ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2704/20 от 25.09.2020 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-2704/2020

55RS0007-01-2020-004121-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2020 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С. при секретаре судебного заседания Исламовой К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Г.А. к Администрации г. Омска, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья для переселения из районов Крайнего Севера,

Установил:

Истец обратилась с иском к Администрации г. Омска, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья для переселения из районов Крайнего Севера. В обосновании иска указала, что родилась ДД.ММ.ГГГГ<адрес> и проживала до совершеннолетия, после окончания школы переехала в <адрес>, в 1973г. Вместе с мужем и двумя детьми, затем истец с семьей переехали в <адрес>, где она работала до пенсии в организации БратскГэсстрой. В 2006г. Переехала на постоянное место жительство в г. Омск, где проживала ее дочь со своей семьей. Семья дочери приобрела в Омске для себя частный дом, в настоящее время истец проживает вместе с семьей дочери, своего жилья у нее нет.

15.02.2012г. Истцом было написано заявление на постановку на учет для получениягосударственного жилищного сертификата, каждый год согласно правил она должна подтверждать в указанной программе и писать заявления о постановке на учет, что она и делала, каждый год до 1 июля.

10.04.2016г. Истцом был получен ответ на ее заявление о получении сертификата, в котором указали, что обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, осуществляется в форме предоставления социальных выплат на приобретение жилья в виде государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".

Условия включения граждан в участники подпрограммы, формирования списков граждан- участников подпрограммы, а также очередность получения государственных жилищных сертификатов установлены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г.

В соответствии со сводным списком граждан - участников подпрограммы на 2016г. Истец значилась под номером с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГг. По категории "пенсионеры".

На протяжении всего срока нахождения в указанной очереди, очередь истца менялась, то была ближе, то снова откатывалась назад, то объединялась в общую очередь с льготниками. Не возможно было понять как формируется очередь и где истец может получить сертификат.

Просила обязать ответчика предоставить К.Г.А., социальной выплаты на приобретение жилья для переселения из районов Крайнего Севера на состав семьи - 1 человек.

Истец К.Г.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, прочила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца К.Т.К. действующие на основании доверенности, Б.Е.П. на основании ордера, в судебном заседании требования поддержали по основаниям изложенным в иске, пояснили, что у К.Г.А. на сегодняшний день собственного жилья нет, на протяжении длительного времени очередь продвигалась не согласно списков, а другими позициям. С учетом того, что К.Г.А. пожилой человек, необходимо предоставить ей данный сертификат для приобретения жилья.

Представитель ответчика Министерства, строительства, транспорта, и дорожного хозяйства Омской области Р.Е.П. действующая на основании доверенности в судебном заседании пояснила, что осуществляющий учет субъект Российской Федерации граждан до 1 августа года, предшествующею планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отдельно по каждой из категорий граждан (пункт 24 Правил).

На основании заявления истца Минстроем Омской области К.Г.А., включена в предварительный сводный список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 2021 год. Истец значится в указанном списке по категории "пенсионеры" под номером 9 с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ, устанавливается очередность предоставления жилищных субсидий. Поскольку выдача сертификата осуществляется в соответствии с очередностью, установленной Федеральным законом №125-ФЗ у Минстроя Омской области отсутствует возможность внеочередного предоставления К.Г.А. государственного жилищного сертификата. Просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерство имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в форме предоставления социальных выплат на приобретение жилья в виде государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

Условия включения граждан в участники подпрограммы, формирования списков граждан-участников подпрограммы, а также очередность получения государственных жилищных сертификатов, установлены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (далее - Правила).

В соответствии с пп. "з" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 вышеуказанного Федерального закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лег, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнейго- Севера и приравненных к ним местностей.

Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей осуществляется в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 (далее - Положение).

В соответствии с п. 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по регистрации и учету граждан не переданы органам местного самоуправления) по месту жительства таких граждан.

На территории Омской области учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, осуществляется Минстроем Омской области.

Для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право па получение социальной выплаты для приобретения жилья представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства ряд документов, установленных п. 9 Положения.

Представленные документы, проверяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем истребования документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке па учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем через 15 рабочих дней с даты регистрации заявлений граждан (пункт 12 Положения).

В случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

В целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году органом исполнительной власти субъекта РФ формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий учет граждан, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец в соответствии с распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области поставлена на учет граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по категории "Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Начиная с 2013 года К.Г.А. ежегодно предоставляет заявления о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством".

11 марта 2020 года истцом подано заявление о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории г. Омска.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий учет граждан до 1 августа года, предшествующею планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отдельно по каждой из категорий граждан (пункт 24 Правил).

На основании заявления истца Минстроем Омской области К.Г.А., включена в предварительный сводный список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 2021 год. Истец значится в указанном списке по категории "пенсионеры" под номером - с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 125- ФЗ устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

В первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

Во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

В третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения но месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

В четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, от номера, за которым зарегистрировано заявление.

В соответствии с п. 25(1) Правил, в целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на планируемый год органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 июля года, предшествующего планируемому, формируют и представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ сведения о гражданах, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Распределение осуществляется на основании методики распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 № 433.

В соответствии с п. 33 Правил Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников ведомственной целевой программы.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на основании графика выпуска и распределения сертификатов излает приказ о выпуске сертификатов.

Органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан приказ о выпуске сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников ведомственной целевой программы.

Оформление и выдача сертификатов гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона №125-ФЗ.

Между тем, ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в ходе судебного заседания представил список граждан- участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" начиная с 2012 года, из которого суд прослеживает последовательную очередность предоставления гражданам жилья на основании подпрограммы, не усматривает какой - либо путаницы в очереди, которая явилась бы причиной неполучения истцом сертификата.

Показания свидетеля Л.А.Г., внучки истца, о том, что очередь истца в списке не продвигалась в перед, а отдалялась, противоречат представленным в материалы дела спискам, из которых следует, что К.Г.А. ежегодно продвигается по очереди вперед. В 2013 года числилась под номером 56 в списке на 2021 под номером 11.

В списках сформированных на 2017, 2018, 2019 годы К.Г.А. отсутствует, при этом материалами дела подтверждается, что с соответствующим заявлением она обращалась в установленном порядке. По какой причине К.Г.А. не указана в списках за перечисленные года представитель ответчика пояснить не смогла.

Между тем, учитывая, что очередность предоставления социальных выплат определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, с учетом даты постановки на учет истца 21.02.2012г. очередь ее не подошла, начиная с момента постановки на учет и до настоящего времени в списках впереди истца числились граждане, принятые на учет ранее истца.

Каких либо нарушений ведения списка, повлекших за собой нарушение прав истца на своевременное представление выплаты, судом не установлено.

Поскольку выдача сертификата осуществляется в соответствии с очередностью, установленной Федеральным законом №125-ФЗ, очередь истца на 2021 год числится под номером 11, оснований для предоставления К.Г.А. государственного жилищного сертификата по решению суда не имеется, поскольку будут нарушены права лиц, состоящих в очереди ранее истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. Ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Решил:

Исковое заявление К.Г.А. к Администрации г. Омска, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья для переселения из районов Крайнего Севера оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.С. Марченко

В окончательной форме решении изготовлено 02.10.2020 г.