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.

Таким образом, в данном случае положения ст. 256 ГПК РФ применению не подлежат, и заявление КАЗАКА подлежит удовлетворению.

Поскольку требования КАЗАКА удовлетворены, ему, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, подлежат возмещению судебные расходы со стороны Управления, как органа, непосредственно осуществляющего распоряжение денежными средствами.

Руководствуясь ст.ст. 196-198, 258 ГПК РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 удовлетворить полностью.

Действия начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям», связанные с выплатой КАЗАКУ денежного довольствия в неполном объеме, признать незаконными.

Обязать начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» произвести КАЗАКУ перерасчет выплаченного ему за период с 17 сентября 2011 года по декабрь 2011 года денежного довольствия, единовременного денежного вознаграждения по итогам 2011 года, премии за образцовое выполнение воинского долга за 4 квартал 2011 года с учетом сохранения окладов по ранее занимаемой воинской должности, исходя из должностного оклада в размере 4328 рублей (17 тарифный разряд).

Судебные расходы по делу, состоящие из государственной пошлины, возложить на Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» и взыскать с него в пользу КАЗАКА 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Вологодский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ В. ЖЕСТОКАНОВ