ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2707/2014 от 12.05.2014 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего: Путиловой Н.А.

 при секретаре Ахмедовой Н.Д.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке

 12 мая 2014 года

 дело по иску Накаева Н. И. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области о признании права на льготу по земельному налогу,

 УСТАНОВИЛ:

 Накаев Н.И. обратился в суд с иском к ответчику о признании права на льготу по земельному налогу. Просит суд признать за ним право на льготу по земельному налогу на принадлежащий ему на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>.

 Мотивирует свои требования тем, что Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области произведено начисление Накаеву Н.И. недоимки по земельному налогу в сумме <данные изъяты>. В адрес Накаева Н.И. были направлены требование об уплате налога и налоговое уведомление.

 Истец считает действия налогового органа незаконными, поскольку Накаев Н.И. является урожденным телеутом, следовательно, имеет право на льготу по земельному налогу.

 В судебном заседании истец и его представитель Георгиевский С.В., действующей на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивают в полном объеме.

 Ответчик МИФНС № 4 по Кемеровской области в лице представителя Файзулиной З.Р., действующей на основании доверенности, заявленные требования не признала. Суду пояснила, что льгота по земельному налогу предоставляется малочисленным народам, в том числе телеутам, но только при наличии двух условий – земельный участок должен находиться в районе традиционного проживания телеутов и данный участок используется для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. В нарушение указанного условия, земельный участок используется истцом под общественную застройку – на нем находится магазин, который Накаев Н.И. сдает в аренду.

 Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает, что иск является не обоснованным и не подлежит удовлетворению.

 В судебном заседании установлено, что Накаеву Н.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. разрешенное использование – под общественную застройку.

 МИФНС № 4 по Кемеровской области Накаеву Н.И. было направлено налоговое уведомление № о необходимости оплаты земельного налога за земельный участок в сумме <данные изъяты>.

 Также истцу ответчиком было направлено требование об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому недоимка истца по оплате земельного налога составила <данные изъяты>.

 Истом данный налог не оплачен, что Накаевым Н.И. не отрицается, поскольку истец считает, что имеет право на льготу по земельному налогу, как представитель малочисленных коренных народов – телеут.

 Суд находит несостоятельными данные доводы истца, при этом исходит из следующего:

 Из Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 05.04.2009) N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" следует, что в соответствии с ч. 1. ст. 3 под сферу действия данного Закона подпадают две группы субъектов:

 - лица, относящиеся к малочисленным народам, постоянно проживающие в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами;

 - лица, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.

 Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" установил, что коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

 Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 (ред. от 26.12.2011) "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" телеуты, проживающие на территории Кемеровской области, отнесены к коренным малочисленным народам РФ.

 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 536-р (ред. от 26.12.2011) также утвержден перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которого к таким народам относятся телеуты.

 Накаев Н.И. относится к коренным малочисленным народам РФ – его национальность телеут.

 Согласно перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 08 мая 2009 г. № 631-р, в Кемеровской области таким местом является, в том числе Новокузнецкий городской округ.

 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 г. № 631-р также утвержден Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, к которым относится:

 1. Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).

 2. Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.

 3. Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).

 4. Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.

 5. Бортничество, пчеловодство.

 6. Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.

 7. Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.

 8. Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.

 9. Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.

 10. Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).

 11. Добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.

 12. Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).

 13. Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

 На основании ст. 8 "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:

 1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

 2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

 3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

 4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

 5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

 6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

 7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

 8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

 9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.

 2. Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:

 1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

 2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

 3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

 4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

 5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

 6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;

 7) на первоочередное приобретение в собственность организаций традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

 8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;

 9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.

 В соответствии с ч. 7 ст. 395 НК РФ физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

 В соответствии со подп. 5.4. п. 5 Постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 г. № 3/5 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории г. Новокузнецка» предоставление налоговой льготы, предусмотренной п. 7 ст. 395 НК РФ, производится на основании заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на налоговую льготу, предоставляемых налогоплательщиками в налоговый орган по месту нахождения земельного участка ежегодно в срок до 1 апреля текущего налогового периода.

 На основании Соглашения «О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы» (утв. ФНС РФ, Росреестром 03.09.2010 г. № ММВ-27-11/9/37) в инспекцию представлены сведения по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, площадь <данные изъяты>. Вид разрешенного использования земельного участка установлен «под общественную застройку».

 Суду предоставлено разрешение на строительство магазина от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке по адресу: <адрес>, выданное Комитетом градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка Накаеву Н.И.

 Как следует из выписки ЕГРПЮЛ, по адресу: <адрес> находится ООО «Надежда Кузбасса».

 Из гарантийного письма следует, что Накаев Н.И. сдал в аренду ООО «Надежда Кузбасса» принадлежащее ему на праве собственности помещение для использование под магазин.

 Из кадастрового паспорта земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> следует, что разрешенное использование – под общественную застройку, фактическое использование земельного участка – под здание магазина.

 Также суду представлено свидетельство о государственной регистрации права, из которого следует, что в собственности у Накаева Н.И. имеется магазин, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>.

 Истцом не оспаривалось, что на принадлежащем ему земельном участке, находится объект недвижимого имущества – магазин.

 Из правового анализа вышеизложенных норм закона, следует, что предоставление налоговой льготы коренным малочисленным народам связано не только с их национальной принадлежностью, но и местом проживания в определенных районах Севера и приравненных к нему областях с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности), перечень которых указан в распоряжении Правительства РФ N 631-р от 08.05.2009 г.

 Суд находит, что истец действительно относится к коренным малочисленным народам Российской Федерации - телеутам, проживает на территории Кемеровской области.

 При этом судом считает, что для признания за гражданином права на налоговую льготу по земельному налогу необходима совокупность условий, одним из которых является проживание на территориях традиционного расселения своих предков, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

 Судом установлено, что Накаев Н.И. является представителем телеутского народа, однако, это не подтверждает его непосредственного занятия видами традиционной хозяйственной деятельности.

 Суду истцом не представлено доказательств, что Накаев Н.И. занимается на земельном участке традиционной хозяйственной деятельностью, указанной в перечне, однако, такой вид деятельности, как сдача в аренду нежилого здания под магазин не указана.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что налоговым органом правомерно начислен истцу земельный налог, поскольку судом не установлено основания для предоставления Накаеву Н.И. льготы по уплате земельного налога.

 Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении иска Накаева Н. Инокентиевича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области о признании права на льготу по земельному налогу отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский облсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий: (подпись)

 Верно: Судья: Н.А.Путилова