ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-270/12 от 02.10.2012 Советского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-270/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2012 год р.п.Мокроус

Советский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Волковой И.А.

при секретаре Аникиенко О.А.

с участием помощника прокурора Федоровского района Ловчикова Я.А.

главы Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению прокурора Федоровского района «об оспаривании решения Совета Мокроусского муниципального образования»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Федоровского района Саратовской области обратился в суд с заявлением «об оспаривании решения Совета Мокроусского муниципального образования».

В обосновании заявленных требований указал следующее, что прокуратурой Федоровского района в рамках исполнения обязанности по контролю за законностью принимаемых органами самоуправления нормативно-правовых актов, предусмотренной приказом Генерального прокурора РФ № 155 от 02.10.2007 года проведена проверка соответствия требованиям Федерального законодательства решения Совета Мокроусского муниципального образования № 5/1 от 27.01.2012 года «О внесении изменений и дополнений в решение Совета Мокроусского муниципального образования 2/6 от 23.12.2011года «Об отмене решения Совета Мокроусского муниципального образования № 11/2 от 31.10.2011 года «Об установлении земельного налога на 2012 год», официально опубликованного в районной газете «Вперед» 03 февраля 2012 года.

Проведенной проверкой установлено, что земельный налог на 2012 год на территории Мокроусского муниципального образования устанавливался решением Совета Мокроусского муниципального образования от 31.10.2011 года № 11/2 «Об установлении земельного налога на 2012 год». Однако, решением Совета Мокроусского муниципального образования 2/6 от 23.12.2011 года было отменено решение Совета Мокроусского муниципального образования № 11/2 от 31.10.2011 года «Об установлении земельного налога на 2012 год», обнародованного для всеобщего сведения 28.12.2011 года на специально оборудованном стенде, расположенном на ул.Победа и на стенде в здании администрации Мокроусского муниципального образования, земельный налог на территории Мокроусского муниципального образования был отменен.

27.01.2012 года Советом Мокроусского муниципального образования было вынесено решение № 5/1, которым были внесены изменения и дополнения в решение Совета Мокроусского муниципального образования № 2/6 от 23.12.2011 года «об отмене решения Совета Мокроусского муниципального образования № 11/2 от 31.10.2011 года «Об установлении земельного налога на 2012 год». В пункте 2 решения № 5/1 от 27.01.2012 года указано, что «Настоящее решение подлежит обнародованию и вступает в силу со дня его подписания». В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституции, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.5 Налогового кодекса РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования. Таким образом, решение Совета Мокроусского муниципального образования № 5/1 от 27.01.2012 года не соответствует требованиям федерального закона в части определения времени вступления в силу указанного нормативно-правового акта.

В судебном заседании помощник прокурора Федоровского района Ловчиков Я.А. заявленные требования поддержал, пояснив суду следующее, что решение Совета Мокроусского муниципального образования № 5/1 от 27.01.2012 года не соответствует требованиям федерального закона в части определения времени вступления в силу указанного нормативно-правового акта. Прокуратурой района был вынесен протест в адрес Совета Мокроусского муниципального образования с требованием привести в соответствие вышеназванное решение Совета. Решением Совета Мокроусского муниципального образования от 17.03.2011 года № 7/3 протест был отклонен по тем основаниям, что решением Совета № 5/1 от 27.01.2012 года не вводится земельный налог, а лишь продлевается на 2012 год действие решения Совета № 8/2 от 01.09.2010 года «об установлении земельного налога на 2011 год», которым руководствовались плательщики земельного налога в 2011 году. Вместе с тем, решение Совета Мокроусского муниципального образования № 8/2 от 01.09.2010 года по истечению 2011 года не подлежит применению в связи с истечением налогового периода, на который оно принималось. В соответствии с ч.1 ст.393 Налогового Кодекса РФ, налоговым периодом земельного налога признается календарный год. Таким образом, решением Совета Мокроусского муниципального образования № 5/1 от 27.01.2012 года фактически устанавливается земельный налог на 2012 год. Поэтому просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим решение Совета Мокроусского муниципального образования № 5/1 от 27.01.2012 года в части определения времени вступления в силу - «со дня его подписания», а также обязать Совет Мокроусского муниципального образования опубликовать сообщение о решении суда в районной газете «Вперед».

Глава Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района - председатель Совета Мокроусского муниципального образования ФИО1 с заявленными требованиями не согласился, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Земельный налог на территории Мокроусского муниципального образования на 2012 год был установлен решением Совета Мокроусского муниципального образования от 31.10.2011 года № 11/2 «об установлении земельного налога на 2012 год». Данное решение было отменено решением Совета № 2/6 от 23.12.2011 года, как не вступившее в законную силу, поскольку оно не было опубликовано ни в средствах массовой информации, не доведено его содержание до населения поселка р.п.Мокроус никакими иными средствами. В следствии этого, решением Совета Мокроусского муниципального образования № 5/1 от 27.01.2012 года внесены изменения и дополнения в решение Совета Мокроусского муниципального образования № 2/6 от 23.12.2011 года «об отмене решения Совета Мокроусского муниципального образования № 11/2 от 31.10.2011 года «об установлении земельного налога на 2012 год», а именно данным решением Совета продлено действие решения Совета Мокроусского муниципального образования № 8/2 от 01.09.2010 года «об установлении земельного налога на 2011 год» и решение Совета № 8/3 от 01.09.2010 года «о рассмотрении ходатайств о предоставлении льгот по налогообложению на 2011 год». Таким образом, решение Совета № 5/1 от 27.01.2012 года не носит нормативного правового характера, вводящего налоги, а только продлевает срок действия решения Совета № 8/2 от 01.09.2010 года «об установлении земельного налога на 2011 год», а поэтому не подпадает под действие ч.1 ст.5 Налогового Кодекса РФ.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Федоровского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.251 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного правового акта подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 ГПК РФ. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акту, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с п.17 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.

Из представленного Устава Мокроусского муниципального образования Совет поселения по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Нормативные правовые акты Совета, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Совета только по инициативе главы поселения или при наличии заключения главы поселения. Нормативный правовой акт, принятый Советом, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. (л.д.41-84).

Статьей 46 Устава определен порядок официального обнародования и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Статья 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с последующими изменениями) устанавливает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п.2,3 ч.1 ст.29 Устава Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области глава поселения обладает следующими полномочиями: подписывает и обнародует в порядке установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом; издает в пределах своих полномочий правовые акты. (л.д.65).

Решением Совета Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области № 1/1 от 15.12.2011 года главой Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области - председателем Совета избран ФИО1 (л.д.90).

Пункт 3 части 1 статьи 21 Устава наделяет Совет исключительной компетенцией по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (л.д.60-61).

Решением Совета Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области от 31.10.2011 года № 11/2 установлен земельный налог на 2012 год (л.д.11).

Решением Совета Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области № 2/6 от 23.12.2011 года решение Совета № 11/2 от 31.10.2011 года отменено (л.д.12).

В судебном заседании глава Мокроусского муниципального образования ФИО1 подтвердил тот факт, что решение Совета от 31.10.2011 года № 11/2 не было опубликовано ни в средствах массовой информации, не доведено его содержание до населения поселка р.п.Мокроус никакими иными средствами, что также подтверждается решением Совета № 7/3 от 17.03.2012 года на протест прокурора (л.д.9-10).

Решением Совета Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области № 5/1 от 27.01.2012 года внесены изменения и дополнения в решение Совета Мокроусского муниципального образования № 2/6 от 23.12.2011 года «об отмене решения Совета Мокроусского муниципального образования № 11/2 от 31.10.2011 года «об установлении земельного налога на 2012 год», а именно данным решением Совета продлено действие решения Совета Мокроусского муниципального образования № 8/2 от 01.09.2010 года «об установлении земельного налога на 2011 год» и решение Совета № 8/3 от 01.09.2010 года «о рассмотрении ходатайств о предоставлении льгот по налогообложению на 2011 год» (л.д. 13).

03 февраля 2012 года вышеназванное решение Совета было опубликовано в районной газете «Вперед» (л.д.14).

В пункте 2 Решения Совета № 5/1 от 27.01.2012 года указано, что настоящее решение подлежит обнародованию и вступает в силу со дня его подписания (л.д.13).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение Совета № 5/1 от 27.01.2012 года, которым продлено действие решение Совета Мокроусского муниципального образования № 8/2 от 01.09.2010 года «об установлении земельного налога на 2011 год», относится к решению о налогах и сборах, поскольку фактически устанавливает земельный налог на 2012 год.

Согласно п.2 ст.46 Устава Решения Совета о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (л.д.75).

Согласно ч.1 ст.5 Налогового кодекса РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования.

При таких обстоятельствах пункт 2 решения Совета № 5/1 от 27.01.2011 года, устанавливающий, что решение вступает в силу со дня его подписания противоречит ч.1 ст.5 Налогового кодекса РФ, что является для суда одним из оснований, влекущих признание акта недействующим.

Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года №2202-1 (с последующими изменениями), согласно статьи 1 которого, прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В связи с этим, укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, и также охраняемых законом интересов общества и государства признаны основной функцией органов прокуратуры. В силу пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 названного Федерального закона, предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Кроме того, как указано в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред.постановления Пленума ВС РФ № 3 от 09.02.2012г.), при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования прокурора Федоровского района о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решение Совета Мокроусского муниципального образования № 5/1 от 27.01.2012 года «О внесении изменений и дополнений в решение Совета Мокроусского муниципального образования 2/6 от 23.12.2011 года «Об отмене решения Совета Мокроусского муниципального образования № 11/2 от 31.10.2011 года «об установлении земельного налога на 2012 год» в части определения времени вступления в силу - «со дня его подписания» обоснованные, а поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 252, 253 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Федоровского района - удовлетворить.

Решение Совета Мокроусского муниципального образования № 5/1 от 27.01.2012 года «О внесении изменений и дополнений в решение Совета Мокроусского муниципального образования 2/6 от 23.12.2011 года «Об отмене решения Совета Мокроусского муниципального образования № 11/2 от 31.10.2011 года «об установлении земельного налога на 2012 год» признать противоречащим Федеральному законодательству и недействующим в части определения времени вступления в силу - «со дня его подписания», то есть с 27 января 2012 года.

Обязать Совет Мокроусского муниципального образования Саратовской области опубликовать решение суда в средствах массовой информации в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке, через Советский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 октября 2012 года.

Председательствующий судья И.А.Волкова