ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2708/2023 от 31.08.2023 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 2-2708/2023

УИД 76RS0013-02-2023-001785-74

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Леоновой Е.С.,

при секретаре Букаревой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске Ярославской области 24 августа 2023 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Некоммерческой организации «Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области» о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда штрафа, возложении обязанностей,

установил:

ФИО1 обратилась с иском к Некоммерческой организации «Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области», в котором просит признать распространенные ответчиком сведения о наличии у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство и наносящим ущерб доброму имени истца; взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 120000 рублей, штрафа в размере 50 процентов от присужденного размера компенсации морального вреда. Также ФИО1 просит наложении запрета АО «Ярославский областной единый информационный центр» на выставление истцу как собственнику квартиры <адрес> каких-либо материальных притязаний (претензий, заявлений о вынесении судебного приказа, исковых заявлений), связанных со взысканием задолженности по оплате расходов на содержание общего имущества и коммунальных услуг до предоставления Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области условий для внесения платы за обслуживание общего имущества и предоставление коммунальных услуг непосредственно на платежные реквизиты Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.

Заявленные требования истец мотивирует следующими обстоятельствами: ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> НКО Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области отказывается от получения платы взносов на капитальный ремонт на свой расчетный счет и требует придерживаться другого порядка оплаты, а именно через АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр». При таких обстоятельствах, истец считает нарушенным свои права. Неправомерными действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания, размер компенсации которых истец оценивает в сумме 120 000 руб.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что она не отказывается платить взносы на капитальный ремонт, но не согласна вносить их через третьих лиц. Полагает, что ответчик должен открыть специальный счет для приема платы.

Представитель ответчика НКО Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, ответчик генеральный директор НКО Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области ФИО2, представитель ответчика АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Постановлением Правительства Ярославской области N 629-п от 05.06.2013 года Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области наделен полномочиями регионального оператора.

Между Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области и АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» (далее – АО «ЯрОбл ЕИРЦ») заключены агентские договоры, в соответствии с которыми АО «ЯрОбл ЕИРЦ» осуществляет расчет (перерасчет) суммы взноса на капитальный ремонт и пени, расчет суммы денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт; подготовку, распечатку и доставку платежных документов, а также формирование, актуализацию и ведение базы данных собственников помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта многоквартирного дома на счете или специальном счете регионального оператора, в том числе принимает меры к взысканию дебиторской задолженности непогашенной плательщиками, если такая задолженность равна или превышает 3000 рублей либо 5 расчетных периодов подряд.

Порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах урегулирован разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).

Федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с их созданием и функционированием, включая учреждение региональных операторов, определение минимального размера взноса на капитальный ремонт и утверждение региональных программ капитального ремонта, а органы местного самоуправления – полномочиями по утверждению краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, по организации выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта, а также по обеспечению его формирования и проведения капитального ремонта в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статьей 180 ЖК РФ определены функции регионального оператора, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета.

Согласно ст. 183 ЖК РФ, региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее – система учета фондов капитального ремонта). Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Ведение такого учета может осуществляться в электронной форме. Система учета фондов капитального ремонта включает в себя, в частности, сведения о: 1) размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней; 2) размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) размере задолженности за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 4) кредитах, займах, привлеченных региональным оператором в целях финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе с указанием процентной ставки, под которую они привлекались, а также погашении таких кредитов, займов. Функции регионального оператора по ведению системы учета фондов капитального ремонта могут осуществляться иным юридическим лицом, созданным в форме государственного бюджетного или казенного учреждения, на основании договора, заключенного с региональным оператором, в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации. При этом региональный оператор несет ответственность за действия такого юридического лица как за свои собственные.

Из анализа указанной нормы следует, что система учета фондов капитального ремонта представляет собой совокупность сведений, указанных в ч. 2 ст.183 ЖК РФ, то есть понятие «система учета фондов капитального ремонта» включает в себя все составляющие, перечисленные в ч. 2 ст.183 ЖК РФ, при этом часть сведений системы учета фондов капитального ремонта в отдельности, без системной взаимосвязи с другими, не может рассматриваться как система учета фондов капитального ремонта.

ФИО1 не согласна с передачей от Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области АО «ЯрОбл ЕИРЦ» функции по ведению системы учета фондов капитального ремонта и выставлению счетов.

Представление собственнику помещения платежных документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме может быть осуществлено региональным оператором как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц. Региональный оператор в соответствии со своими полномочиями самостоятельно определяет способ формирования и доставки платежных документов на оплату взносов, при этом платежные документы представляются собственникам от имени НКО «Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области», что прямо указано в платежных документах, действующее законодательство не содержит запрета на передачу функций по печати и доставке платежного документа для оплаты взноса на капитальный ремонт, которые носят технический, вспомогательный характер, иным лицам. Возможность регионального оператора взимать взносы на капитальный ремонт при участии платежных агентов предусмотрена ч. 15 ст. 155, п. 9 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ.

До настоящего времени договор, заключенный между НКО «Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области» и АО «ЯрОбл ЕИРЦ», на обработку лицевых счетов, печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан.

С учетом изложенного, не имеется оснований для удовлетворения искового требования: - наложить запрет АО «Ярославский областной единый информационный центр» на выставление истцу как собственнику квартиры <адрес> каких-либо материальных притязаний (претензий, заявлений о вынесении судебного приказа, исковых заявлений), связанных со взысканием задолженности по оплате расходов на содержание общего имущества и коммунальных услуг до предоставления Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области условий для внесения платы за обслуживание общего имущества и предоставление коммунальных услуг непосредственно на платежные реквизиты Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.

Также, по вышеприведенным мотивам, не имеется оснований для удовлетворения искового требования о признании распространенных ответчиком сведений о наличии у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство и наносящим ущерб доброму имени истца. Из пояснений истца следует, что данное требование основано на том, что ответчик Некоммерческая организация «Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области» незаконно предает информацию АО «ЯрОбл ЕИРЦ». Кроме того, в судебном заседании истец ФИО1 не оспаривала, что в платежном документе данные о должниках по дому не указываются.

При таких обстоятельства, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении требования о признании распространенных ответчиком сведения о наличии у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство и наносящим ущерб доброму имени истца.

Поскольку в удовлетворении требования о признании распространенных ответчиком сведения о наличии у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство и наносящим ущерб доброму имени истца отказано, суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

АО «Ярославский областной единый информационно-расчетный центр» привлечено к учасию в деле в качестве соответчика по инициативе суда, самостоятельных требований истцом к данному ответчику не заявлено.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 (паспорт ) в иске к Некоммерческой организации «Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья Е.С. Леонова