ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2707/17 от 16.11.2017 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-2707/2017 16 ноября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

судьи Марковой О.Ю.

при секретаре Бодровой Е.П.

с участием: истца ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в помещении Магаданского городского суда в открытом судебном заседании в городе Магадане 16 ноября 2017 года гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» от 26 июля 2017 года, возложении обязанности присвоить почетное звание «Ветеран труда Магаданской области»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Магаданский городской суд с вышеназванным иском.

В обоснование требований указано, что 17 июля 2017 г. истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении почетного звания «Ветеран труда Магаданской области», по результатам которого принято решение от 26 июля 2017 г. об отказе в присвоении в связи с отсутствием необходимого трудового стажа на территории области (менее 30 лет).

Утверждает, что в нарушение постановления Правительства Магаданской области от 20 февраля 2014 г. № 123-пп и Закона Магаданской области от 12 января 2014 г. № 412-ОЗ «О ветеранах труда Магаданской области» в стаж не включен период осуществления истцом предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, согласно справке ГКУ «Магаданский социальный центр» от 17 июля 2017 г. трудовой стаж на территории Магаданской области составляет 38 лет 10 месяцев 12 дней.

Считает, что ответчиком не соблюден п. 4 Порядка, устанавливающего, что решение об отказе в присвоении почетного звания ветеран труда Магаданской области оформляется уведомлением Министерства с указанием причин отказа, и направляется заявителю с приложением представленных заявителем документов, поскольку уведомление направлено по ненадлежащему адресу.

По обращению истца прокуратурой Магаданской области проведена проверка, и доводы истца нашли свое подтверждение.

Просит суд признать незаконным отказ в присвоении почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» и обязать ответчика присвоить данное звание.

Истец в судебном заседании в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменил исковые требования и просил суд признать незаконным решение Министерства труда и социальной политики Магаданской области об отказе в присвоении ФИО1 почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» от 26 июля 2017 года и обязать ответчика присвоить почетное звание «Ветеран труда Магаданской области» с 02 августа 2017 года.

Представитель ответчика в судебном заседании в соответствии с ст. ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования признал в полном объеме.

Полномочия представителя ответчика на признание исковых требований судом проверены и подтверждаются доверенностью от 08 августа 2017 г.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, доказательства, представленные в материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии с ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Как установлено в судебном заседании, 17 июля 2017 г. ФИО1 обратилась в Министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением с просьбой рассмотреть документы на присвоение почетного звания «Ветеран труда Магаданской области».

Согласно письму Министерства труда и социальной политики Магаданской области от 26 июля 2017 г., ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда Магаданской области» в связи с отсутствием оснований, установленных ст. 2 Закона Магаданской области от 12.01.2004 N 412-ОЗ (ред. от 03.03.2017) "О ветеранах труда Магаданской области", т.к. на момент подачи документов страж работы на территории Магаданской области составлял 15 лет 2 месяца 16 дней.

В письме Министерства труда и социальной политики Магаданской области ) от 21 августа 2017 г. указано, что стаж работы индивидуального предпринимателя не учитывается при подсчете трудового стажа на территории Магаданской области.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании конституционных положений, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

В соответствии с ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон Магаданской области от 12.01.2004 N 412-ОЗ (ред. от 03.03.2017) "О ветеранах труда Магаданской области" в целях поощрения лиц за многолетний добросовестный труд на территории Магаданской области определяет основания для присвоения почетного звания "Ветеран труда Магаданской области" и устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий лиц, удостоенных почетного звания "Ветеран труда Магаданской области".

Основаниями для присвоения почетного звания "Ветеран труда Магаданской области" являются: почетное звание, учрежденное органами государственной власти Магаданской области за трудовые заслуги, Почетная грамота Магаданской областной Думы, Почетная грамота администрации Магаданской области, Почетная грамота Правительства Магаданской области и стаж работы на территории Магаданской области не менее 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, а также награждения (поощрения) организации, предприятия, органа государственной власти Магаданской области за трудовые заслуги (не менее трех) и стаж работы на территории Магаданской области не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин (ст. 2 вышеназванного закона).

Согласно п. 4 ст. 3 Закона Магаданской области от 12.01.2004 N 412-ОЗ (ред. от 03.03.2017) "О ветеранах труда Магаданской области" порядок присвоения почетного звания "Ветеран труда Магаданской области" устанавливается постановлением Правительства Магаданской области.

Постановлением Правительства Магаданской области от 20.02.2014 N 123-пп утвержден Порядок присвоения почетного звания "Ветеран труда Магаданской области" (далее по тексту –Порядок).

В силу п. 2 Порядка лицо, претендующее на присвоение почетного звания "Ветеран труда Магаданской области", направляет в организацию социальной поддержки и социального обслуживания населения по месту жительства или министерство труда и социальной политики Магаданской области заявление по форме, установленной приложением к настоящему Порядку, и заверенные в установленном порядке: копию паспорта гражданина Российской Федерации; копии документов, подтверждающих присвоение почетного звания, учрежденного органами государственной власти Магаданской области за трудовые заслуги, награждение Почетной грамотой Магаданской областной Думы, Почетной грамотой администрации Магаданской области, либо копии награждений (поощрений) организаций, предприятий, органов власти Магаданской области за трудовые заслуги (не менее трех награждений или поощрений); справку о трудовом стаже в Магаданской области; копию трудовой книжки.

Пунктом 4 Порядка установлено, что лицу, претендующему на присвоение почетного звания "Ветеран труда Магаданской области", может быть отказано в присвоении указанного звания в случаях отсутствия оснований для присвоения почетного звания "Ветеран труда Магаданской области", установленных Законом Магаданской области от 12 января 2004 г. N 412-ОЗ "О ветеранах труда Магаданской области"; предоставления неполного пакета документов, необходимых для присвоения почетного звания "Ветеран труда Магаданской области", установленного пунктом 2 настоящего Порядка.

Из системного анализа вышеназванных нормативных положений следует, что в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда Магаданской области" предусматривает наличие двух условий одновременно: почетное звание, учрежденное органами государственной власти Магаданской области за трудовые заслуги или награждения (поощрения) организации, предприятия, органа государственной власти Магаданской области за трудовые заслуги и наличие соответствующего трудового стажа.

Наличие у истца необходимых награждений (поощрений) для присвоения почетного звания «Ветеран труда Магаданской области», подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.

Вместе с тем, ни Закон Магаданской области от 12.01.2004 N 412-ОЗ (ред. от 03.03.2017) "О ветеранах труда Магаданской области", ни Постановление Правительства Магаданской области от 20.02.2014 N 123-пп не содержат дефинитивного определения стажа работы на территории Магаданской области, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда Магаданской области». Прямого указания, что речь идет именно о трудовом стаже, он не содержит.

Также в вышеназванном законе не имеется указания, что периоды деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не подлежат включению в данный стаж.

Наличие пробела в указанной части в региональном законодательстве не отрицал представитель ответчика в судебном заседании.

В соответствии с ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

В силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, федеральным законодателем определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

Следовательно, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несёт расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что в данном случае имеются основания для применения по аналогии норм пенсионного законодательства.

Согласно справке МРИ ФНС № 1 по Магаданской области от 07 июля 2017 г., ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 17 августа 1993 г. по 30 марта 2017 г.

Свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 2004 г. от 18 февраля 2004 г. , уведомлением о снятии с учета физического лица в налоговом органе от 30 марта 2017 г. № , листом записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей форма № Р от 30 марта 2017 г. подтверждается, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла деятельность в качестве такового на территории г. Магадана.

Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число также лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать за себя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).

При определении права на страховую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым, как указывается в его статье 3, понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях").

Из справки об уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации от 13 июля 2017 г. усматривается, что за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 в полном объеме произвела уплату страховых взносов.

С 15 октября 2010 г. ФИО1 назначена пенсия.

Согласно справке ГКУ «Магаданский социальный центр» от 17 июля 2017 г. , трудовой стаж истца на территории Магаданской области составляет 38 лет 10 месяцев 12 дней.

Данные обстоятельства не отрицал представитель ответчика в ходе рассмотрения дела.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что осуществление истцом индивидуальной деятельности не лишает его права на включение такого периода в стаж работы при решении вопроса о присвоении почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» при условии полной оплаты обязательных взносов, в том числе страховых взносов в пенсионный фонд.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд также отмечает, что не включение в стаж работы на территории Магаданской области периодов, когда лицо осуществляло деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, ставит такое лицо в неравное положение по сравнению с гражданами, работавшими на предприятиях, в организациях и учреждениях Магаданской области.

Однако такое различие в условиях присвоения почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» не имеет объективного и разумного оправдания и не совместимо с требованиями частей 1 и 2 статьи 19, части 1статьи 39 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, а также, принимая во внимание, что признание иска не противоречит закону, совершено в интересах обеих сторон и не нарушает интересов других лиц, суд полагает возможным принять признание иска, заявленное ответчиком.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что требования ФИО1 о признании незаконным решения Министерства труда и социальной политики Магаданской области об отказе в присвоении почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» от 26 июля 2017 года, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении вышеназванного требования, учитывая требования действующего законодательства в части сроков рассмотрения ответчиком заявлений о присвоении почетного звания «Ветеран труда Магаданской области», также подлежит удовлетворению требование истца о возложении на ответчика обязанности присвоить почетное звание «Ветеран труда Магаданской области» с 02 августа 2017 г.

Таким образом, исходя из установленных ст. ст. 19, 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 6, 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принципов равенств сторон перед судом, диспозитивности и состязательности сторон по гражданскому спору, а также положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая обязывает стороны самостоятельно доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» от 26 июля 2017 года, возложении обязанности присвоить почетное звание «Ветеран труда Магаданской области», удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства труда и социальной политики Магаданской области об отказе в присвоении ФИО1 почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» от 26 июля 2017 года.

Обязать Министерство труда и социальной политики Магаданской области присвоить ФИО1 почетное звание «Ветеран труда Магаданской области» с 02 августа 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить днем изготовления решения суда в окончательной форме – 20 ноября 2017 года.

Судья О.Ю. Маркова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>