копия
Дело № 2-2708\18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2018 года Кировский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Гужова В.А.,при секретаре Осетриной Я.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Авиакомпания «Победа» о защите прав потребителя,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Авиакомпания «Победа» о защите прав потребителя, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он с женой ФИО2 <данные изъяты>, сотрудниками ответчика неправомерно были сняты с рейса <данные изъяты> с мотивировкой, что отказались разместить ручную кладь в калибратор и отказались предъявить посадочный талон. Однако данные доводы ответчика не соответствуют действительности. В самолет на самом деле не были допущены из-за возникших неприязненных отношений с сотрудниками авиакомпании. В результате авиакомпания без правовых на то оснований расторгла с пассажирами договор в одностороннем порядке. Общая стоимость перелета составляла <данные изъяты> рублей. Истцу с семьей пришлось приобретать новые авиабилеты на следующий день вылета – ДД.ММ.ГГГГ, общей стоимостью <данные изъяты> рублей. Просит взыскать с ответчика: <данные изъяты> рублей в качестве возврата уплаченной суммы на покупку билетов, <данные изъяты> рублей неустойку, <данные изъяты> компенсацию морального вреда, юридические расходы <данные изъяты> рублей, штраф.
Истец ФИО1 и представителем истца ФИО3, действующи на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Авиакомпания «Победа» в суд не явился, уведомлен надлежащим образом, предоставил отзыв, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истцовую сторону, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п. 122 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 82, пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливается перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира.
Согласно п. 133 Федеральных авиационных правил в качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.
Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункты 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира. Согласно Общим правилам воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утв. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 82, пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира. В качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Они не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками.
Пунктом 135 Правил предусмотрено, что сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж: дамская сумочка или портфель; папка для бумаг; зонтик; трость; букет цветов; верхняя одежда; печатные издания для чтения в полете; детское питание для ребенка во время полета; телефон сотовой связи; фотоаппарат; видеокамера; портативный компьютер; костюм в портпледе; детская люлька при перевозке ребенка; костыли, складная кресло-коляска, имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения. Перевозка в салоне воздушного судна предметов, не указанных в данном пункте, является дополнительной услугой, за которую с пассажира взимается плата.
В Правилах формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 155, указано, что за перевозку сверхнормативного багажа, негабаритного багажа, тяжеловесного багажа, багажа, который необходимо перевозить только в салоне воздушного судна, комнатных животных (птиц) взимается сумма, определяемая на основе багажного тарифа. Багажные тарифы устанавливаются на единицу веса/места багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского нормального тарифа экономического класса.
Воздушный кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 102 устанавливает, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (часть 2 названной статьи).
Пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 107 Воздушного кодекса РФ Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях: отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами; отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
1.1. Бремя доказывания наличия оснований расторжения договора воздушной перевозки пассажира, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, лежит на перевозчике.
6. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
Статьей 10 ФЗ «О защите прав потребителя» от ДД.ММ.ГГГГ N2300-1
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Главы 9 Правил перевозки пассажиров и багажа <данные изъяты> - для безопасного размещения в пассажирском салоне максимальные суммарные габариты Ручной клади и вещей из пункта 135 ФАП-82 не должны превышать 36 x 30 x 27 сантиметров (общий размер всех предметов). Ручная кладь и вещи из пункта 135 ФАП-82 по количеству и весу не ограничиваются, но должны свободно помещаться в калибратор (измеритель) Ручной клади с логотипом авиакомпании, установленный в аэропорту.
Измерение необходимо произвести перед тем, как пройти в зону досмотра пассажиров. Нормы провоза Ручной клади не суммируются для совместно следующих пассажиров и не распространяется на детей до 2 лет, перевозимых без предоставления отдельного места.
Ручная кладь, габариты которой не соответствуют требованиям к ее безопасному размещению (пункт 9.1 настоящих Правил), перевозится в качестве Зарегистрированного багажа с уплатой сбора, предусмотренного условиями применения тарифа.
Из официального сайта ООО «Авиакомпания «Победа» следует, что пассажиры «Победы» могут бесплатно перевозить в салоне самолета рюкзаки, сумки, вещи, технику, ноутбуки, телефоны. Авиакомпания отменила классификацию предметов, перевозимых в ручной клади. Главное, чтобы суммарно все вещи и предметы пассажира, которые он хочет перевезти в салоне самолета, соответствовали размеру до 36?30?27 см и помещались в калибратор.
С ДД.ММ.ГГГГ «Победа» использует калибратор — специальный железный ящик для контроля габаритов ручной клади пассажиров. Калибраторы расположены в аэропортах на стойках регистрации, на выходах на посадку и в салонах самолетов.
По невозвратным авиабилетам пассажир может перевозить багаж в багажном отделении самолета авиакомпании «Победа» за дополнительную плату. Бесплатно перевозить багаж разрешено только по авиабилетам, которые можно возвращать, а также коляску или люльку при перелете с ребенком и костыли или кресло-коляску для маломобильных пассажиров.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец ФИО1 с женой ФИО2 <данные изъяты>.<данные изъяты>, имея на руках авиабилеты на перелет по маршруту Сочи-Казань ООО «Авиакомпания «Победа», не был допущены в салон самолета, о чем свидетельствуют электронные билеты на указанные даты, общей стоимостью <данные изъяты> рублей, ответ перевозчика на претензию истца, а так же акт об отказе пассажира выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.10-14, 21). Факт прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, ответчиком не оспаривается, что усматривается из его отзыва на исковое заявление. Из акта об отказе пассажира выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что пассажиры ФИО2, ФИО1 отказались размещать ручную кладь в калибратор, отказывались предъявлять посадочный талон. Акт подписан представителем ООО «Авиакомпания «Победа» и сотрудником СОП. Подпись пассажира отсутствует. Указанные акты не оспорены, возражений и несогласий с актом истцом на месте в письменном виде отражено не было, акты истцом получены были в здании аэропорта Адлер ДД.ММ.ГГГГ, что указал сам истец в ходе судебного разбирательства. На месте вылета письменных жалоб на действие сотрудников авиакомпании ООО «Авиакомпания «Победа» в администрацию аэропорта Адлер не предъявлял.
Каких-либо иных доказательств в части недопущения истца в салон самолета, как со стороны истца, так и со стороны ответчика, суду не предоставлены.
Таким образом, ответчиком были представлены доказательства об отказе пассажира выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами.
Обратного суду не доказано.
У истца имелся авиабилет - базовый тариф (невозвратный)(л.д.12)
Информация по правилам перевоза ручной клади отражена в авиабилете(л.д.12).
Доводы истца в том, что его с семьей не допустили в салон самолета из-за возникших неприязненных отношений с работниками авиакомпании, не могут быть основанием к удовлетворению иска, поскольку они являются голословными, не подтвержденными какими-либо допустимыми доказательствами.Доказательств того, что габариты багажа истца не превышали установленные ответчиком габариты, истцом не представлено.
При указанных обстоятельствах иск о взыскании взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей в качестве возврата уплаченной суммы на покупку билетов, удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. 23 ФЗ «О защите прав потребителя» от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Согласно ст. 15 того же Закона, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п.6 Статья 13 ФЗ «О защите прав потребителя» от ДД.ММ.ГГГГ
6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Частью 1 ст.100 ГПК РФ предусмотрено, что «стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах».
Требование истца о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и расходов на представителя так же удовлетворению не подлежат, поскольку указанные требования производны от основного требования, в удовлетворении которого истцу отказано, кроме того, суд не усматривает нарушений со стороны ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 к ООО «Авиакомпания «Победа» о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Кировский районный суд <адрес> в течении месяца.
Копия верна: Судья Гужов В.А.