К делу № 2-2702/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2021 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Гареевой С.Ю.
при секретаре Тищенко Т.П.
с участием истца ФИО1, представителей истца ФИО8, ФИО6, представителя ответчика ФИО7, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании денежных средств,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании 884 727,90руб. и судебных расходов по оплате госпошлины – 12047руб.
В обоснование иска сослался на то, что на территории муниципального образования город Краснодар реализуется основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №.
ФИО1 в составе семьи из трех человек (супруга ФИО4, сын - ФИО1) с 13.03.2018 года является участником указанного Основного мероприятия, а с 21.03.2019г.признаны нуждающимися в жилом помещении.
В соответствии с порядком реализации Основного мероприятия истцом 21.03.2019г. получен ипотечный кредит в банке ПАО КБ «Центр-Инвест» на общую сумму в размере 1 350 000 руб. и приобретено жилое помещение (квартира), расположенная по адресу: город Краснодар, <адрес>, <адрес>. Об указанном факте истец уведомил заместителя начальника (специалиста) отдела по финансовому и фондовому рынку и жилищных программ управления экономического развития, инвестиций, и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар ФИО5
Вместе с тем, ответчик не уведомил истца о включении, либо невключении истца в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
В то время как, опираясь на условия гарантированной государством федеральной целевой программы истец реализовал свое право, и надлежащее исполнение ответчиком возложенных на него обязанностей позволило бы ФИО1 использовать социальную выплату для погашения части суммы основного долга в размере 884 727,90руб. Уведомлением № от 14.12.2020 года ответчик сообщил истцу о том, что он и его семья исключена из списков участников Мероприятия по муниципальному образованию город Краснодар. Что, по мнению ФИО1 являться неправомерным. Поскольку ответчик произвольно лишил его возможности реализовать гарантируемое Конституцией Российской Федерации право.
В результате действий ответчика истцу причинены убытки в размере 884 727,90руб., которые подлежат взысканию с администрации муниципального образования город Краснодар на основании ст.1069 ГК РФ.
В судебном заседании истец и его представители ФИО8, ФИО6, действующие на основании доверенностей, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как было установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.05.2018 №ФИО1в составе семьи их трех человек (он, супруга и сына) был включен в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году.
21.03.2019г. истцом заключен кредитный договор с ПАО КБ «Центр-инвест» на общую сумму в размере 1 350 000 руб. и приобретено жилое помещение (квартира), расположенная по адресу: город Краснодар, <адрес>, <адрес>.
Соответственно, размер социальной выплаты для погашения долга по кредиту должен составлять 884 727,90 руб.
Постановлением от 31.05.2019 № администрация включила семью ФИО1 в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году.
Постановлением от 28.05.2020 № администрация включила семью ФИО1 в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году.
Однако впоследствии постановлением администрация муниципального образования город Краснодар от 02.12.2020 № "О внесении изменений в постановление администрация муниципального образования город Краснодар от 28.05.2020 №" семья ФИО1 исключена из списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" в связи с превышением возраста одного из супругов 35 лет.
По мнению истца, невключение его семьи в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, а впоследствии исключение из указанного списка, неправомерно.
Оценив в совокупности представленные по делу доказаельства по правилам ст.67 ГПК РФ суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
С 1 января 2018 года действие федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710.
Согласно изменениям, внесенным в акты Правительства Российской Федерации указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (пункт 26 Правил).
Утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, предусмотренной пунктом 3 приложения № 5 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
При этом, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В Краснодарском крае исполнительным органом власти субъекта, формирующим и утверждающим списки семей - участников мероприятия, является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
Согласно информации, указанной в представленном в материалах дела письме управления экономики администрации муниципального образования город Краснодар от 15.02.2021 № 5721/12 (л.д.30-32), в соответствии с подпунктом а) пункта 6 Правил, пунктами 3.5, 3.6(1) и 3.7 приложения № 1 раздела 3 Порядка реализации целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» приказа министерства от 25.05.2018 № 195, а также приказом министерства от 05.11.2020 № 626 «Об утверждении списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Краснодарскому краю», семья ФИО1 не включена министерством в сводный список претендентов по Краснодарскому краю на получение социальных выплат в 2021 году, в связи с чем была исключена из муниципального списка молодых семей - участников мероприятия.
Таким образом, лицом, исключившим семью истца из указанных списков является министерство, как уполномоченный на формирование и утверждение указанных списков орган исполнительной власти субъекта, а не администрация муниципального образования город Краснодар.
При таких обстоятельствах, администрация мунипального образования является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску иску. В судебном заседании 16.02.2021г. представитель истца указал, что оснований для привлечения министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в качестве соответчика не имеется, поскольку обязанность по ведению программы возложено на администрацию муниципального образования город Краснодар, которая отказал истцу в предоставлении социальной выплаты. В связи с чем, отказался от привлечения указанного лица в качестве соответчика.
Ввиду того, что согласно ст.41 ГПК РФ замена ненадлежащего ответчика другим лицом возможна лишь с согласия истца, судом разрешено дело по предъявленному иску.
Таким образом, требования истца являются незаконными и необоснованными, так как ответчик в соответствии с законом не должен отвечать по данному иску.
Также отсутствуют основания для взыскания убытков в связи со следующим.
Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (ст.1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты, включающих в том числе и полное возмещение убытков (ст.15).
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный вред), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, для взыскания вреда лицо, требующее его возмещения, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наступление вреда (возникновение убытков), причинно-следственную связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда.
Содержащиеся в ст. 1069 ГК РФ положения не конкретизируют порядок признания названных действий незаконными, не содержат регулирования распределения бремени доказывания их незаконности. Подобные вопросы регламентируются иными нормами, в иных процедурах, целью которых является не разрешение спора о праве, а осуществление контроля, в том числе судебного, за законностью действий государственных и муниципальных органов и их должностных лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2009 N 1005-О-О"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Уния" на нарушение конституционных прав и свобод статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации").
В данном случае, предоставление социальных выплат на приобретение жилья непосредственно Конституцией Российской Федерации не предусмотрено, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Сам факт включения органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не свидетельствует о предоставлении молодой семье субъективного права на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Возможность предоставления молодой семье права на получение социальной выплаты в соответствующий год обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования для реализации данной подпрограммы, количеством молодых семей, изъявивших желание получит субсидию в текущем году.
Кроме того, предусмотренная федеральной целевой программой "Жилище" социальная выплата не является доходом, получаемым при обычных условиях гражданского оборота, поскольку молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии, сроки получения которой не определены. При этом в случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
При таких обстоятельствах денежные средства, заявленные к взысканию, нельзя отнести к убыткам, поскольку неполученная социальная выплата не является реальным ущербом (утрата или повреждение имущества потерпевшего) либо неполученным доходом (упущенной выгодой).
Таким образом, суд не находит оснований, предусмотренных действующим законодательством для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании 884 727руб.90коп. (восьмисот восьмидесяти четыре тысяч семисот двадцати семи рублей девяносто копеек) отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня составления его в окончательном мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы.
Федеральный судья
Решение изготовлено 19.03.2021г.