ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2703 от 25.11.2011 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ханты-Мансийск 25 ноября 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронина С.Н.,

при секретаре Калининой Д.О.,

с участием представителя истца, представителей ответчиков, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2703/11 по исковому заявлению Мингалева ФИО12 к Департаменту управления делами Губернатор ХМАО-Югры, Департаменту финансов ХМАО-Югры, Департаменту по внутренней политике ХМАО-Югры, Аппарату Губернатора ХМАО-Югры о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Истец - Мингалев П.Н. обратился в ФИО3-Мансийский районный суд с исковыми требованиями к ответчику - Департаменту управления делами ФИО5-Югры о взыскании денежных средств, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен на должность государственной гражданской службы-помощника .ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с истцом прекращен и в тот же день приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ он назначен на должность государственной гражданской службы-заместителя директора Департамента по вопросам юстиции ФИО7-Югры. ДД.ММ.ГГГГ в связи с упразднением Департамента по вопросам юстиции ФИО7-Югры, служебный контракт с истцом был расторгнут, он освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы согласно п.6 ч.1 ст.33 ФЗ РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Решением № организационно-методической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцу представлено право на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение пятого месяца со дня увольнения. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом сохранен средний месячный заработок в течение шестого месяца со дня увольнения. Согласно справки, среднемесячная заработная плата истца в Департаменте по вопросам юстиции ФИО7-Югры составила  рублей. Департамент управления делами Губернатора ХМАО-Югры является правопреемником упраздненного Департамента по вопросам юстиции ХМАО-Югры в части переданных функций по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей и переименованного Управления делами Губернатора ХМАО-Югры. Несмотря на неоднократные претензии истца от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, истцу до настоящего времени не был выплачен среднемесячный заработок за пятый, шестой месяцы со дня увольнения, в размере  рублей. Кроме того, истцу до настоящего времени не была выплачена премия по результатам работы за 2010 года. Истцом в 2010 году фактически было отработано 184 дня, таким образом, подлежащая истцу выплата премии по результатам работы за 2010 год за фактически отработанное время составляет  рублей. Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере  рублей, из них:  рублей, в счет сохраняемого заработка на период трудоустройства,  рублей, в счет премиальной выплаты по результатам работы за 2010 год.

В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела к участию в процессе в качестве соответчиков по делу, судом были привлечены - Департамент по внутренней политике ХМАО-Югры, Аппарат Губернатора ХМАО-Югры, Департамент финансов ХМАО-Югры.

Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения по существу иска, а также указав, что в результате действий по упразднению Департамента по вопросам юстиции ХМАО-Югры, он фактически лишился возможности получить причитающиеся ему денежные средства.

Ответчики заявленных требований не признали, представили суду письменные отзывы по существу заявленных требований.

В судебном заседании, в своих доводах, представители ответчиков (соответчики) указали, что они не являются правопреемниками Департамента по вопросам юстиции ХМАО-Югры, т.е. не могут нести соответствующей ответственности по выплате истцу причитающихся денежных средств. Соответчики не могут являться надлежащими ответчиками по делу.

Представитель ответчика- Департамент финансов ХМАО-Югры, действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что функции Департамента по вопросам юстиции ХМАО-Югры переданы, в части материльно-технического обеспечения мировых судей, Департаменту управления делами Губернатора ХМАО-Югры. Согласно положениям ст.ст.56-65 ГК РФ, Департамент по вопросам юстиции ХМАО-Югры фактически был реорганизован в форме разделения, а не ликвидации без перехода прав и обязанностей. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Департамент управления делами ХМАО-Югры фактически является правопреемником Департамента по вопросам юстиции ХМАО-Югры, и который является надлежащим ответчиком по делу.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Так, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в должности государственной гражданской службы -

В соответствии с приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ, истец - Мингалев П.Н. был назначен на должность государственной гражданской службы - заместителя директора Департамента по вопросам юстиции ХМАО-Югры.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с упразднением Департамента по вопросам юстиции ФИО7-Югры, служебный контракт с истцом был расторгнут, он освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы согласно п.6 ч.1 ст.33 ФЗ РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Нормами ст.31 ФЗ РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено, что при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом, выходное пособие не выплачивается.

В соответствии со ст.318 ТК РФ, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается средний месячный заработок в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно п.4 Постановления Президиума Верховного суда РФ от 05.12.2008 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2008 года», государственным гражданским служащим при увольнении с государственной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по п.6 ч.1 ст.33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» выплачивается компенсация согласно п.9 ст.31 данного Федерального закона в размере четырехмесячного денежного содержания, которое сохраняется за ними в порядке, предусмотренном ч.2 ст.318 ТК РФ (подобно сохранению среднего месячного заработка за лицами, увольняемыми в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации в этих же районах и местностях), также на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев со дня увольнения с учетом выплаты указанной компенсации, то есть в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения.

В судебном заседании установлено, что Решением № организационно-методической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцу представлено право на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение пятого месяца со дня увольнения.

Кроме того, Решением № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом сохранен средний месячный заработок в течение шестого месяца со дня увольнения.

При наличии указанного, истец, в соответствии с действующим законодательством, имеет право на получение сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за пятый и шестой месяц со дня своего увольнения.

В судебном заседании установлено (подтверждено документально и сторонами не оспаривается), что средняя ежемесячная заработная плата истца составляет . Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию общая денежная сумма в размере  рублей, в счет сохраняемого заработка за 5 и 6 месяц.

В заявленных исковых требованиях истец просит взыскать в его пользу  рублей, в счет премиальной выплаты по результатам работы за 2010 год.

Суд считает необходимым отметить, что в соответствии со ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.ст.3,11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №20-оз от 04 апреля 2005 года «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.

В силу ст.19 указанного нормативного правового акта, лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.

Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.

В соответствии с п.3.5 «Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий»», утвержденного постановлением Губернатора автономного округа от 25.04.2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа-Югры» лицам, замещающим должности государственной гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год также выплачивается премия по результатам работы за год в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Рассматривая обоснованность заявленных требований в указанной части, судом установлено, что Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №22 от 19.02.2011 года, были внесены изменения в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №55 от 25.04.2005 года «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа-Югры», согласно которым премия по итогам работы за год выплачивается работникам, которые состояли в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года.

В свою очередь, в соответствии со ст.12 ТК РФ, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

К отношениям, возникшим до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В судебном заседании установлено, что правоотношения с истцом, связанные с прохождением государственной гражданской службы, были прекращены 30.09.2010 года, соответственно к ним не может быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесенными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №22 от 19.02.2011 года.

На момент увольнения, в соответствии с действовавшими нормативными правовыми актами, истец имел право на получение премии по итогам работы за 2010 год.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №83-рг от 02 марта 2011 года, государственным гражданским служащим Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выплачена премия по итогам работы за 2010 год в размере трех месячных фондов денежного содержания.

Обстоятельства, установленные в судебном заседании, свидетельствуют, что истец - Мингалев П.Н. имеет право на получение премии по результатам работы за год (пропорционально отработанному времени в 2010 году), как лицо, проработавшее неполный календарный год, из расчета трех месячных фондов денежного содержания.

В судебном заседании установлено, что в 2010 году истец имел количество фактически отработанных дней - 156 (в соответствии с табелем учета рабочего времени). Размер месячного фонда денежного содержания истца составлял  рублей.

В судебном заседании истец уточнил свои требования, согласно которым он просит взыскать в его ползу  рублей, в счет премии по результатам работы, из расчета отработанных 156 дней и денежного содержания .

Расчет истца суд принимает во внимание, т.к. последний является обоснованным, нашел свое обоснованное подтверждение в судебном заседании и соответчиками не оспорен.

Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию  рублей, в счет премии по результатам работы ха 2010 год.

Совокупность обстоятельств, установленных в судебном заседании и имеющих существенное значение для дела, свидетельствуют, что денежные средства подлежат взысканию с ответчика - Департамент управления делами Губернатора ХМАО-Югры. К данному выводу суд пришел по следующим основаниям.

Так, Распоряжением Губернатора ХМАО - Югры № 241-рг от 19.07.2010. исполнительный орган государственной власти - Департамент по вопросам юстиции ХМАО - Югры упразднен. Председателю ликвидационной комиссии поручено оказать работникам упраздняемого исполнительного органа государственной власти автономного округа содействие в трудоустройстве, а при невозможности трудоустройства - обеспечить предоставление им льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 ГК РФ под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам. При этом под правами и обязанностями понимаются не только имущественные правоотношения ликвидируемого юридического лица, но весь комплекс правоотношений, вытекающих из правоспособности этого юридического лица.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ возможность иметь гражданские права и нести обязанности должна быть предусмотрена в учредительных документах юридического лица и соответствовать целям деятельности юридического лица.

Требованиями ст.57 ГК РФ предусмотрено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 4 статьи 34 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 апреля 2010 года N 62-оз "О системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях реализации постановления Губернатора автономного округа от 13.04.2010 N 67 "О структуре исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Губернатором ХМАО-Югры было подписано Постановление №68 от 13.04.2010г. «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов ХМАО-Югры».

Указанным Постановлением предусмотрено - Передать:

- функции Департамента по вопросам юстиции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по материально-техническому обеспечению мировых судей Департаменту управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- функции Департамента по вопросам юстиции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации государственной политики в сфере нотариата и обеспечения оказания гражданам адвокатской и бесплатной юридической помощи, обеспечения права граждан на проведение публичных мероприятий, административного и административно-процессуального законодательства Департаменту по внутренней политике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- функции Департамента по вопросам юстиции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сферах организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов автономного округа, организации и ведения государственного реестра нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти автономного округа Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Согласно Постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 30.06.2010г. №113 «О департаменте управления делами Губернатора ХМАО-Югры», утверждено положение о Департаменте управления делами Губернатора ХМАО-Югры, его структура, штатная численность.

При этом, в указанном Постановлении предписано - осуществлять формирование штатной численности Департамента и финансовое обеспечение расходных обязательств по представлению Департаменту управления делами Губернатора ХМАО-Югры бюджетных ассигнований за счет штатной численности упраздняемого Департамента по вопросам юстиции ХМАО-Югры в количестве 467 единиц. Установить, что Департамент управления делами Губернатора ХМАО-Югры является правопреемником упраздняемого Департамента по вопросам юстиции ХМАО-Югры в части переданных функций по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей.

В том случае, когда учредитель юридического лица принимает решение о прекращении деятельности одного юридического лица и об образовании другого юридического лица с другим названием, но с аналогичными целями деятельности и правоспособностью, имеет место не ликвидация юридического лица, а реорганизация в форме преобразования (ч. 1 ст. 57 ГК РФ). При этом в соответствии с ч. 5 ст. 58 ГК РФ к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно Акту приема - передачи, копия которого представлена в суд, подписанного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток активов на сумму  рубля, пассив на сумму  рублей и  рубля, переданы Департаментом по вопросам юстиции ФИО7-Югры Департаменту управления делами ФИО5-Югры.

В ДД.ММ.ГГГГ года в Департамент финансов ФИО7-Югры представлен разделительный баланс Департамента по вопросам юстиции ФИО7-Югры по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на дату реорганизации у департамента по вопросам юстиции ФИО7-Югры отсутствует на балансе нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства и финансовый результат.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что Департамент управления делами ХМАО-Югры является правопреемником Департамента по вопросам юстиции ХМАО-Югры не только по функциям метериально - технического обеспечения мировых судей, но и по остальным обязательствам в соответствии с разделительными балансами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что прекращение деятельности Департамента по вопросам юстиции автономного округа осуществлено путем реорганизации в форме разделения, соответственно Департамент управления делами Губернатора ХМАО - Югры является его правопреемником.

Согласно ч.2 ст.23 федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя обязан предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину, или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Законом ХМАО - Югры от 31.12. 2004. №97-оз "О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" закреплено, что наниматель гражданского служащего автономного округа является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, а представителем нанимателя -руководитель государственного органа автономного округа, лицо, замещающее государственную должность автономного округа, либо руководитель государственного органа или лицо, уполномоченное заключать служебные контракты от имени нанимателя.

Учитывая разрешенный выше вопрос о правопреемстве, обязанности представителя нанимателя истца должны быть исполнены Управляющим делами Губернатора автономного округа согласно п. 10.4 Положения о Департаменте управления делами Губернатора ХМАО - Югры.

Более того, при определении лица, обязанного производить истцу выплаты, суд учитывает установленными, исходя из объяснений истца, и не опровергнутыми ответчиком в судебном заседании, те обстоятельства, что в своей непосредственной профессиональной служебной деятельности истец обеспечивала выполнение упраздненным Департаментом переданных ответчику функций по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Мингалева ФИО13 о взыскании денежных средств - удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры в пользу Мингалева Павла ФИО14 денежную сумму в размере  рублей, в том числе:  рублей, в счет премиальной выплаты по результатам работы за 2010 год;  рублей, в счет сохраняемого заработка на период трудоустройства (за пятый и шестой месяцы).

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского районного суда

ХМАО-Югры п/п С.Н. Воронин