ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2704/2014 от 15.08.2014 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело № 2-2704/2014 г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 15 августа 2014 года

 Ленинский районный суд г. Перми в составе:

 председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

 при секретаре Озерных Е.В.,

 с участием представителя заявителя ФИО3, действующего по ордеру,

 представителя заинтересованного лица - Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> – ФИО4, действующего на основании доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению в порядке главы 25 ГПК РФ ФИО1 о признании незаконным отказа Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> об отказе в формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка,

 установил:

 ФИО1 обратился в Ленинский районный суд <Адрес> с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным отказа Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> (далее по тексту – ДГА администрации <Адрес>) в формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес> в границах земельных участков № и № <данные изъяты>.м., в квартале № <Адрес>, изложенный в письме № <данные изъяты><данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Также просит обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> устранить допущенные нарушения прав путем формирования и обеспечения постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом площадью <данные изъяты>.

 В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1, является собственником жилого помещения № в многоквартирном <Адрес> в <Адрес>. На его заявление о формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес> в границах земельных участков № и № <данные изъяты> в квартале № <Адрес>, ДГА администрации <Адрес> дан отказ. Основанием для отказа, как изложено в письме № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ послужили следующие обстоятельства. Земельный участок расположен в границах территории, проект межевания которой утвержден постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Согласно проекту межевания территории земельный участок под многоквартирным домом, расположенным на <Адрес> прошел государственный кадастровый учет с кадастровым номером <данные изъяты>. до разработки и утверждения проекта межевания и находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. В проекте межевания территории границы и площадь ранее учтенного земельного участка оставлены без изменения. Также в проекте межевания территории предусмотрен дополнительный земельный участок к основному земельному участку под многоквартирным домом по пр.<Адрес>ю <данные изъяты> Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» органами местного самоуправления осуществляется формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Таким образом, в полномочия департамента не входит постановка на государственный кадастровый учет земельных участков, предусмотренных в проектах межевания территорий, как дополнительных к основным земельным участкам под многоквартирными домами.

 Заявитель считает отказ ДГА администрации <Адрес> незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Многоквартирный <Адрес> в <Адрес> введен в эксплуатацию в 1988 году. При строительстве дома под данный дом выделен земельный участок, на котором в настоящее время располагаются земельные участка №№ и <данные изъяты> квартале № в <Адрес>. На участке № <данные изъяты> расположены игровая площадка, площадки для хозяйственных целей, место сбора и накопления отходов и т.д. Однако, в 2004 году на кадастровый учет поставлена только часть земельного участка, на которой фактически расположен многоквартирный дом, а именно, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>м. Считает, что до настоящего времени земельный участок надлежащим образом не сформирован, поскольку в установленном порядке не определены его границы. Земельный участок № <данные изъяты>., который изначально был неотъемлемой частью земельного участка, выделенного для строительства дома до настоящего времени не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. В нарушение п. 2.4 Решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми», нормативам градостроительного проектирования, предусматривающих минимальный размер придомовой территории, положенной многоквартирному дому в размере <данные изъяты>., на кадастровый учет поставлена только часть земельного участка. За пределами земельного участка осталась часть придомовой территории с игровыми площадками, площадка для временной стоянки автомобилей и другими территориями, связанными с содержанием и эксплуатацией многоквартирного дома. Таким образом, земельный участок <данные изъяты> который     изначально являлся неотъемлемой частью земельного участка, выделенного под многоквартирный дом в соответствии с нормативами, остается не присоединенным к придомовой территории, несмотря на дефицит нормативной площади. Заявитель считает, что органом местного самоуправления не выполнены обязательства, предусмотренные ч. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» о том, что органами местного самоуправления осуществляется формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поскольку как уполномоченный функциональный орган администрации <Адрес> обязан сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес> нормативной площадью <данные изъяты>.

 Заявитель – ФИО1 – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя (л.д. 25 ).

 Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

 Представитель заинтересованного лица - Департамента градостроительства и архитектуры <Адрес> – в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах на заявление (л.д. 33-35), из содержания которых следует, что в удовлетворении заявления следует отказать в полном объеме. Считает, что заявителем не представлено достаточно доказательств несоответствия закону или иному нормативному правовому акту решения ДГА администрации <Адрес>, а также нарушения его прав и свобод. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ДГА администрации <Адрес> с заявлением о формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления, ДГА администрации <Адрес> дан ответ о том, что земельный участок под многоквартирным домом № по <Адрес>     в <Адрес> сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в 2004 году, данному земельному участку присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, его площадь составляет <данные изъяты> В связи с чем заявителю дан ответ о том, что обязанность по формированию земельного участка на которым расположен многоквартирный дом, возложенная на органы местного самоуправления ч. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» исполнена в полном объеме.

 Считает, что оспариваемый ответ на обращение ФИО1 является законным и обоснованным по следующим основаниям. Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1). Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4).

 Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ работы по формированию земельного участка – это выполнение в отношении земельного участка выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

 Из предоставленного заявителем в материалы гражданского дела кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес> сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года, данные обстоятельства также подтверждаются данными с публичной кадастровой карты, следовательно, у ДГА администрации <Адрес> отсутствуют предусмотренные законом обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным домом. Кроме того, в соответствии с проектом межевания, утвержденным Постановлением администрации <Адрес> от <данные изъяты> года № «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории <Адрес>» под жилой <Адрес> предусмотрен дополнительный земельный участок общей площадью <данные изъяты> следовательно, заявитель не лишен права получить данный земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса РФ. По мнению представителя ДГА администрации <Адрес> правовые основания для удовлетворения заяле6ния отсутствуют, поскольку заявителем не доказано несоответствие закону или иному нормативному правовому акту письма Департамента от ДД.ММ.ГГГГ и заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов.

 Суд, заслушав пояснения представителя заявителя, возражения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Как установлено ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

     созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

     на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В силу положений статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4).

 Судом установлены следующие обстоятельства дела.

 ФИО1, является собственником жилого помещения № в многоквартирном <Адрес> в <Адрес>.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ДГА администрации <Адрес> с заявлением о формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес> в границах земельных участков № и № <данные изъяты>м., в квартале № <Адрес>.

 По результатам рассмотрения заявления, ФИО1 дан ответ об отказе формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес>. Как указано в письме № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ послужили следующие обстоятельства. Земельный участок расположен в границах территории, проект межевания которой утвержден постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Согласно проекту межевания территории земельный участок под многоквартирным домом, расположенным на <Адрес> прошел государственный кадастровый учет с кадастровым номером <данные изъяты>м. до введения в действие Жилищного кодекса РФ и до разработки и утверждения проекта межевания и находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. В проекте межевания территории границы и площадь земельного участка оставлены без изменения. Также в проекте межевания территории предусмотрен дополнительный земельный участок к основному земельному участку под многоквартирным домом по пр.<Адрес>ю <данные изъяты> Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса российской федерации» органами местного самоуправления осуществляется формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Таким образом, в полномочия департамента не входит постановка на государственный кадастровый учет земельных участков, предусмотренных в проектах межевания территорий, как дополнительных к основным земельным участкам под многоквартирными домами.

     Заявитель считает, что оспариваемый отказ в формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 6 670 кв.м. противоречит ч. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что явилось основанием для обращения в суд.

 В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ проведением работ по формированию земельного участка является выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

 На основании ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 1).

 Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2).

 Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4)).

 С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5).

 Таким образом, из изложенных выше положений закона следует, что обязанность по формированию земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета участка данной нормой закона возложена только в отношении земельных участков, которые не прошли государственный кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ. При этом, до введения в действие Жилищного кодекса РФ приобретение земельных участков в общую долевую собственность граждан регулировался положениями земельного и градостроительного законодательства.

 Как разъяснено в п. 2.2. Постановления Конституционного Суда РФ ОТ ДД.ММ.ГГГГ ГОДА № 12-п "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и ФИО7», как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

 Такое регулирование согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8), и конкретизирующим данное правило пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу которого государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

 Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

 Согласно правовой позиции, изложенной в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

 В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

 При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

 Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

 Как установлено ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (ч. 1).

 Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (ч. 2).

 Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту (ч. 4).

 Из материалов дела следует, что Постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект межевания территории квартала № в <Адрес>. Согласно проекту межевания территории земельный участок № под многоквартирным домом, расположенным на <Адрес><данные изъяты> прошел государственный кадастровый учет с кадастровым номером <данные изъяты>.м. до разработки и утверждения проекта межевания и находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. В проекте межевания территории границы и площадь земельного участка оставлены без изменения. Также в проекте межевания территории предусмотрен дополнительный земельный участок к основному земельному участку под многоквартирным домом по пр.<Адрес>ю <данные изъяты>м. за счет городских земель (л.д. 22, 23),

 Таким образом, земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <Адрес> сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

 Из положений ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом разъяснений, данных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10\22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирный дом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.

 Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. В этой связи суд считает установленным тот факт, что на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о формировании земельного участка расположенным под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес> соответствии с ч. 4 ст. 16 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" заявитель уже являлся долевым собственником земельного участка, расположенного по данным многоквартирным домом.

 Фактически доводы заявителя о нарушении его прав сводятся к понуждению органа местного самоуправления к повторному формированию земельного участка, расположенному под многоквартирным домом с учетом фактического землепользования, ссылаясь на то обстоятельство, что ранее поставленный на кадастровый учет земельный участок не соответствует нормативам градостроительного проектирования, предусматривающим минимальный размер придомовой территории, положенной многоквартирному дому в <данные изъяты>

 Вместе с тем, суд не усматривает противоречия действующему законодательству отказа Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> в повторном формировании земельного участка, расположенным под многоквартирным домом по адресу: <Адрес>, по основаниям, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Изучив обстоятельства дела, судом установлено, что утвержденный Постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проект межевания территории в <Адрес> и схемы расположения земельных участков под многоквартирными жилыми домами, находящимися в данном квартале, учитывает без внесения каких-либо изменений ранее учтенный и поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым № <данные изъяты> на праве общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в <Адрес> по пр.парковый в <Адрес> на основании ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

 Более того, суд не усматривает нарушения прав истца тем, что территория, фактически используемая в качестве придомовой теории собственниками помещений данного дома площадью <данные изъяты>) предусмотрена проектом межевания в качестве дополнительного земельного участка к участку № под многоквартирный <Адрес> в <Адрес>. В обоснование требования об отмене решения ДГА администрации <Адрес> от <данные изъяты> заявитель сослался, главным образом, на то, что при принятии оспариваемого решения не был учтен критерий фактического землепользования. Однако судом установлено и истцом не оспорено, что земельный участок № <данные изъяты> настоящего времени используется собственниками помещений многоквартирного дома, доступ к придомовой территории имеют все жители дома, земельный участок <данные изъяты> третьим лицам не предоставлен, право на пользование им жителями дома органом местного самоуправления не оспаривается. Кроме того, заявителем до настоящего времени надлежащим образом не оспорено формирование земельного участка под многоквартирным домом площадью <данные изъяты> в 2004 году, на день рассмотрения дела в суде земельный участок стоит на кадастровом учете; также не оспорены схемы расположения земельных участков №№ и <данные изъяты> и проект межевания территории, устанавливающий границы земельных участков № и № <данные изъяты>

 Таким образом, на день рассмотрения дела судом доказательств тому, что земельный участок под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес> не сформирован и нуждается в формировании по правилам п. 4 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

 Следовательно, правовые основания для возложения на орган местного управления обязанности по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, у суда отсутствуют.

 Как предусмотрено п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

 Суд признает несостоятельными доводы заявителя о том, что в 2004 году на кадастровый учет необоснованно не поставлен земельный участок, предоставлявшийся для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес>, поскольку законом не установлено, что предоставленный для ведения строительства земельный участок является обязательно тем же самым участком, который подлежит формированию под многоквартирным жилым домом и необходим для его эксплуатации.

 Ссылки заявителя на игнорирование сложившегося фактического землепользования и уменьшение его площади в результате утверждения проекта межевания не могут быть приняты во внимание. Утверждать, что выделение в составе проекта межевания дополнительного участка, обозначенного под N <данные изъяты> - действительно нарушило фактическое землепользование, не представляется возможным. Спорный участок расположен в непосредственной близости от дома, как указывается в содержании заявления, на данном участке расположена придомовая территория, которой в полной мере пользуются жители дома. Таким образом, доводы заявителя, что площадь участка предоставленного для строительства дома по фактическому пользованию составляла <данные изъяты> а по проекту межевания – <данные изъяты>. м, не свидетельствуют о сокращении площади участка под многоквартирный дом в результате утверждения проекта межевания территории, то есть после введения в действие Жилищного кодекса РФ, и о том, что для эксплуатации дома, в котором проживает заявитель, необходим участок иной площади.

 Кроме того, суд принимает во внимание, что земельный участок под жилой дом сформирован в 2004 году, спор о границах со смежными землепользователями в настоящее время отсутствует, требований об установлении границ земельного участка под конкретный многоквартирный дом не заявлялось, то в условиях утвержденного проекта межевания территории приведенные заявителем доводы не имеют юридического значения применительно к предмету иска и не могут повлечь признание недействительным отказа ДГА администрации <Адрес> в формировании земельного участка под многоквартирный дом по правилам ч. 4 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

 Из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты, должен быть сформирован в установленном порядке и пройти государственный кадастровый учет, с целью перехода к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на этот земельный участок.

 Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом.

 Из содержания ст. 43 Градостроительного кодекса следует, что при подготовке проектов межевания земельных участков должны учитываться фактическое землепользование и градостроительные нормативы и правила, действовавшие в период застройки.

 Как следует из материалов дела при межевании часть придомовой территории, относящейся к многоквартирному дому № по <Адрес> в <Адрес>, оказались за границами земельного участка, отнесенного к указанному дому.

 Между тем, действия государственного органа по формированию земельного участка, совершенные в 2004 году на котором расположен данный дом, в судебном порядке не оспорены, предметом настоящего спора не являются. В то же время, суд, разрешая исковые требования, обязан исходить из положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, и принять решение по заявленным требованиям.

 Кроме того, судом не установлено нарушение прав заявителя оспариваемым отказом в формировании единого земельного участка под многоквартирным домом, состоящего из земельных участков №№ и <данные изъяты>

 В п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

 В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

 Поскольку суду не представлено доказательств препятствующих использованию земельного участка для нужд жителей дома, земельный участок № <данные изъяты> предоставлен третьим лицам, в межевом плавне прямо предусмотрен в качестве дополнительного земельного участка к ранее сформированному участку № суд не усматривает нарушение прав заявителя отказом ДГА администрации <Адрес> о повторном формировании земельного участка под многоквартирным домом. При этом суд считает необходимым разъяснить, что заявитель не лишен права требовать устранения его прав в силу статьи 305 ГК РФ. Однако, нарушение таких прав не является предметом рассмотрения настоящего спора, рассматриваемого в порядке главы 25 ГПК РФ.

 Доводы представителя заявителя о том, что органом местного самоуправления не исполнены обязательства, предусмотренные ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" на том основании, что у земельного участка в кадастровым № <данные изъяты> не установлены границы земельного участка в соответствии с земельным законодательством, правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку, как было указано выше, орган местного самоуправления обязан совершить действия, направленные на формирование и постановку на кадастровый учет только в отношении тех земельных участков, которые не сформированы и не поставлены на кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В рассматриваемом случае сведения о кадастровом учете земельного участка под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес> актуальны с 2004 года по день рассмотрения дела судом, поэтому суд приходит к выводу о том, что обязательства по формированию земельного участка в ином размере, расположенным под многоквартирным домом у органа местного самоуправления не возникли.

 Доводы истца о нарушении его прав на приобретение в общую долевую собственность земельного участка общей площадью <данные изъяты> для рассматриваемого спора также не имеют юридического значения, поскольку заявление основано на неисполнении органом местного самоуправления обязательств, предусмотренных ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в то время как предметом спора ст. 34 ЗК РФ, регламентирующих предоставление гражданам дополнительных земельных участков не является.

 При таких обстоятельствах, ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес> в границах земельных участков № и № <данные изъяты> в квартале № <Адрес>, по основаниям, изложенным в письме № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности на Департамент градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> устранить допущенные нарушения прав путем формирования и обеспечения постановки на государственный кадастровый учет земельного участка., расположенного под указанным многоквартирным домом следует отказать.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Решил:

 ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес> в границах земельных участков № и <данные изъяты>.м., в квартале № <Адрес>, по основаниям, изложенным в письме № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г., о возложении обязанности на Департамент градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> устранить допущенные нарушения прав путем формирования и обеспечения постановки на государственный кадастровый учет земельного участка., расположенного под указанным многоквартирным домом - отказать.

 Решение суда может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

 Председательствующий                  (Е.<Адрес>)