№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Ханты-Мансийский районный суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Колесниковой Т.В.,
при секретаре Абтрахимовой Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании нагрудного знака основанием для присвоения звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития <адрес> – Югры, мотивируя требования тем, что имеет основания для присвоения ей звания «Ветеран труда», поскольку награждена ведомственным знаком отличия за заслуги в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности «Отличник физической культуры и спорта» и страховой стаж более <данные изъяты> лет. Однако, решением комиссии Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении звания «Ветеран труда» ей отказано по мотиву отсутствия нагрудного знака в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаком отличия в труде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-П. Полагая данный отказ не соответствующим закону, истец просит признать незаконным решение ответчика об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признать нагрудный знак «Отличник физической культуры и спорта» основанием для присвоения звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда».
Истец ФИО1, представитель ответчика, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается архивной справкой Министерства спорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, что приказом по Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре и туризму от ДД.ММ.ГГГГ№-О ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, награждена знаком «Отличник физической культуры и спорта» (номер значка 5 100). Данные обстоятельства подтверждаются также копией удостоверения к значку «Отличник физической культуры и спорта», представленному истцом.
В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент социального развития <адрес> – Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Решением комиссии по присвоению званий «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес> – Югры» в присвоении звания отказано по мотиву того, что истец не награждена ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее <данные изъяты> лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), так же в разделе IV Перечня наград, которым установлены ведомственные знаки отличия в труде, являющиеся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», отсутствует знак «Отличник физической культуры и спорта», что подтверждается ответом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.2 п.4 ст.1 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес> - Югре» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, или награжденные ведомственными знаками отлития в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет мужчин и 35 лет для женщин.
На момент награждения истца нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта», действовало Положение о почетных спортивных званиях «Заслуженный тренер России», «Заслуженный мастер спорта России», «Почетном знаке «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» и знаке «Отличник физической культуры и спорта» (утверждённое приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму ДД.ММ.ГГГГ№).
Присвоение званий «Заслуженный тренер России», «Заслуженный мастер спорта России», награждение почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» и знаком «Отличник физической культуры и спорта» осуществляется федеральным органом государственной власти и управления Российской Федерации в области физической культуры и спорта (ГКФТ России) гражданам Российской Федерации по представлению с основного места работы (службы, учебы) на основании ходатайства органов государственного управления физической культурой и спортом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга или всероссийских общественных физкультурно-спортивных объединений.
Лицам, которым присвоены почетные спортивные звания «Заслуженный тренер России», «Заслуженный мастер спорта России», награжденным почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», Знаком «Отличник физической культуры и спорта», в торжественной обстановке вручаются знаки и удостоверения установленного образца.
Таким образом, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту применило в отношении истца меры поощрения и наградило ФИО3 ведомственным знаком отличия в труде.
Ответчик в обоснование своего решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО1, ссылается на ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которого «Ветеранами труда» являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В силу положений ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Таким образом, анализируя представленные материалы дела, суд полагает, что решение ответчика об отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда» основано на неправильном применении ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», так как на момент обращения истец имел требуемый страховой стаж более 20 лет, что подтверждается копией трудовой книжки, награжден ведомственной наградой за отличие в труде в установленном порядке, то есть на момент обращения с заявлением к ответчику, за ним сохранилось право на присвоение звания «Ветеран труда», исходя из вышеуказанного, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
Правовой смысл пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» переданы субъектам Российской Федерации.
Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес> - Югры» и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес> - Югры» и выдачи удостоверений».
В п.1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития <адрес> - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда».
Ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлено суду доказательств законности принятого им решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» истцу.
В связи с изложенными обстоятельствами, решение Департамента социального развития <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, как незаконное с возложением на ответчика обязанности по присвоению истцу звания «Ветеран труда».
В то же время, требование истца о признании нагрудного знака «Отличник физической культуры и спорта» основанием для присвоения звания «Ветеран труда», удовлетворению не подлежит, поскольку в силу пункта 1.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", определяется государственными органами, организациями, самостоятельно.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные истцом по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента социального развития <адрес> – Югры об отказе в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития <адрес> – Югры присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с Департамента социального развития <адрес> – Югры в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись Т.В. Колесникова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>