Ики-Бурульский районный суд Республики Калмыкия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ики-Бурульский районный суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 27/2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ики-Бурул 26 января 2012 года
Ики-Бурульский районный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующий судья Сангаджи-Горяев Б.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Очировой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Доржиевой Кеми Улановны об оспаривании решения должностного лица государственного органа,
у с т а н о в и л:
Доржиева К.У. обратилась в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указала, что Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия ей отказано в предоставлении субсидии из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота. Отказ мотивирован неполнотой предоставления документов. Считает данный отказ незаконным, поскольку ею были представлены все документы, необходимые для получения субсидии.
Заявитель Доржиева К.У. в судебном заседании заявление поддержала и пояснила, что с момента подачи заявления на получение субсидии она представила в Минсельхоз весь пакет требуемых документов, в том числе ксерокопию свидетельства о праве собственности на земельный участок, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства. Неоднократно обращалась по поводу выплаты субсидии: в первый раз заявили о потере её документов, в последующем обнаружили их в отделе животноводства, в третий раз документы находились в том же отделе без движения, в очередной раз - 27 декабря 2011года получила отказ в выплате субсидии.
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия в лице представителя Цохурова В.Н. возражало против удовлетворения заявления Доржиевой К.У. Цохуров пояснил, что Доржиева не представила товарные накладные на приобретение кормов и в выписке из похозяйственной книги, в части сведений о земельном участке, недостаточно полно указаны сведения о форме собственности на земельный участок (п.3).
Судом по настоящему делу установлены следующие обстоятельства. Заявитель Доржиева Кемя Улановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в п. Ики-Бурульского района Республики Калмыкия и по месту жительства имеет в собственности земельный участок площадью 1104 кв.м, предоставленный ей для ведения личного подсобного хозяйства. Данные обстоятельства подтверждаются справкой сельского муниципального образования Ики-Бурульского района Республики Калмыкия и копией свидетельства о государственной регистрации права на землю.
Доржиева К.У. 13 октября 2011 года обратилась с заявлением в Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия о перечислении субсидии на возмещение затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, что установлено копией соответствующего заявления. Указанным государственным органом 21 декабря 2011 года заявителю отказано во включении в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии, в связи с неполнотой оформления документов.
Записку об оказании содействия на получение субсидии, представленную заявителем Доржиевой, суд признает недопустимым доказательством, поскольку данная записка никем не подписана, не соответствует форме распоряжения конкретного должностного лица и не может служить доказательством о предварительном решении, как об удовлетворении её заявления на получение субсидии.
Суд, выслушав заявителя Доржиеву К.У., представителя Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Цохурова В.Н., исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". Статьёй 3 (ч.1, 2) ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
В силу изложенных правовых норм заявитель Доржиева К.У. является сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку имеет в собственности скот и земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается копией выписки из похозяйственной книги. Между Доржиевой К.У. и продавцом ФИО1 25 июня 2011 года заключен договор купли-продажи грубых кормов (сено естественное) – 800 тюков, что подтверждается копией указанного договора. Согласно актам приема передачи грубых кормов и денежных средств от 25 июня 2011 года Доржиева по указанной сделке приобрела 800 тюков сена, за что ею оплачено продавцу Бадмаеву 40000 рублей.
Пунктом 2 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 3 июня 2011 г.№161 (далее – Порядок), установлено, что указанные субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В целях реализации права на получение субсидии 13 октября 2011 года Доржиева как сельскохозяйственный товаропроизводитель обратилась в Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия, представив необходимые документы. Письмо-отказ данного министерства суд признаёт решением государственного органа, поскольку оно содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для заявителя, и подписано должностным лицом указанного органа исполнительной власти. Данное решение, основанное на неполноте оформления заявителем документов, является незаконным по нижеследующим основаниям.
Согласно п.6 указанного Порядка субсидии предоставляются гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, при наличии следующего перечня документов: а) заявление по форме согласно Приложение №1 к настоящему Порядку; б) справка-расчет на предоставление субсидий по форме согласно Приложению №2 к настоящему Порядку; в)копии договоров купли-продажи (поставки), товарных чеков или накладных, а также платежных поручений или кассовых чеков или приходных кассовых ордеров, оформленных в установленном порядке, при покупке в организациях розничной торговли или индивидуальных предпринимателей; г)копии договоров купли-продажи (поставки) и расписок продавцов (поставщиков) в получении денежных средств от получателя субсидии при приобретении кормов за наличный расчет у физических лиц; д) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство.
Судом установлено, что вышеуказанные документы для получения субсидии заявителем Доржиевой К.У. были представлены в Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия.
В пункте 3 выписки из похозяйственной книги, представленной Доржиевой в Министерство сельского хозяйства республики, указаны площадь земельного участка – 1104 кв.м. и его назначение – для ведения личного подсобного хозяйства, также указано наличие в собственности заявителя крупного рогатого скота по состоянию на 1 января 2011 года. В этой связи доводы представителя указанного государственного органа о том, что в выписке из похозяйственной книги не указаны данные о площади и категории земельного участка, отведенного под личное подсобное хозяйство, несостоятельны. Согласно Приказу Минсельхоза РФ от 11 октября 2010 г. №345 порядок оформления и ведения похозяйственных книг входит в компетенцию органа местного самоуправления, выдавшего соответствующую выписку, и не является обязанностью гражданина, заявителя Доржиевой К.У.
В силу вышеуказанного Порядка, установленного Правительством Республики Калмыкия, именно должностные лица Министерства сельского хозяйства республики призваны к его соблюдению, устранению недостатков при получении соответствующих заявлений сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе, путем самостоятельного истребования сведений о наличии личного подсобного хозяйства и о правах на земельный участок заявителя. Кроме того, ответственной стороной по делу не опровергнуты доводы заявителя Доржиевой о её систематическом посещении министерства по вопросу выплаты субсидий; о том, что она представила светокопию свидетельства о праве собственности на земельный участок, при том, что должностные лица министерства не предъявляли ей требований об устранении каких-либо недостатков в пакете документов, представленных ею.
Также несостоятельны доводы ответчика о том, что к договору купли-продажи вместо товарных накладных, являющихся неотъемлемой частью данного договора, прилагаются акты приема-передачи грубых кормов и денежных средств.
Вышеуказанный договор заключен между физическими лицами заявителем Доржиевой К.У. и продавцом ФИО1 Условия указанного договора сторонами сделки не оспариваются. Данная сделка заключена в простой письменной форме, что отвечает требованиям ст. 161 ГК РФ. Следовательно, в возникшем правоотношении при предъявлении Доржиевой заявления о перечислении субсидии необходимо предоставление копии договора купли-продажи и расписок продавцов в получении денежных средств от получателя субсидии, поскольку товар приобретен ею за наличный расчет у физического лица (подпункт «г» п.6 Порядка). Указанные документы: договор купли-продажи, акты приема-передачи товара и денежных средств заявителем были представлены в Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия. В силу взаимосвязанных положений ст.432, 454 ГК РФ акты приема передачи товара и денежных средств непосредственно свидетельствуют о том, что между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора: продавец передал покупателю товар, а покупатель уплатил за него определенную денежную сумму, что подтверждают их подписи в договоре и в указанных актах.
Согласно п.8 Порядка комиссия в течение пятнадцати дней со дня принятия уполномоченным органом документов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Порядка, проводит их проверку в целях определения полноты оформления и достоверности, содержащихся в них сведений, и на предмет включения заявителя в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии (далее - проверка документов). По результатам проверки документов, но не позднее пятнадцати дней со дня принятия уполномоченным органом документов комиссия представляет руководителю уполномоченного органа свои рекомендации для принятия им одного из следующих решений: о включении заявителя в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии; об отказе включения заявителя в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии. Решение принимается руководителем уполномоченного органа в течение пяти дней, но не позднее пятнадцати дней со дня принятия документов.
Судебным следствием установлено, что Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия отказано заявителю во включении в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии, в нарушение сроков, установленных вышеуказанным пунктом Порядка, - 21 декабря 2011 года, то есть по истечении двух месяцев со дня принятия документов, тогда как срок рассмотрения указанных заявлений установлен в 15 дней со дня принятия документов.
Комиссия Министерства сельского хозяйства РК не постановила конкретной рекомендации для принятия решения по заявлению Доржиевой. Следовательно, сам по себе отказ должностного лица представляется постановленным как с нарушением сроков, установленных Порядком, так и безосновательно.
При установленных обстоятельствах решение должностного лица об отказе Доржиевой К.У. во включении в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии, суд признает незаконным, а её заявление подлежащим судебной защите путем восстановления нарушенного права и присуждения к исполнению обязанности должностного лица органа исполнительной власти.
В силу ст.98. ГПК РФ суд, разрешая заявление Доржиевой К.У., взыскивает с государственного органа, решение которого оспаривается, понесенные заявителем по делу судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины согласно квитанции 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Доржиевой Кеми Улановны об оспаривании решения должностного лица государственного органа удовлетворить.
Признать решение Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 21 декабря 2011 года об отказе во включении Доржиевой Кеми Улановны в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии, незаконным.
Обязать Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия включить Доржиеву Кемю Улановну в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии из республиканского бюджета на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота и перечислить субсидию на расчетный счет заявителя.
Об исполнении решения суда сообщить гражданке Доржиевой Кеме Улановне, а также в суд не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия в пользу Доржиевой Кеми Улановны 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Калмыкия через Ики-Бурульский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья