Дело № 2-2704/2013 года
Решение
Именем Российской Федерации
02 сентября 2013 года г. Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Ореховой Т.Ю.,
при секретаре Буренковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению руководителя Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» и руководителя Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» Щура ФИО10 о признании незаконным факта проведения проверки прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска и признании незаконными предостережений,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным факта проведения проверки прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска, отмене предостережения о недопустимости нарушения закона от ДД.ММ.ГГГГ объявленные прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска руководителю Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» Щуру Н.А. и руководителю Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» Щуру Н.А.
В дальнейшем заявитель в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил требования, просил признать незаконным факт проведения проверки прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска, признать незаконным предостережения о недопустимости нарушения закона от ДД.ММ.ГГГГ, объявленные прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска руководителю Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» Щуру Н.А. и руководителю Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» Щуру Н.А.
В обоснование заявления указал на то, что в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска «Уральская правозащитная группа» и «Уральский демократический фонд» подверглись проверке Курчатовской районной прокуратурой, после окончания проверки заявителю были вынесены два предостережения о недопустимости нарушения закона. Проведение проверки прокуратурой и вынесение предостережений являются незаконными, нарушающими конституционные права заявителя и организаций, руководителем которых он является, действия прокуратуры подрывают личную репутацию заявителя и деловую репутацию организаций, что ведет к ухудшению возможностей их деятельности. Для проведения проверки у прокуратуры района отсутствовали предусмотренные п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» основания. Проведенная прокуратурой проверка не вывила сведений о наличии готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности как это предусматривает ст.25.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»; Уральская правозащитная группа и Уральский демократический фонд проходили плановую проверку со стороны Министерства юстиции на предмет выполнения ими законодательства РФ, данную проверку прошли без замечаний (л.д. 9-10).
Определением Курчатовского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Челябинской области (л.д. 125-126 т.1).
В судебном заседании заявитель - руководитель Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» и руководитель Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» Щур Н.А. поддержал заявленные требования с учетом уточнений, представил дополнительные пояснения к заявленным требованиям (л.д.242 244 т.1).
Представитель Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» и Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» Латыпова Д.А. действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.127-128 т.1) в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель прокуратуры Курчатовского района г. Челябинска и прокуратуры Челябинской области Жинжина Т.Н., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38 т.1) и от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6 т.2) в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований по основаниям указанным в письменных отзывах (л.д. 61-63, 136-138 т.1), пояснив, что заявителем не указан закон, которому не соответствуют предостережения от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала пояснения ранее данные в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым проведение проверки прокуратурой касается не только факта, но и направлено на выявление в ходе деятельности правонарушений. Поверка была проведена на основании задания прокуратуры Челябинской области, в ходе проверки установлено, что зарегистрированные на территории Курчатовского района г. Челябинска «Уральская правозащитная группа» и «Уральский демократический фонд» получали от Национального фонда в поддержку демократии (США) благотворительные пожертвовании, будучи не включенными в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (л.д.247 оборот т.1).
Суд, выслушав заявителя, представителя Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» и Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» Латыпову Д.А.. представителя заинтересованных лиц прокуратуры Курчатовского района г. Челябинска и прокуратуры Челябинской области Жинжину Т.Н., исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования заявителя не подлежит удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Статьей 25.1. названного закона, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно п.1.2 Указания Генерального прокурора Российской Федерации «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» от 06.07.1999г. № 39/7 предостережение необходимо объявлять во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан.
Таким образом, обязательным условием для проведения проверки является то, что прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закон, а также то, что содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуется принятие мер непосредственно прокурором. Основанием для проверки исполнения законов может быть и поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений, то есть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.
Судом установлено, что в рамках возложенного на прокурора района полномочий, на основании задания прокуратуры Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, в том числе проверка некоммерческих организаций, получающих средства от иностранных источников, их расходование, соблюдение при этом законодательства (п. 3.6 задания л.д. 57 т.1).
В ходе проверки установлено, что зарегистрированные на территории Курчатовского района г. Челябинска Челябинский региональный общественный фонд поддержки демократии «Уральский демократический фонд» и Челябинский региональный орган общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» получали от Национального фонда в поддержку демократии (США) благотворительные пожертвования, будучи не включенными в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1.4.1 Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральска правозащитная группа» в том числе предусмотрено участие в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах» (л.д. 42 т.1).
П.1.6 Устава Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» предусмотрено, что для реализации своих целей Фонд в том числе учреждает средства массовой информации и осуществляет издательскую деятельность посредством выпуска газет, брошюр, бюллетеней, книг, плакатов и иных изданий правозащитного и просветительского характера, может вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими объединениями и гражданами (л.д. 50 т.1).
По результатам проверки, исполнительному директору Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» и руководителю Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» Щуру Н.А. ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Курчатовского района г. Челябинска Д.Ю. Безруковым, вынесены предостережения о недопустимости нарушения закона, указав на то, что участие в политической деятельности некоммерческой организации, получающей денежные средства от иностранной организации до включения ее в реестр некоммерческих организаций, выполнявших функции иностранного агента недопустимо (л.д.64-65, 68-69 т.1).
Из анализа норм Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что предостережение о недопустимости нарушения закона является одним из актов прокурорского реагирования и применяется только при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.
Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, и оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Согласно главе 25 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ст. 254 ГПК РФ).
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности - ст. 255 ГПК РФ.
Из содержания оспариваемых предостережений следует, что и.о прокурора Курчатовского района г. Челябинска Д.Ю. Безруков, лишь предостерегает заявителя как руководителя Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» и исполнительного директора Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» о недопущении нарушений Закона, при этом каких-либо правовых последствий, таких как нарушение прав и свобод заявителя, создание препятствий к осуществлению заявителем его прав и свобод, возложение на него каких-либо обязанностей, привлечение к ответственности, данные Предостережения не влекут.
Таким образом, поскольку и. о. прокурором Курчатовского района г. Челябинска в пределах своей компетенции, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предупреждения правонарушений вынесены оспариваемые предостережения о недопустимости нарушений закона, которые никаких прав и законных интересов заявителя не нарушают, правовые основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Кроме того, законность вынесения и.о. прокурором Курчатовского района г. Челябинска руководителю Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» Щуру ФИО11 и исполнительному директору Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» Щуру Н.А. предостережений о недопустимости закона ДД.ММ.ГГГГ подтверждена в суде показаниями свидетелей ФИО12., допрошенных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно показаниям свидетеля ФИО13 последний участвовал в проведении прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска проверки «Уральский демократический фонд'' и ''Уральская правозащитная группа'', проверка проводилась на основании задания областной прокуратуры о проверке НКО на выявление организаций занимающихся экстремисткой деятельностью и на предмет иностранного агента. По результатам проверки за период ДД.ММ.ГГГГ в деятельности НКО «Уральский демократический фонд» признаков экстремистской деятельности выявлено не было. В уставе организации «Уральская правозащитная группа» сказано, что предусмотрено возможность участия в выборах, то есть ведения политической деятельности, единственное мы предостерегли в этом вопросе руководство «Уральской правозащитной группы» о том, что в случае, если будет желание заняться политической деятельностью, им необходимо будет зарегистрироваться в качестве иностранного агента. В уставе «Уральский демократический фонд» указана деятельность по формированию общественного мнения, поэтому так же объявлено предостережение, поскольку есть порядок участия НКО в политической деятельности, если данные организации хотят участвовать в политической деятельности, нужно зарегистрироваться в качестве иностранного агента.
Согласно показаниям свидетеля ФИО14 последний участвовал в проверке, проверка была на основании задания прокуратуры области. В задании прокуратуры было написано проверить не только указанные в нем организации, а установить НКО на территории района, которые получают средства из иностранных государств. Был сделан запрос в управление Министерства юстиции, той организации, которая непосредственно владеет такой информацией. Из министерства юстиции поступили сведения, что ни одна, ни другая организация в реестре иностранных агентов не числится, была проведена проверка, в ходе которой выявлено, что организации на свою общественную деятельность получают деньги из иностранных источников. Поскольку в целях и задачах «Уральской правозащитной группы» прописано «участвует в избирательных кампаниях», в целях «Уральского демократического фонда» прописан очень широкий перечень цель и задач, к которым стремиться организация «воспитательная деятельность, проведение различных семинаров, опубликование литературы, и участие в иных массовых мероприятиях». Политическая деятельность трактует любую деятельность, которая может формировать общественное мнение и влияния принять государственное решение, совокупность этих условий послужило основанием для вынесения предостережения. Если организация хочет этим заниматься, но не стоит в реестре иностранных агентов и получает иностранные денежные средства, то она должна зарегистрироваться в реестре иностранных агентов. Если организация не преследует эти цели и задачи, то зачем она их вносит в устав. Ту деятельность, которую прописали в своих целях и задачах, организации возглавляемые заявителем осуществляли, это подготовка литературы, с критикой государственных органов.
Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны и согласуются с иными доказательствами по делу.
То обстоятельство, что Управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области при проведении проверки Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» не выявило факта невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о чем был составлен соответствующий акт, не свидетельствует о незаконности вынесенных заявителю как руководителю организаций ДД.ММ.ГГГГ предостережений о недопустимости нарушения закона.
Доводы о незаконности проведенной прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска проверки в связи с отсутствием оснований для проведения проверки у органов прокуратуры по заданию областной прокуратуры, являются несостоятельными, последующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно пункту 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокуроры городов и районов обязаны проводить проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
Таким образом, поводом для проведения прокурорских проверок могут служить не только обращения граждан, но и иные материалы, содержащие сведения о нарушении законов.
Доводы заявителя о том, что действия прокуратуры Курчатовского района г. Челябинска по вынесению ДД.ММ.ГГГГ заявителю предостережений о недопустимости нарушения закона подрывают личную репутацию заявителя и деловую репутацию организаций которые он возглавляет, несостоятельны, доказательствами не подтверждены и не имеют юридического значения для рассмотрения настоящего спора. Положения статьи 152 и 1100 ГК Российской Федерации, закрепляют возможность правовой защиты от распространения сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц. Однако требования о защите чести и достоинство граждан или деловой репутации граждан и юридических лиц рассматриваются в исковом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления руководителя Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» и руководителя Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» Щура ФИО15 о признании незаконным факта проведения проверки прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска и признании незаконными предостережений о недопустимости нарушения закона от ДД.ММ.ГГГГ, объявленные прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска руководителю Челябинского регионального органа общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа» Щуру ФИО16 и исполнительному директору Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» Щуру ФИО17, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через Курчатовский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий п/п Т.Ю. Орехова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>