ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-270/18 от 23.08.2018 Прибайкальского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2018 г. с. Турунтаево

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Угрюмовой А.С., с участием представителя истца Васильевой О.В., истцов ФИО1, ФИО2, представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в защиту прав неопределенного круга лиц, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО6 к АО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными начислений платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды

установил:

Обращаясь в суд с иском в защиту жилищных прав неопределенного круга лиц и ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО6, прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия просит (с учетом уточнения) признать незаконными начисления платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, выполненные АО «Читаэнергосбыт» по формуле №12 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ потребителям многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес>

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 и других жителей, проживающих по адресам: <адрес>, о нарушении их прав при начислении гарантирующим поставщиком АО «Читаэнергосбыт» платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды по формуле №12 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, поскольку исполнитель при расчете приходящегося на конкретное жилое помещение объема электроэнергии, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определял объем потребленной электроэнергии по показаниям приборов учета допущенного в эксплуатацию ПАО «МРСК Сибири», при этом ни представители многоквартирных жилых домов, где избран непосредственный способ управления, ни гарантирующий поставщик к участию в процедуре допуска общедомовых приборов учета не привлекались, о дне и месте проведения процедуры не уведомлялись. В нарушение подпунктов «е», «ж» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг в актах снятия показаний приборов учета отсутствует дата снятия показаний или показания сняты в неустановленный срок, без участия представителя АО «Читаэнергосбыт», кроме того, ответчик не осуществлял снятие показаний индивидуальных приборов учета жителей согласно подпункту «ж» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг. По указанным основаниям истец считает, что начисление платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должно осуществляться в условиях отсутствия коллективного прибора учета на основании формулы №15 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Васильева О.В. уточненные исковые требования к ответчику АО «Читаэнергосбыт» по указанным в иске доводам поддержала.

Истцы ФИО1, ФИО2 уточненные исковые требования к ответчику АО «Читаэнергосбыт» поддержали.

Истцы ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, в адресованных суду заявлениях указали, что позицию прокурора по уточненным требованиям к АО «Читаэнергосбыт» поддерживают.

Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» ФИО3 по уточненным исковым требованиям возражала, полагает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плата за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, начислялась по формуле №12 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 законно, коллективные приборы учета установлены и эксплуатируются ПАО «МРСК Сибири» в соответствии с требованиями закона.

Представитель третьего лица ПАО «МРСК Сибири» ФИО7 в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ПАО «МРСК Сибири», ранее в судебных заседаниях по требованиям прокурора возражал, в своих письменных отзывах указал, что с ДД.ММ.ГГГГ г. ПАО «МРСК Сибири» осуществлялись мероприятия по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах всех районов Республики Бурятия согласно требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об энергосбережении»). Порядок установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета действующим на тот момент и до ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. №530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» не был регламентирован, форма акта допуска прибора к эксплуатации не была установлена. Общедомовые приборы учета были проверены в присутствии управляющей компании и приняты сетевой организацией, они подлежат периодической проверке на предмет работоспособности и соответствия их требованиям Федерального закона «Об единстве измерений», нарушений в порядке учета до настоящего времени не выявлено. Соблюдение или несоблюдение порядка установки общедомового прибора учета и его ввода в эксплуатацию не может свидетельствовать о неисправности прибора учета. Спорные общедомовые приборы учета были установлены и допущены к коммерческому учету коммунальных ресурсов, не только для определения количества энергии, поступающей в многоквартирный дом, но и в целях определения количества электрической энергии, приобретаемой у гарантирующего поставщика для учета потерь и для определения объема оказанных гарантирующему поставщику услуг по передаче электрической энергии, соответственно, данные приборы были установлены и применяются для взаиморасчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, установлены сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» за счет собственных денежных средств, суммы которых жителям не предъявлялись. Полагает, что установка и введение в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии не нарушает права собственников и пользователей помещений в многоквартирных жилых домах. До принятия постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 г. №442 спорные приборы учета уже были введены в эксплуатацию, исправны, проверены, при их вводе присутствовали заинтересованные лица, на тот момент уполномоченное лицо для участия в такой процедуре собственниками жилых помещений определено не было, в последующем ни от управляющих организаций, ни от жителей многоквартирных жилых домов предусмотренные п. 153 указанного постановления письменные заявки в адрес ПАО «МРСК Сибири» не поступали, повторная процедура допуска приборов учета в эксплуатацию жителями домов не инициировалась. Полагает, что на сетевую организацию, устанавливающую прибор учета на границе своих сетей, не распространяются требования о проведении обследования внутридомовых инженерных систем МКД, приказа Минрегионразвития от 29 декабря 2011 г. №627. Жителям необходимо совместно с гарантирующим поставщиком произвести проверку внутридомовых сетей жилых домов на предмет потерь электрической энергии.

Представители третьих лиц ООО «Сервис» ФИО8, Администрации СП «Турунтаевское» СП ФИО9 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, копии заявления прокурора об уточнении требований к АО «Читаэнергосбыт» им вручены, возражений третьими лицами не представлено.

Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, (далее по тексту также - Правила предоставления коммунальных услуг) установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В соответствии с п. 13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12.

Из представленных доказательств установлено, что истцы ФИО1, проживающая по адресу: <адрес>ФИО4, проживающая по адресу: <адрес>, ФИО5, проживающий по адресу: <адрес>, ФИО2, проживающая по адресу: <адрес>, <адрес>, ФИО6, проживающая по адресу: <адрес>, а также неопределенный круг лиц - собственников и пользователей помещений в указанных многоквартирных жилых домах и в многоквартирных жилых домах по адресам: <адрес> (далее по тексту также – многоквартирные жилые дома), являются потребителями услуг по электроснабжению, предоставляемых с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ресурсоснабжающей организацией АО «Читаэнергосбыт», имеющей статус гарантирующего поставщика.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, потребителям многоквартирных жилых домов производилось ответчиком АО «Читаэнергосбыт» по формуле №12, указанной в п. 13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, которая подлежит применению для определения приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии.

Для начисления платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, потребителям указанных многоквартирных жилых домов АО «Читаэнергосбыт» использовались показания установленных в квартирах индивидуальных приборов учета и общедомовых приборов учета, установленных сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» за счет собственных денежных средств и допущенных к коммерческому учету коммунальных ресурсов для определения количества энергии, поступающей в многоквартирный дом, для определения объема оказанных сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» гарантирующему поставщику АО «Читаэнергосбыт» услуг по передаче электрической энергии, соответственно, данные приборы были установлены и применяются для взаиморасчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, что не оспаривается сторонами по делу.

Так, в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> ПАО «МРСК Сибири» установлен прибор учета электроэнергии типа «Меркурий 230» с заводским номером .

При рассмотрении дела ПАО «МРСК Сибири» по указанному прибору учета представлены:

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента Управляющей компании ООО <данные изъяты>С.В.В. (имеется подпись и печать);

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис»;

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис»;

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис».

Из содержания муниципального контракта №1 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в управляющей компанией указанного дома была ООО «Монтаж», срок действия контракта 1 год. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме был выбран способ управления – Управляющей компанией ООО «Сервис», из протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками помещений был выбран непосредственный способ управления домом, совет дома и его председатель ФИО1, а также выбрана обслуживающая организация ООО «Сервис».

В многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> ПАО «МРСК Сибири» установлен прибор учета электроэнергии типа «Меркурий 230» с заводским номером

При рассмотрении дела ПАО «МРСК Сибири» по указанному прибору учета представлены:

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента Управляющей компании ООО <данные изъяты>С.В.В. (имеется подпись и печать);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента ООО «Сервис» ФИО8, представителя ОАО «Бурятэнергосбыт» ФИО10 (имеются подписи);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис».

Из содержания муниципального контракта №1 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в управляющей компанией указанного дома была ООО «Монтаж», срок действия контракта 1 год. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме был выбран способ управления – Управляющей компанией ООО «Сервис», из протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками помещений был выбран непосредственный способ управления домом, совет дома и его председатель Х.Д.В. а также выбрана обслуживающая организация ООО «Сервис».

В многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> ПАО «МРСК Сибири» установлен прибор учета электроэнергии типа «Меркурий 230» с заводским номером .

При рассмотрении дела ПАО «МРСК Сибири» по указанному прибору учета представлены:

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента Управляющей компании ООО <данные изъяты>С.В.В. (имеется подпись и печать);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента ООО «Сервис» ФИО8 (имеется подпись);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис»;

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис».

Из содержания муниципального контракта №1 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в управляющей компанией указанного дома была ООО «Монтаж», срок действия контракта 1 год. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме был выбран способ управления – Управляющей компанией ООО «Сервис», из протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками помещений был выбран непосредственный способ управления домом, совет дома, а также выбрана обслуживающая организация ООО «Сервис».

В многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> ПАО «МРСК Сибири» установлен прибор учета электроэнергии типа «Меркурий 230» с заводским номером

При рассмотрении дела ПАО «МРСК Сибири» по указанному прибору учета представлены:

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента Управляющей компании ООО <данные изъяты>С.В.В. (имеется подпись и печать);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис»;

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис».

Из содержания муниципального контракта №1 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в управляющей компанией указанного дома была ООО «Монтаж», срок действия контракта 1 год. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме был выбран способ управления – Управляющей компанией ООО «Сервис», из протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками помещений был выбран непосредственный способ управления домом, совет дома, а также выбрана обслуживающая организация ООО «Сервис».

В многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> ПАО «МРСК Сибири» установлен прибор учета электроэнергии типа «Меркурий 230» с заводским номером

При рассмотрении дела ПАО «МРСК Сибири» по указанному прибору учета представлены:

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента Управляющей компании ООО <данные изъяты>С.В.В. (имеется подпись и печать);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис»;

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис».

Из содержания муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в управляющей компанией указанного дома была ООО «Монтаж», срок действия контракта 1 год. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме был выбран способ управления – Управляющей компанией ООО «Сервис», из протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками помещений был выбран непосредственный способ управления домом, совет дома и его председатель К.Т.Б. а также выбрана обслуживающая организация ООО «Сервис».

В многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> ПАО «МРСК Сибири» установлен прибор учета электроэнергии типа «Меркурий 230» с заводским номером

При рассмотрении дела ПАО «МРСК Сибири» по указанному прибору учета представлены:

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента Управляющей компании ООО <данные изъяты>С.В.В.имеется подпись и печать);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента ООО «Сервис» ФИО8, представителя ОАО «Бурятэнергосбыт» ФИО10 (имеются подписи);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис»;

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис».

Из содержания муниципального контракта №1 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в управляющей компанией указанного дома была ООО «Монтаж», срок действия контракта 1 год. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме был выбран способ управления – Управляющей компанией ООО «Сервис», из протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками помещений был выбран непосредственный способ управления домом, совет дома, а также выбрана обслуживающая организация ООО «Сервис».

В многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> ПАО «МРСК Сибири» установлен прибор учета электроэнергии типа «Меркурий 230» с заводским номером .

При рассмотрении дела ПАО «МРСК Сибири» по указанному прибору учета представлены:

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента Управляющей компании ООО <данные изъяты>С.В.В. (имеется подпись и печать);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента ООО «Сервис» ФИО8, представителя ОАО «Бурятэнергосбыт» ФИО10 (имеются подписи);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента ООО «Сервис» ФИО8 (имеется подпись);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис».

Из содержания муниципального контракта №1 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в управляющей компанией указанного дома была ООО «Монтаж», срок действия контракта 1 год. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме был выбран способ управления – Управляющей компанией ООО «Сервис», из протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками помещений был выбран непосредственный способ управления домом, совет дома, а также выбрана обслуживающая организация ООО «Сервис».

В многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> ПАО «МРСК Сибири» установлен прибор учета электроэнергии типа «Меркурий 230» с заводским номером .

При рассмотрении дела ПАО «МРСК Сибири» по указанному прибору учета представлены:

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента Управляющей компании ООО <данные изъяты>С.В.В. (имеется подпись и печать);

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента Управляющей компании ООО <данные изъяты>С.В.В. (имеется подпись);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента ООО «Сервис» ФИО8 (имеется подпись);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис».

Из содержания муниципального контракта №1 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в управляющей компанией указанного дома была ООО «Монтаж», срок действия контракта 1 год. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме был выбран способ управления – ООО «Сервис», а также совет дома и его председатель Н.В.Е., из протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками помещений был выбран непосредственный способ управления домом, совет дома, а также выбрана обслуживающая организация ООО «Сервис».

В многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> ПАО «МРСК Сибири» установлен прибор учета электроэнергии типа «Меркурий 230» с заводским номером

При рассмотрении дела ПАО «МРСК Сибири» по указанному прибору учета представлены:

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента Управляющей компании ООО <данные изъяты>С.В.В.имеется подпись и печать);

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис»;

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента ООО «Сервис» ФИО8, представителя ОАО «Бурятэнергосбыт» ФИО10 (имеются подписи);

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис».

Из содержания муниципального контракта №1 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в управляющей компанией указанного дома была ООО «Монтаж», срок действия контракта 1 год. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме был выбран способ управления – Управляющей компанией ООО «Сервис», из протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками помещений был выбран непосредственный способ управления домом, совет дома, а также выбрана обслуживающая организация ООО «Сервис».

В многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> ПАО «МРСК Сибири» установлен прибор учета электроэнергии типа «Меркурий 230» с заводским номером

При рассмотрении дела ПАО «МРСК Сибири» по указанному прибору учета представлены:

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис»;

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» с участием представителя абонента ООО «Сервис» ФИО8, представителя ОАО «Бурятэнергосбыт» ФИО10 (имеются подписи);

- акт проверки работы прибора учета и состояния схемы измерений электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис».

- акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, составленный должностным лицом ПАО «МРСК Сибири» без участия представителя абонента ООО «Сервис».

Из содержания муниципального контракта №1 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в управляющей компанией указанного дома была ООО «Монтаж», срок действия контракта 1 год. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме был выбран способ управления – Управляющей компанией ООО «Сервис», из протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками помещений был выбран непосредственный способ управления домом, совет дома и его председатель П.С.А. а также выбрана обслуживающая организация ООО «Сервис».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об энергосбережении») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). (ч. 1)

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, установленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и введенных в эксплуатацию. (ч. 2)

До ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. (ч. 5)

С ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Такой договор заключается с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома. (ч. 9)

До ДД.ММ.ГГГГ указанные организации обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. (ч. 10)

В случае неисполнения собственниками обязанности по оснащению домов приборами учета в установленный срок (в том числе в многоквартирных домах коллективными (общедомовыми) приборами учета) действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов. (ч. 12)

Согласно п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. №442, (далее по тексту также – Основных положений) в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств, не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Собственник энергопринимающих устройств, не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.

Согласно п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, (далее по тексту также - Правила предоставления коммунальных услуг) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности его установки, порядок заполнения акта обследования утверждены приказом Минрегионразвития от 29 декабря 2011 г. №627.

Исходя из указанных положений закона, а также п. 137, 150-153 Основных положений оснащение ПАО «МРСК Сибири» многоквартирных жилых домов приборами учета электроэнергии типа «Меркурий 230» как общедомовыми (коллективными) и ввод их в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ допускалось на основании договоров, регулирующих условия установки коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, между ПАО «МРСК Сибири» и собственниками, нанимателями жилых помещений многоквартирных домов или обслуживающей организацией, избранной собственниками на основании соответствующего решения (лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома), а также на основании заявок собственников помещений. При невыполнении собственниками помещений многоквартирных жилых домов в установленный срок обязанности по его оснащению прибором учета после ДД.ММ.ГГГГ процедура допуска в эксплуатацию приборов учета как коллективных (общедомовых) могла быть проведена ПАО «МРСК Сибири» на основании заявок собственников помещений, Управляющей компании ООО «Сервис» с участием уполномоченных представителей указанных лиц либо в их отсутствие при наличии письменного уведомления ПАО «МРСК Сибири» способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, о дате, времени и месте проведения процедуры установки, допуска прибора учета в эксплуатацию, с приложением проекта договора, регулирующего условия установки приборов учета, с направлением в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры копии акта допуска лицам, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.

При рассмотрении дела ответчиком АО «Читаэнергосбыт» и третьим лицом ПАО «МРСК Сибири» не представлено доказательств заключения таких договоров, регулирующих условия установки коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, и подачи таких заявок собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, направления ПАО «МРСК Сибири» собственникам помещений в многоквартирных жилых домах предложений об оснащении домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, письменных уведомлений о проведении процедур установки, допуска приборов учета в эксплуатацию, с приложением проекта договора.

Ответчиком не представлено доказательств того, что собственники жилых помещений в многоквартирных жилых домах (как потребители и собственники энергопринимающих устройств) были уведомлены об установке и введении в эксплуатацию спорных приборов учета электроэнергии в качестве коллективных (общедомовых), показания которых будут использоваться при расчете оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды, а также доказательств того, что они уведомлялись ПАО «МРСК Сибири» о времени снятия показаний прибора учета и имели возможность обеспечить участие своего представителя. Также не представлено доказательств того, что в многоквартирных жилых домах было проведено предусмотренное п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии согласно критериям, утвержденным приказом Минрегионразвития от 29 декабря 2011 г. №627.

Из пояснений представителя ПАО «МРСК Сибири» ФИО7 следует, что приборы учета были установлены сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» и применяются для взаиморасчетов между сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» и гарантирующим поставщиком АО «Читаэнергосбыт», установлены ПАО «МРСК Сибири» за счет собственных денежных средств, суммы которых жителям не предъявлялись, ранее приборы учета применялись для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Сибири» и Управляющей компанией ООО «Сервис», при этом ни собственники жилых помещений, ни АО «Читаэнергосбыт», ни ООО «Сервис» не обращались в адрес ПАО «МРСК Сибири» с заявками об использовании приборов учета ПАО «МРСК Сибири» как коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии для начисления платы потребителям (собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах) за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды и их допуске в эксплуатацию в связи с этим с участием указанных лиц.

Из пояснений директора ООО «Сервис» ФИО8 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ следует, что в процедурах проверок и допусков общедомовых приборов учета представитель ООО «Сервис», в т.ч. он как директор не участвовал, т.к. ООО «Сервис» об этом не уведомляли, подписи в отдельных актах, представленных в суд ПАО «МРСК Сибири», ему не принадлежат.

Оценивая представленные ПАО «МРСК Сибири» письма от ДД.ММ.ГГГГ о проведении ввода в эксплуатацию прибора учета, от ДД.ММ.ГГГГ о проведении ввода в эксплуатацию прибора учета, от ДД.ММ.ГГГГ о повторном допуске прибора учета, адресованные ООО «Сервис», АО «Читаэнергосбыт», суд находит, что письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ не содержат достоверных и полных данных о его получении ООО «Сервис» (имеется запись о дате и подпись, нет входящего номера или штампа организации, фамилии принявшего письмо сотрудника), а письма от ДД.ММ.ГГГГ направлены в ООО «Сервис» как обслуживающую организацию в период непосредственного способа управления многоквартирными жилыми домами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований использования АО «Читаэнергосбыт» приборов учета электроэнергии типа «Меркурий 230» с заводскими номерами как коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии для начисления платы непосредственно потребителям - собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, по формуле №12 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что не исключает использование указанных приборов учета электроэнергии в предусмотренных законом или договором случаях для коммерческих взаиморасчетов между сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» и гарантирующим поставщиком АО «Читаэнергосбыт», между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Сервис» и т.д.

Кроме того, суд принимает во внимание вступившие в законную силу решения <данные изъяты> районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение <данные изъяты> районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, решение мирового судьи судебного участка <данные изъяты> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, в которых содержатся мотивированные выводы судов о незаконности начисления платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, потребителям на основании показаний спорных приборов учета ПАО «МРСК Сибири» по адресам: <адрес>, прибор учета , <адрес>, прибор учета , <адрес>, прибор учета .

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования (с учетом их уточнения) прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в защиту жилищных прав неопределенного круга лиц и ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО6 заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц составляет 300 руб., от ее уплаты прокурор и истцы как потребители были освобождены, в связи с удовлетворением исковых требований государственная пошлина в указанном размере подлежит взысканию в бюджет с ответчика АО «Читаэнергосбыт».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в защиту прав неопределенного круга лиц, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО6 к АО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными начислений платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды удовлетворить.

Признать незаконными начисления платы за электроэнергию, отнесенную на общедомовые нужды, выполненные АО «Читаэнергосбыт» по формуле №12 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ потребителям многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес>

Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет государственную пошлину в размере 300 руб..

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Горковенко С.В.