ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2708/2018 от 02.04.2018 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-2708/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2018 года г. Волгоград

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующей судьи С.В. Швыдковой,

при секретаре судебного заседания Г.В. Малаевой,

с участием представителя истца Богородицкой ФИО7., ответчика ФИО1 ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области к ФИО1 ФИО9 об обязании разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору аренды,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области обратился в суд с иском к ответчику ФИО1 ФИО10 об обязании разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору аренды.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом лесного хозяйства Волгоградской области и Максимович ФИО11 заключен договор аренды лесного участка № 6Р-20/12, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ. Согласно дополнительному соглашению к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, права и обязанности по договору переданы ФИО1 ФИО12. Дополнительное соглашение зарегистрировано - ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пп. «В» п. 11 договора аренды, арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в срок до 1 года с даты государственной регистрации, однако арендатором в нарушение договора аренды и требований действующего лесного законодательства до настоящего времени проект основания лесов не разработан и не представлен на государственную экспертизу. Просил суд обязать ФИО1 ФИО13. разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, Среднеахтубинское лесничество, Среднеахтубинское участковое лесничество, квартал 16, части выделов 33,34, общей площадью 0,24 га, по договору аренды лесного участка ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, представить данный проект в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании истец в лице представителя Богородицкой ФИО14 иск поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО1 ФИО15 в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал, пояснил, что действительно проект основания лесов не разработан и не представлен на государственную экспертизу, просил увеличит срок представления проекта в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области до одного года.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Частью 1 стати 72 Лесного Кодекса РФ предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, а том числе для осуществления рекреационной деятельности (п. 8 ч. 1 ст. 25 Лесного Кодекса РФ).

Статей 88 Лесного Кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 12 Лесного Кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Согласно части 3 статьи 53.1 Лесного Кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Исходя из частей 1, 2, 3 статьи 53.1 Лесного Кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основание проекта освоения лесов.

По настоящему делу установлено.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом лесного хозяйства Волгоградской области и Максимович ФИО16. заключен договор аренды лесного участка сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 20 раздела 7 договора аренды).

Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно дополнительному соглашению к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, права и обязанности по договору переданы ФИО1 ФИО17

Дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 1,2 договора аренды, арендодатель предоставил арендатору в аренду (временное пользование) лесной участок, находящейся в государственной собственности, расположенный по адресу: <адрес>, Среднеахтубинское лесничество, Среднеахтубинское участковое лесничество, квартал 16, части выделов 33,34, общей площадью 0,24 га (л.д. 8).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 11 договора аренды, арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в срок до 1 года с даты государственной регистрации (л.д. 10).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Проект освоения лесов, согласно частям 1,2 статьи 89 Лесного Кодекса РФ подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ.

В каждом проекте освоения лесов указываются положения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Данные мероприятия разрабатываются в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах.

Законодательно однозначно закреплено, что с целью рационального, безопасного использования лесов и их охраны, лица, которым лесные участки представлены в аренду и постоянное (бессрочное) пользование, обязаны в установленном порядке разрабатывать проекты освоения лесов с проведением последующей государственной экспертизы проектов.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком ФИО1 ФИО18., им в нарушение договора аренды и требований действующего лесного законодательства до настоящего времени проект основания лесов не разработан и не представлен на государственную экспертизу.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия, срок для предоставления проекта освоения лесов был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени проект освоения лесов в комитет не поступал.

В силу пункта 2 Постановления Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 164 (в редакции от 02 апреля 2015 года № 291, от 17 августа 2015 года № 749) «Об утверждении Положения о комитете лесного хозяйства Волгоградской области» комитет лесного хозяйства Волгоградской области является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области в части полномочий в области лесных отношений.

Согласно пункту 2 Постановления Администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 года № 693-п «Об утверждении положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области», комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области является правопреемником комитета лесного хозяйства Волгоградской области в части осуществления государственных полномочий в области государственного управления в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области, государственного управления защитным лесоразведением на территории Волгоградской области, а также сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Волгоградской области.

Отсутствие проектов освоения лесов с разработанными мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов, способствует распространению пожаров и негативному воздействию на окружающую среду.

При этом каких-либо доказательств, подтверждающих факт разработки и представления Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы ответчиком ФИО1 ФИО19 суду не представлено, срок, который просит установить истец для предоставления проекта освоения лесов является разумным.

При таких обстоятельствах, суд считает требования Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области обоснованными.

Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области к ФИО1 ФИО20 об обязании разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору аренды, - удовлетворить.

Обязать ФИО1 ФИО21 разработать проект освоения лесов на арендуемый лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, Среднеахтубинское лесничество, Среднеахтубинское участковое лесничество, квартал 16, части выделов 33,34, общей площадью 0,24 га, по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, представить данный проект в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО1 ФИО22 государственную пошлину в доход местного бюджета 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения через Дзержинский районный суд г. Волгограда.

Справка: в соответствии со ст. 199 ГПК РФ решение принято в окончательной форме (изготовлен мотивированный текст решения суда) 03 апреля 2018 года.

Судья С.В. Швыдкова