ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2702/19 от 29.07.2019 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-2702/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Керимовой Л.А., с участием представителя истца Полубояровой О.В., представителей ответчика Шкиль А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

29 июля 2019 года

материалы гражданского дела по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление «Омскмелиоводхоз» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту интересов РФ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование иска указано следующее. Омской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с решением от 07.03.2019 № 7-13-19/314 проведена проверка исполнения требований водного законодательства, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в деятельности ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз», в ходе которой выявлены нарушения, выразившееся в отсутствии проведения компенсационных мероприятий за период 2017-2018 годы по осуществлению забора воды из рек Иртыш и Омь, предусмотренные заключениями Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование, принятых Минприроды Омской области. В целях устранения нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов Омским межрайонным природоохранным прокурором руководителю ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз» внесено представление об устранении нарушений закона № 7-6-19/470 от 10.04.2019. Из ответа Врио директора Предприятия на указанное представление от 14.05.2019 № 179 следует, компенсационные мероприятия не выполнены, заявка о согласовании деятельности по забору воды из реки Омь в Верхнеобское ТУ Росрыболовства не подана. В связи с нарушением интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством, просит обязать ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз» провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключениями Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству:

- от 21.02.2017 № по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Лузинской ГНС»;

- от 21.02.2017 № по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Сибирской ГНС»;

- от 21.02.2017 № по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Харинской ГНС»;

- от 18.09.2017 № по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Дружбинской ГНС»;

- от 18.09.2017 № по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Красноярской ГНС»;

- от 18.09.2017 № по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Рассветовской ГНС»;

- от 18.09.2017 № по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Ачаирской ГНС»;

- от 19.09.2017 № по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Пушкинской ГНС»;

- от 19.09.2017 № по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Усть-Заостровской ГНС»;

- от 19.09.2017 № по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Таврической ГНС» о согласовании деятельности по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из рек Иртыш и Омь на состояние водных биоресурсов и среды их обитания; взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Полубоярова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Не возражала против исполнения решения в срок до 01.09.2020. Просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз» Шкиль А.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что Учреждение не осуществляло забор воды на Таврической ГНС, и не согласно с объемами проведения компенсационных мероприятий, указанных в заключениях по причине соответствия объема забора воды используемого для расчета с фактическим забором воды, осуществляемым учреждением. Просили в иске отказать.

Представители третьего лица Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в судебном заседании участия не принимали, представили суду отзыв, согласно которому полагают, что требования прокуратуры подлежат удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Из ст. 8 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности помимо прочего, возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также вследствие иных действий граждан и юридических лиц, вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Статьей 12 ГК РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре отнесено к способам защиты гражданских прав.

В соответствии с положениями статей 3, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Поверхностные воды, растительный мир, животные и другие организмы и их генетический фонд как компоненты природной среды, в силу ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ч. 1).

В силу статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Указанная деятельность осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством РФ.

В соответствии с подпунктами «б», «ж», «з» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:

- оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;

- определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;

- проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц к основному виду деятельности ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз» относится предоставление услуг в области растениеводства.

Судом установлено, что ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз» осуществляет пользование водными объектами – реками Иртыш и Омь, имеющих рыбохозяйственное и природоохранное значение, для забора (изъятия) водных ресурсов для забора (изьятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование, принятых Минприроды Омской области в соответствии с полномочиями, предоставленными п.10 ч. 3 ст. 11, ч. 2 ст. 21 Водного кодекса РФ: № от 16.04.2013 г., № от 23.05.2018 г. с целью использования реки Омь (правый берег) на 12,0 км. от устья с местом забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в <адрес>. Географические координаты места забора воды Пушкинской головной насосной станции: 55? 01? 36? СШ, 73? 32? 40? ВД; от 13.05.2016 г. с целью использования реки Иртыш (левый берег) на 2022 км. от устья с местом забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения Черлакского муниципального района. Географические координаты места забора воды Сибирской головной насосной станции: 55? 02? 09? СШ, 74? 53? 17? ВД; от 10.12.2013 г. с целью использования реки Иртыш (левый берег) на 1916,4 км. от устья с местом забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в Таврическом муниципальном районе. Географические координаты места забора воды Таврической головной насосной станции: 54? 33? 13? СШ, 74? 06? 26? ВД; № 55-14.01.01.001-Р-РМИО-С-2016-00680/00 от 13.05.2016 г. с целью использования реки Иртыш (левый берег) на 1976 км. от устья с местом забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения Черлакского муниципального района. Географические координаты места забора воды Дружбинской головной насосной станции: 54? 08? 59? СШ, 74? 45? 00? ВД; от 22.02.2013 г., от 08.05.2018 г. с целью использования реки Иртыш (левый берег) на 1803,0 км. от устья с местом забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в Омском муниципальном районе. Географические координаты места забора воды Харинской головной насосной станции: 55? 09? 55? СШ, 73? 11? 32? ВД; -ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ, -ДД.ММ.ГГГГ. от 23.05.2018 г. с целью использования реки Иртыш (правый берег) на 1870,0 км. от устья с местом забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в Омском муниципальном районе. Географические координаты места забора воды Усть-Заостровской головной насосной станции: 54? 46? 41? СШ, 73? 35? 08? ВД; -ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ, -ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ с целью использования реки Иртыш (левый берег) на 1813,0 км. от устья с местом забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в Омском муниципальном районе. Географические координаты места забора воды Лузинской головной насосной станции: 55? 03? 49? СШ, 73? 08? 68? ВД; -ДД.ММ.ГГГГ.001-Р-РМИО-С-2013-00390/00 от ДД.ММ.ГГГГ, -ДД.ММ.ГГГГ.001-Р-РМИО-С-2018-00783/00 от ДД.ММ.ГГГГ с целью использования реки Иртыш (правый берег) на 1913,0 км. от устья с местом забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в Омском муниципальном районе. Географические координаты места забора воды Ачаирской головной насосной станции: 54? 34? 14? СШ, 74? 03? 33? ВД; -ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ, -ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ с целью использования реки Иртыш (левый берег) на 1807,0 км. от устья с местом забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в Омском муниципальном районе. Географические координаты места забора воды Рассветовской головной насосной станции: 55? 07? 04? СШ, 73? 08? 12? ВД; -ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ, -ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ с целью использования реки Иртыш (правый берег) на 1760,0 км. от устья с местом забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в Омском муниципальном районе. Географические координаты места забора воды Красноярской головной насосной станции: 55? 20? 56? СШ, 73? 10? 29? ВД.

ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз» получены соответствующие заключения Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее Верхнеобское ТУ Росрыболовства) о согласовании осуществления вышеуказанной деятельности на срок действия договоров водопользования на основании указанных решений о предоставлении водного объекта в пользование, по заявкам Предприятия, поданным в соответствии с Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384: заключение от 21.02.2017 № 02-51/636 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Лузинской ГНС»; заключение от 21.02.2017 № 02-51/642 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Сибирской ГНС»; заключение от 21.02.2017 № 02-51/643 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Харинской ГНС»; заключение от 18.09.2017 № 02-51/4002 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Дружбинской ГНС»; заключение от 18.09.2017 № 02-51/4003 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Красноярской ГНС»; заключение от 18.09.2017 № 02-51/4004 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Рассветовской ГНС»; заключение от 18.09.2017 № 02-51/4005 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Ачаирской ГНС»; заключение от 19.09.2017 № 02-51/4023 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Оми для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Пушкинской ГНС»; заключение от 19.09.2017 № 02-51/4024 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Усть-Заостровской ГНС»; заключение от 19.09.2017 № 02-51/4025 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Таврической ГНС» (л.д.21-180).

07.03.2019 в адрес ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз» Омским межрайонным природоохранным прокурором вынесено решение о проведении проверки об исполнении Предприятием компенсационных мероприятий по указанным заключениям, направлено соответствующее уведомление от 11.03.2019 №7-14-19/313 (л.д.11-12).

В ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, Омским межрайонным природоохранным прокурором руководителю ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз» внесено представление об устранении нарушений закона № 7-6-19/470 от 10.04.2019 (л.д.16-19).

Из ответа Врио директора Предприятия В.Э.Муни на указанное представление от 14.05.2019 № 179 следует, что компенсационные мероприятия в 2018 году не выполнены ввиду отсутствия финансирования, сведений о направлении заявки о согласовании деятельности по забору воды из реки Омь в Верхнеобское ТУ Росрыболовства не имеется, руководителем направлено письмо в ТУ Росрыболовство по корректировке возмещения ущерба согласно фактическому объему забранной воды (л.д.20).

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Из содержания указанных норм права следует, что деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающая прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

В соответствии с п.7 Положения 380 мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 настоящего Положения, осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.

Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства биоресурсов осуществляются в порядке, устанавливаемом в соответствии с частью 7 статьи 45 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Приказом Минсельхоза России от 25.08.2015 № 381 утвержден Административный регламент Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Согласно п. 77 Административного регламента результатом административной процедуры является предоставление заявителю заключения Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства) о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

В соответствии с и. 74 Административного регламента заключение Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства) о согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, должно содержать среди прочего: меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с проектной документацией; выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания; решение о согласовании (об отказе в согласовании) осуществления деятельности.

Ответчику было согласовано осуществление деятельности при условии проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов и среды их обитания (компенсационных мероприятий), в соответствии с действующим законодательством, на что имеется указание в решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулируются, в том числе Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно статье 3 ФЗ № 7 хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Данные принципы являются одним из основополагающих начал российского правопорядка, гарантирующее соблюдение прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, предусмотренную статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные и подземные воды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ФЗ № 7 размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (часть 1 статьи 32 ФЗ №7).

Приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166 по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам (далее - Методика).

Размер вреда водным биоресурсам от осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, определяется согласно главе III Методики.

В соответствии с приведенными нормами, при оценке воздействия на вышеуказанный период хозяйственной деятельности Ответчика был определен размер вреда водным биоресурсам и размер компенсационных мероприятий, выбранных для согласования деятельности.

Согласно пункту 57 Методики проведение восстановительных мероприятий планируется в том водном объекте или рыбохозяйственном бассейне, в котором будет осуществляться намечаемая деятельность и в отношении тех видов водных биоресурсов и среды их обитания (места нереста, зимовки, нагула, пути миграции), которые будут утрачены в результате негативного воздействия такой деятельности.

В случае невозможности проведения восстановительных мероприятий посредством искусственного воспроизводства отдельных видов водных биоресурсов, состояние запасов которых нарушено, искусственное воспроизводство планируется в отношении других более ценных или перспективных для искусственного воспроизводства либо добычи (вылова) видов водных биоресурсов с последующим выпуском искусственно воспроизводимых личинок и/или молоди водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения в количестве, эквивалентном в промысловом возврате теряемым водным биоресурсам. Доказательств невозможности проведения восстановительных мероприятий посредством искусственного воспроизводства отдельных видов водных биоресурсов ответчиком не представлено, поскольку в силу п.7 Положения №380 на него, как на хозяйствующий субъект, возложено проведение мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 Положения.

Указанные обстоятельства также подтверждаются: письмами Предприятия от 18.03.2019 № 105 и приложениями к нему, от 22.03.2019 № 112 и приложениями к нему, формами федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) за 2018 и 2019 годы и другими материалами проверки.

Таким образом, суд приходит к выводу, что подлежат удовлетворению исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление «Омскмелиоводхоз», поскольку в нарушение, выданных Верхнеобским ТУ Росрыболовства заключений, ответчиком в период 2017- 2018гг., не смотря на осуществление забора воды из рек Иртыш и Омь, должностными лицами ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз», предусмотренные заключениями Верхнеобского ТУ Росрыболовства компенсационные мероприятия за период 2017-2018гг., не выполнены, доказательств обратному суду стороной ответчика не представлено.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Принимая во внимание мнение Омского природоохранного прокурора, с учетом дополнительного времени на заключение договора со специализированной организацией, занимающейся искусственным воспроизводством водных биоресурсов на выпуск молоди в водные объекты Иртышского бассейна, суд считает возможным обязать ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление «Омскмелиоводхоз», исполнить решение суда и провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключениями Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из рек Иртыш и Омь на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, в срок до 01.09.2020.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление «Омскмелиоводхоз» удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление «Омскмелиоводхоз» в срок до 01.09.2020 провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключениями Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству:

- от 21.02.2017 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Лузинской ГНС»;

- от 21.02.2017 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Сибирской ГНС»;

- от 21.02.2017 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Харинской ГНС»;

- от 18.09.2017 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Дружбинской ГНС»;

- от 18.09.2017 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Красноярской ГНС»;

- от 18.09.2017 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Рассветовской ГНС»;

- от 18.09.2017 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Ачаирской ГНС»;

- от 19.09.2017 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Пушкинской ГНС»;

- от 19.09.2017 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Усть-Заостровской ГНС»;

- от 19.09.2017 по объекту «Забор водных ресурсов из реки Иртыш для орошения сельхозкультур на землях сельхозназначения на Таврической ГНС» о согласовании деятельности по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из рек Иртыш и Омь на состояние водных биоресурсов и среды их обитания.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Омскмелиоводхоз» в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья подпись М.Л. Жидкова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>