№2-270/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2020 г. г. Рыльск
Рыльский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Рыльского районного суда Курской области Березниковой Е.М.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Рыльского района Курской области Харитоновой Э.Н.,
представителя ответчика МКУ «Отдела МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области – Примакова В.Н., действующего на основании постановления №13 от 10.02.2014г.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области – Дудкиной Е.В., действующая на основании удостоверения от 03.04.2020
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рыльского района Курской области в интересах муниципального образования «Козинский сельсовет» Рыльского района Курской области к Муниципальному казенному учреждению «Отдел материально - технического обслуживания» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области о возложении обязанности назначить контрактного управляющего,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Рыльского района Курской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах муниципального образования «Козинский сельсовет» Рыльского района Курской области к Муниципальному казенному учреждению «Отдел материально - технического обслуживания» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области (далее МКУ «Отдел МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области) о возложении обязанности назначить контрактного управляющего.
В обосновании исковых требований истец указал, что прокуратурой Рыльского района Курской области в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что МКУ «Отдел МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области не назначен контрактный управляющий, что противоречит требованиям ст.72 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 6, п.п.6-7 п.1 ст.3, ст.9,ст.38, ч.1 ст.26, ч.1 ст.26 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», создает угрозу неэффективности использования бюджетных средств и может привести к неэффективному выполнению работ по хозяйственному и транспортному обслуживанию организаций, предприятий, учреждений на территории муниципального образования. Просит возложить на ответчика - МКУ «Отдел МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области обязанность назначить контрактного управляющего в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца-помощник прокурора Рыльского района Курской области Харитонова Э.Н. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МКУ «Отдела МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области – Примакова В.Н., в судебном заседании исковые требования признал, считая их обоснованными, пояснил, что контрактный управляющий действительно до настоящего времени не назначен. Далее предоставил адресованное суду письменное заявление о признании иска прокурора района, приобщенное к гражданскому делу, и, пояснил, как директор МКУ «Отдела МТО» Администрации Козинского сельского совета Рыльского района Курской области, иск признает в полном объеме, срок три месяца, со дня вступления решения в законную силу, для решения вопроса о назначении контрактного управляющего достаточен. Положения ст.ст.173, 198 ГПК РФ разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области – Дудкина Е.В., исковые требования прокурора района находит обоснованными, не возражая против их удовлетворения, срок для назначения контрактного управляющего три месяца достаточен, поскольку обучение специалиста занимает две недели, в настоящее время в стадии разработки и подготовки находится проект договора на обучение на курсах повышения квалификации специалиста в соответствии с ФЗ -44 от 05.04.2013 (в редакции от 08.06.2020).
Представитель Администрации Рыльского района Курской области, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил суду отзыв, согласно которому просит рассмотреть гражданское дело без участия их представителя, указывая, что позиция прокурора относительно заявленных требований является обоснованной, поясняя, что в соответствии с соглашением о передаче полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля №5 от 24.12.2019, Администрация Козинского сельсовета Рыльского района передала полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Рыльского района Курской области. При этом, в соответствии с Уставом МКУ «Отдел МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района - МКУ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета, печать и является муниципальным заказчиком и осуществляет свою деятельность в данной сфере с привлечением квалифицированных специалистов, для осуществления деятельности в сфере закупок, поскольку до настоящего времени контрактная служба не создана, контрактный управляющий в МКУ не назначен, считает требования прокурора района подлежащими удовлетворению.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, ст. 167 ГПК РФ счел возможным провести судебное заседание в отсутствии представителя Администрации Рыльского района Курской области.
Суд, выслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 и 2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 г. (в редакции от 08.06.2020) №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно п. 7 ст.3 указанного закона заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Муниципальным заказчиком в соответствии с п.п.6 п.1 ст.3 ФЗ является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с п. 1.5 раздела 1, п.п.2.1, 2.2.7 раздела 2 Устава МКУ «Отдел МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района, является юридическим лицом, предметом и целями деятельности которого в том числе являются обеспечение уборки, содержания административного здания учредителя, других помещений, занимаемых органами местного самоуправления Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области и их структурными подразделениями. Выполняют работы по хозяйственному и транспортному обслуживанию организаций, учреждений по договорам и разовым заказам, оказывает хозяйственные, транспортные услуги для населения, услуги связи, таким образом, являясь муниципальным заказчиком (л.д.15-16).
Таким образом, положения Закона №44 с 01.01.2017 распространяются, в том числе на государственные (муниципальные) унитарные предприятия независимо от видов осуществления ими деятельности.
При этом наличие соглашения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля №5 от 24.12.2019, согласно которому Администрация Козинского сельсовета Рыльского района передала полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Рыльского района Курской области, не исключает обязанности исполнения ответчиком положения Закона от 05.04.2013 г. (в редакции от 08.06.2020) №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Деятельность заказчика регулируется ст.9 Федерального закона №44-ФЗ, которой предусмотрено осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Обязательным условием для создания контрактной службы в соответствии со ст.38 Федерального закона №44-ФЗ является наличие совокупного годового объема закупок, превышающего сто миллионов рублей (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий).
К функциям и полномочиям контрактного управляющего относятся: работка плана-графика, осуществление подготовка изменений для внесения в план-график, размещение его в единой информационной системе, внесенные в него изменений; осуществление подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; обеспечение осуществления закупок, в том числе заключение контрактов; участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы; организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
На основании п.п.1,2 ст.16 Федерального закона №44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены, которые в соответствии с п.5 ст.16 ФЗ формируются на срок, соответствующий сроку действия муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
Из плана – графика закупок товаров, работ, услуг МКУ «Отдел МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района, размещенному в единой информационной системе на официальном сайте https://zakupri.gov.ru, объем финансового обеспечения для осуществления закупок составляет 231 784,01 руб., из них на 2020 год – 116822,01 руб., на 2021 год – 58919 руб., на 2022 год – 56043 руб. (л.д.12), следовательно предполагаемый объем финансового обеспечения для осуществления закупок (годовой объем закупок) МКУ «Отдел МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района не превышает сто миллионов рублей, закупочная деятельность муниципального предприятия осуществляется в соответствии с требованиями Закона №44 от 05.04.2013 (в редакции от 08.06.2020) и для осуществления закупок в учреждении требуется только назначение контрактного управляющего.
В МКУ «Отдел МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области (ИНН 4620014480) контрактный управляющий не назначен, что подтверждается результатами проверки прокуратуры Рыльского района Курской области и отражено в справке от 19.06.2020 (л.д.10-11).
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что непринятие МКУ «Отделом МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области мер к назначению контрактного управляющего, является несоблюдением требований действующего в Российской Федерации законодательства, создает угрозу неэффективного использования бюджетных средств, что может привести к неэффективному выполнению работ по хозяйственному и транспортному обслуживанию организаций, предприятий, учреждений на территории муниципального образования и является основанием для удовлетворения иска прокурора Рыльского района Курской области по данному гражданскому делу.
Из смысла и содержания положений ч.ч.1,2 ст.173, ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в описательно-мотивировочной части решения суда надлежит указать на признание иска и принятие его судом, поскольку при признании иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая, что представитель ответчика МКУ «Отдел МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области Примаков В.Н., действующий на основании прав по должности - директор МКУ «Отдел МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области, реализуя свое процессуальное право, признал исковые требования прокурора Рыльского района Курской области, признание иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, в связи с чем удовлетворить требования о возложении на ответчик обязанности назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2015 г. (в редакции от 08.06.2020) №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Суд, учитывая характер возлагаемых на ответчика обязанностей в силу закона, полагает необходимым установить трех месячный срок со дня вступления решения в законную силу для исполнения решения суда, поскольку такой срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Рыльского района Курской области удовлетворить.
Обязать МКУ «Отдел МТО» Администрации Козинского сельсовета Рыльского района Курской области назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. (в редакции от 08.06.2020) №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
С мотивированным решением по гражданскому делу № 2-270/2020 лица, участвующие в деле и их представители могут ознакомиться 20.07.2020г.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Рыльский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (председательствующий): Е.М. Березникова