Категория 2. 169
УИД 36RS0004-01-2019-002293-13
Дело № 2-2706/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2019 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Ботвинникова А.В.,
при секретаре Масликовой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Неклюдова Олега Игоревича к ООО «реСтор» об обязании передать комплектующие к товару, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ООО «реСтор» об обязании передать комплектующие к товару, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов, в рамках Закона «О защите прав потребителя».
В обоснование заявленных требований указал, что он 10.02.2019 года в интернет-магазине «re-store.ru» им был оставлен заказ, который был получен и оплачен 12 февраля 2019 года по адресу: <адрес>, ТРЦ Галерея Чижова. Между сторонами был заключен дистанционный договор купли-продажи смартфона Apple iPhone XS 256Gb Gold стоимостью 96990 (Девяносто шесть тысяч девятьсот девяносто) рублей. При получении товара, он был передан истцу в упаковке. Дома он выявил, что товар не соответствует описанию на сайте. При приобретении товара, было изучено его описание, где было сказано, что в комплекте с основным товаром идет EarPods с разъемом Lightning, кабель Lightning/USB, адаптер питания USB. Однако, после получения товара, распаковав и осмотрев его дома, он заметил, что с товаром отсутствуют кабель Lightning/USB, адаптер питания USB.
18.02.2019 года истцом была направлена в адрес ответчика претензия, в которой он просил принять отказ от договора дистанционной купли-продажи и вернуть денежные средства, уплаченные за товар, однако требования данной претензии были проигнорированы.
18.03.2019 года в адрес ответчика была направлена претензия, в которой истец просил передать комплектующие к товару - смартфону Apple iPhone XS 256Gb Gold стоимостью 96990 (Девяносто шесть тысяч девятьсот девяносто) рублей, в случае невозможности исполнения указанного требования принять от него отказ от договора купли-продажи.
Так как требования претензий ответчиком проигнорированы до настоящего времени, истец считает, что он имеет законное право на взыскание неустойки составляет 52 374 рубля 60 копеек.
Учитывая длительность игнорирования просьб истца, невозможность пользоваться купленным товаром, количество обращений к ответчику как устно, так и письменно, отказ ответчика от урегулирования спора в мирном досудебном порядке, считает, что возмещению подлежит моральный вред в размере 30000 рублей.
В силу своей юридической неграмотности, истец вынужден был обратиться за юридической помощью с целью составления искового заявления, выполнения претензионной работы и представления его интересов в суде. В результате чего он понес расходы в размере 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей, что подтверждается квитанцией.
Истец просил обязать ООО «реСтор» передать ему комплектующие к товару смартфону Apple iPhone XS 256Gb Gold стоимостью 96990 рублей, приобретенного им 10 февраля 2019 года - кабель Lightning/USB, адаптер питания USB; взыскать с ООО «реСтор» в пользу истца денежные средства в размере 30000 рублей в качестве компенсации морального вреда; взыскать с ООО «реСтор» в пользу истца денежные средства в размере 52374 рубля 60 копеек, в качестве неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя; взыскать с ООО «реСтор» в пользу истца денежные средства в размере 15000 рублей в качестве расходов по оплате услуг представителя и штраф.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Чуриков В.Ю. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. При этом, пояснил, что 12.02.2019. в магазине ООО «реСтор», расположенном по адресу: <адрес>, ТЦ Галерея Чижова был приобретен смартфон. При передаче смартфон был осмотрен истцом без ограничения во времени. Таким образом, до приобретения товара истец в полном объеме проверил внешний вид и комплектацию товара. Факт передачи Смартфона в полной комплектации подтверждается тем, что истец оплатил стоимость товара в полном объеме и принял его без каких-либо замечаний и претензий. В том случае, если бы комплект был не полным. Истец не оплатил бы товар и не принял бы его. Кроме того, факт принятия товара в полной комплектации подтверждается личной подписью истца в кассовом чеке, однако, к иску не приложено копии кассового чека, что свидетельствует о манипулировании доказательствами с целью ввести суд в заблуждение. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия истцом смартфона не в полной комплектации, одновременно, имеются доказательства наличия полного комплекта: факт проверки и оплаты смартфона истцом. Таким образом, истцу был продан смартфон в полной комплектации, включая кабель Lightning/USB и адаптер питания USB.
Очевидно, что в том случае, если бы кабель Lightning/USB и адаптер питания USB отсутствовали в действительности, то истец заметил был это гораздо раньше, а не по истечении недели со дня покупки, так как заряда батареи смартфона хватило бы максимум на 2 суток, в связи с чем смартфон пришлось бы заряжать входящим в комплект кабелем и зарядным устройством не позднее 14.02.2019г. В связи с чем просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Согласно пункту 4 статьи 497 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения любого указанного в пункте 3 настоящей статьи договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора.
Согласно части 1 статьи 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
Таким образом, одной из особенностей договоров розничной купли-продажи товара по образцам и договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом, является предоставление покупателю права отказаться от исполнения соответствующего договора. Данное право покупателя в отношении договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом, также закреплено в пп. 4 и 5 ст. 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также в Правилах продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612.
Согласно п. 4 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
В пункте 2 указанных Правил раскрыты основные понятия, используемые в Правилах, так под "продажей товаров дистанционным способом" понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора; "продавец" - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом.
В соответствии с пунктом 17 Правил организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.
Пунктом 18 указанных Правил закреплено, что обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор.
Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (пункт 20).
Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре (пункт 23).
В соответствии с п. 32 Правил, информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать: адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара; режим работы продавца; максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок, предусмотренный пунктом 21 настоящих Правил; предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора; срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
Из анализа указанных правовых норм следует, что договор розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи товара считается заключенным с момента получения продавцом, направившим оферту, сообщения от покупателя о намерении приобрести товар, что порождает обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара.
Отличием дистанционного способа продажи товаров от иных предусмотренных законодательством способов является невозможность потребителя лично ознакомиться с предлагаемым товаром до момента его получения, ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств.
Судом установлено, что 10.02.2019 года в интернет-магазине «re-store.ru» истцом был оставлен заказ на смартфон Apple iPhone XS 256Gb Gold стоимостью 96990 рублей, который был получен и оплачен им 12 февраля 2019 года по адресу: <адрес>, ТРЦ Галерея Чижова.
Так, между сторонами был заключен дистанционный договор купли-продажи смартфона Apple iPhone XS 256Gb Gold стоимостью 96990 рублей.
При получении товара, он был передан истцу в упаковке.
Впоследствии, как указывает истец, он выявил, что товар не соответствует описанию на сайте. При приобретении товара, было изучено его описание, где было сказано, что в комплекте с основным товаром идет EarPods с разъемом Lightning, кабель Lightning/USB, адаптер питания USB. Однако, после получения товара, распаковав и осмотрев его дома, истец заметил, что с товаром отсутствуют кабель Lightning/USB, адаптер питания USB.
18.02.2019 года истцом была направлена в адрес ответчика претензия, в которой он просил принять отказ от договора дистанционной купли-продажи и вернуть денежные средства, уплаченные за товар.
Требования данной претензии были проигнорированы.
18.03.2019 года в адрес ответчика была направлена претензия, в которой истец просил передать комплектующие к товару - смартфону Apple iPhone XS 256Gb Gold стоимостью 96990 рублей, в случае невозможности исполнения указанного требования принять от него отказ от договора купли-продажи.
Требования претензий ответчиком проигнорированы до настоящего времени.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.11 «Правил продажи отдельных видов товаров» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55) ООО «реСтор» в момент согласования всех существенных условий договора купли-продажи, своевременно в наглядной и доступной форме предоставил истцу необходимую и достоверную информацию о товаре, его функциональных и технических параметрах и характеристиках, о габаритах и размерах, информацию о его изготовителе и продавце, об основных потребительских свойствах и условиях эффективного и безопасного использования, обеспечив возможность правильного выбора товара.
Вся информация, предусмотренная п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», была доведена до истца в технической документации, с которой истец имел возможность ознакомиться до приобретения товара и которая была ему передана вместе с товаром: в том числе, руководство пользователя и гарантийный талон, а также на ценнике, этикетках и маркировке.
Таким образом, в соответствии с нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» до заключения договора купли-продажи ООО «реСтор» в наглядной и доступной форме предоставил истцу необходимую и достоверную информацию о компьютере.
При передаче товара истец имел возможность без ограничения во времени провести проверку комплектации товара.
Указанное подтверждается пояснениями ответчика, показаниями свидетеля Тихонова А.А. и не оспаривается истцом.
При этом, суд полагает, что факт передачи товара в полной комплектации подтверждается тем, что истец оплатил стоимость товара в полном объеме и принял его без каких-либо замечаний и претензий.
Кроме этого, суд принимает во внимание доводы ответчика, указавшего на то, что если бы кабель Lightning/USB и адаптер питания USB отсутствовали в действительности, то истец заметил был это гораздо раньше, а не по истечении недели со дня покупки товара, так как заряда батареи смартфона хватило бы максимум на 2 суток.
Кроме этого, ответчик указал, что факт приобретения товара с полной комплектацией, также подтверждается подписью истца в чеке, выданного продавцом потребителю.
При этом суд обращает внимание на то, что согласно п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
В материалах дела имеется заказ и товарный чек, не заверенный печатью продавца и не подписанный ни одной из сторон сделки, в связи с чем, суд находит это доказательство недопустимым.
Судом в адрес истца был направлен запрос с требованием предоставить чек, выданный продавцом с печатью и подписью, как указывал ответчик и свидетель Тихонов А.А., однако Неклюдов О.И. проигнорировал судебный запрос, каких-либо пояснений по этому поводу не дал, фактически не отрицая наличие указанного документа.
Действительно, как следует из п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении требований потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства лежит на продавце.
Однако истцом не представлено каких-либо относимых и допустимых доказательств противоправности действий ответчика при продаже товара, позволяющих сделать вывод о наступлении его ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Фактически истец уклонился от своей обязанности по доказыванию в этой части, в судебные заседания не являлся, на судебные запросы не отвечал.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании передать комплектующие к товару, а также производных требований от основного: о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Неклюдова Олега Игоревича к ООО «реСтор» об обязании передать комплектующие к товару, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Ботвинников
Решение принято в окончательной форме 25.06.2019 г.