Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Дело № 2-2702/2020
Приокский районный суд г.Нижний Новгород в составе:
Председательствующего судьи Кузичевой И.Н.,
При секретаре Голендеевой С.Д.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО1 к ООО «ПЭК» о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза при перевозке, взыскании убытков по проведению экспертного исследования, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов по оплате услуг представителя, компенсации морального вреда, штрафа,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику ООО «ПЭК» о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза при перевозке, взыскании убытков по проведению экспертного исследования, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов по оплате услуг представителя, компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование требований в исковом заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГг приобрел по договору купли-продажи у ФИО2 (продавец) фару переднюю правую ToyotaMajesta стоимостью 100 000 руб. В соответствии с поручением экспедитору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПЭК» приняло на себя обязательство по организации услуги, связанной с перевозкой груза - запчасть (фара) торговой марки Toyota стоимостью 100 000 руб. в количестве одного места, весом 6 кг, объемом 0,05 куб.м., из <адрес> в пункт назначения - <адрес>. При отправлении груза ФИО2 заказал услугу по упаковке груза, также по поручению ФИО1 груз был застрахован на сумму 100 000 руб. При получении груза ДД.ММ.ГГГГ было обнаружено повреждение груза и его упаковки в виде сильного замятия коробки. Был составлен акт о наличии расхождений в количестве и качестве груза. Для определения размера причиненного ущерба истец обратился в ООО «Приволжский центр экспертиз». Согласно акту экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ - ремонт правой автомобильной блок-фары для автомобиля ToyotaMajesta не предусмотрен заводом-изготовителем; рыночная стоимость аналогичной новой фары - 95 196 руб. Стоимость экспертного исследования - 4 500 руб. Претензия истца от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о возмещении ущерба, причиненного порчей груза в размере 100 000 руб. и убытков в размере 4 500 руб. оставлена ответчиком без удовлетворения.
Истец просит взыскать с ответчика:
Ущерб, причиненный повреждением груза при его перевозке автомобильным транспортом, в размере 100 000 руб.,
Убытки по проведению экспертного исследования в размере 4 500 руб.,
Проценты за пользование чужими денежными средствами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 168 руб. 88 коп. с последующим перерасчетом на день вынесения решения, а со дня, следующего за днем вынесения решения суда по делу по день фактического исполнения обязательств в соответствии со ст.395 ГК РФ,
Расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.,
Компенсацию морального вреда 10 000 руб.,
Штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий по доверенности, исковые требования ФИО1 поддержал. Истец в суд не явился, в письменном заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ФИО4, действующий по доверенности, исковые требования не признал, полагает, что причинно-следственная связь между причиненным ущербом и действиями ООО «ПЭК» отсутствует.
3-е лицо ФИО2, проживающий в <адрес>, в суд не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГг к нему обратился ФИО1, проживающий в Нижнем Новгороде, с намерением приобрести фару на автомобиль ToyotaMajesta. Вопросы по купле-продаже решались дистанционно. Созвонившись по видеосвязи, ФИО2 продемонстрировал качественное состояние продаваемого товара - фары: фара новая, продавалась с незначительной уценкой в связи с наличием мелких несущественных потертостей на корпусе ввиду длительного хранения. ФИО1 принял решение о приобретении данного товара. Путем обмена по электронной почте - был заключен договор купли-продажи фары на автомобиль ToyotaMajesta №. Стоимость товара 100 000 руб. полностью оплачена ФИО1 посредством безналичного перевода. Также по согласованию с покупателем было определено, что товар передается посредством отправления транспортной компанией. Услуги по транспортировке по согласованию сторон оплачивает покупатель. Было принято решение о направлении товара транспортной компанией ООО «ПЭК», для чего ДД.ММ.ГГГГг он (ФИО2) направился в отделение данной организации в <адрес>. Перед отправкой он (ФИО2) сделал фотографии фары, которые приложил к своему отзыву, а также передал покупателю 25 августа в день оплаты и отправки товара. При отправлении он (ФИО2) указал менеджеру-приемщику о характере товара, что он хрупкий, требует дополнительной упаковки. С учетом особенностей груза в ООО «ПЭК» была приобретена услуга по упаковке товара, а также по согласованию с ФИО1 товар был застрахован на сумму покупной цены в размере 100 000 руб. 31 августа ему (ФИО2) позвонил ФИО1 и сообщал, что груз принят, но имеет повреждения в виде обломанных креплений фары и уже существенных потертостей на корпусе и остеклении фары.
ПАО Страховая акционерная компания «Энергогарант», привлеченное судом к участию в деле в качестве 3-го лица, о времени и месте судебного заседания извещено надлежаще, представитель в суд не явился.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.801 ГК РФ:
1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст.802 ГК РФ:
1. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.
В соответствии со ст.803 ГК РФ:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
В соответствии со ст.421 ГК РФ:
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно разъяснениям пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции, урегулированы специальными законами, в частности, ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Согласно ст.6 ФЗ от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»:
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ст.7 ФЗ от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»:
1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Согласно ст.8 ФЗ от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»:
1. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг ФИО2 (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключили договор купли-продажи запасной части - фара передняя правая для ToyotaMajesta, каталожный №, состояние: новое (уценка) - имеются потертости на стекле (л.д.17-18). Состояние фары отражено в Приложении 1 к настоящему договору (фототаблица), которое является неотъемлемой частью договора (фотографии в количестве 4 штук ФИО2 приложил к своему отзыву на исковое заявление).
Из материалов дела следует, что стороны заключили публичный договор на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию.
В публичной оферте содержатся все условия договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг, которая размещена на официальном сайте ООО «ПЭК» в сети Интернет по адресу www.pecom.ru. Полная информация об оказываемой экспедитором услуге по транспортировке груза находится в свободном доступе.
Указанный Договор является официальным предложением Общества с ограниченной ответственностью "ПЭК" физическому лицу заключить договор на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию на указанных в нем условиях и публикуется в сети Интернет на сайте Экспедитора по указанному выше адресу.
В соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ данный документ является публичной офертой.
Согласно Договору транспортно-экспедиционного обслуживания (договор публичной оферты) - Договор считается заключенным с момента его акцепта путем присоединения Клиента к его условиям. Фактом присоединения к условиям Договора является заказ услуги, и/или сдача груза, и/или оплата услуги, и/или получение груза. Акцепт оферты равносилен заключению Договора на условиях, изложенных в оферте (л.д.91-94).
Установлено, что по Экспедиторской расписке № № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПЭК» приняло обязательство по транспортно-экспедиционному обслуживанию груза «запчасти», грузовых мест «1», по маршруту Ярославль -<адрес>, а также по оказанию услуги - защитная транспортировочная упаковка груза в <адрес>. Грузоотправитель: ФИО2; грузополучатель, он же клиент - ФИО1 Согласно экспедиторской расписке груз принят без сопроводительных документов, «упаковка»: картон, принят с повреждениями. Груз застрахован на сумму 100 000 руб.
Пунктом 2.2.1.7 договора предусмотрено, что до момента заказа услуг, клиент обязан ознакомиться с тарифами экспедитора, правилами оказания услуг, ориентировочными сроками оказания услуг, формами документов, используемыми сокращениями, дополнительными условиями и иной информацией, размещенной на сайте. Заказ услуг экспедитора является надлежащим и достаточным подтверждением того, что клиент с вышеуказанной информацией ознакомлен в полном объеме.
Пунктом 3.1.1 договора публичной оферты на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию акцептированной истцом предусмотрено, что груз принимается от клиента (грузоотправителя) по родовому наименованию без досмотра и проверки содержимого упаковки на предмет работоспособности, соответствия наименования, внутренней комплектации, количества и качества вложений, наличия явных или скрытых дефектов, чувствительности к температурному воздействию.
Пунктом 2.2.1.1 договора предусмотрено, что клиент обязан передать экспедитору груз, упакованный в тару, которая обеспечивает его целостность и сохранность при транспортировке по технологии перевозки «сборный груз» и не позволит нанести вред перевозимым совместно с ним грузам других клиентов, а также транспортному средству и оборудованию.
Согласно пункту 2.2.1.2 клиент обязан предоставить экспедитору документы и/или другую информацию, необходимые для организации перевозки груза, осуществления различных видов государственного контроля, а также документы, свидетельствующие об особых свойствах груза. Информация об условиях транспортировки груза предоставляется клиентом в письменном виде.
Условиями договора предусмотрено, что клиент самостоятельно определяет соответствие упаковки характеру груза, которая обеспечит его сохранность при транспортировке (п.3.2.1). Клиент вправе заказать дополнительную упаковку груза (п.3.2.2). Дополнительная упаковка не освобождает клиента от обязательств по обеспечению надлежащей внутренней/внутритарной упаковки груза. Ответственность за повреждение груза при целостности дополнительной упаковки лежит на клиенте (п.3.2.2.2).
При приёмке груза в Поручении экспедитору/экспедиторской расписке в разделе «Упаковка» была сделана отметка о том, что груз принят с повреждениями.
Груз перевозился в защитной транспортировочной упаковке, которая повреждений не имела.
Акт оказанных услуг (по факту выдачи груза) и Накладная на выдачу сборного груза от ДД.ММ.ГГГГ подписаны представителем истца ФИО3 без замечаний, соответственно услуги (защитная транспортировочная упаковка груза и транспортно-экспедиционные услуги) были оказаны в полном объёме.
При получении груза был составлен акт № № от ДД.ММ.ГГГГ о наличии/отсутствии расхождений в количестве и качестве груза, согласно которому во время выдачи груза при вскрытии упаковки выяснилось, что в коробке находилась фара и она повреждена. Выявить были ли повреждения при принятии на склад отправителя или же груз был поврежден во время перевозки не является возможным (л.д.102).
Согласно п.6.3 Договора, если состояние упаковки на момент выдачи груза соответствует состоянию упаковки на момент приемки груза к перевозке, Экспедитор не несет ответственности за соответствие наименования, количества и качества вложений (содержимого) сопроводительной документации, наличие явных или скрытых дефектов и внутритарную недостачу.
Поскольку в экспедиторских документах не содержится информации о наличии повреждения защитной транспортировочной упаковки, то ответственность за повреждение груза не может быть возложена на ответчика.
Таким образом, причинно-следственная связь между причиненным ущербом и действиями ООО «ПЭК» отсутствует.
Истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям допустимости, подтверждающих, что груз был получен с иными повреждениями, чем был принят экспедитором для перевозки. В акте экспертного исследования, представленного истцом, №/п от ДД.ММ.ГГГГ. лишь определена рыночная стоимость аналогичной новой блок-фары, причины повреждений не устанавливались.
Ходатайство о назначении экспертизы по определению причины образования повреждений истцом (представителем истца) не заявлено.
Согласно условиям договора на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию, заключенному сторонами, ответственность за состояние груза и упаковки, в которой груз был сдан экспедитору, несет грузоотправитель. Экспедитор несет ответственность за повреждение груза только в случае нарушения дополнительной упаковки.
Оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку истцом не представлено допустимых и достаточных доказательств тех обстоятельств, на которых он основал свои требования, а именно того, что груз был поврежден в процессе транспортировки, что груз был получен с иными повреждениями, чем был принят экспедитором для перевозки. При этом обязательства, за которые отвечает ответчик, исполнены им в полном объеме.
Поскольку в удовлетворении основного требования о возмещении ущерба истцу отказано, оснований для удовлетворения других исковых требований и взыскания судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 отказать в иске к ООО «ПЭК» о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза при перевозке, взыскании убытков по проведению экспертного исследования, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов по оплате услуг представителя, компенсации морального вреда, штрафа.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца через Приокский районный суд г.Нижнего Новгорода.
Судья Кузичева И.Н.
<данные изъяты>