Дело №(2)\2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2016 г. с. Воскресенское
Саратовский районный суд (2) Саратовской области в составе председательствующего судьи Мидошиной Т.Е.,
При секретаре Корчагине П.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Воскресенском района Саратовской области» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и взыскании судебных расходов
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному Учреждению «Управление Пенсионного Фонда РФ в Воскресенском районе Саратовской области» (далее ГУ УПФ РФ в Воскресенском районе) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и взыскании судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он, обратился в Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Воскресенском районе Саратовской области» с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости, в связи с тем, что на момент обращения его возраст составлял 58 лет и более 25 лет проработал в должностях пожарного, начальника караула, затем командира отделения 36-й пожарной части по охране с. Воскресенское. В подтверждение своего права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, им в УПФР в Воскресенском районе Саратовской области представлены: копия паспорта, копия трудовой книжки на его имя, подтверждающая стаж работы в должностях пожарного, начальника караула, затем командира отделения в течение 25 лет, архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, выданная информационным центром ГУ МВД России по Саратовской области, справка, уточняющая особый характер работ № от ДД.ММ.ГГГГ, архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная МЧС России ФГКУ «10 отрядом Федеральной противопожарной службы по Саратовской области», выписка из ИЛС.
ДД.ММ.ГГГГ решением Комиссии УПФР в Воскресенском районе Саратовской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано по тому основанию, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период работы в 36-й Пожарной части УВД Саратовской области), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период работы в ФГКУ «10-й отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Саратовской области), не засчитаны в стаж работ на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, так как, по мнению комиссии, занятость в должностях пожарного, начальника караула, затем командира отделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации не предусмотрена Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002г. №, далее - Список), в связи с чем, он не имеет стажа на соответствующих видах работ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, истец постоянно и непрерывно работает в ФГКУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Саратовской области» в 36-пожарной части по охране с. Воскресенское в должности командира отделения. За указанный период пожарная часть, в которой он работает, неоднократно переименовывалась и переподчинялась, в том числе УВД Саратовской области, МЧС РФ по Саратовской области. Несмотря на это, ФГКУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Саратовской области» 36-пожарная часть по охране с. Воскресенское во все периоды деятельности, несмотря на различную подчиненность, всегда оставалась Государственным Учреждением, и выполняло одни и те же функции и задачи. Обязанности начальника караула, пожарного, командира отделения государственной противопожарной службы также не изменялись.
Изменение ведомственной принадлежности и подчинённости ФГКУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Саратовской области» в 36-пожарную часть по охране с. Воскресенское, по мнению истца, не может служить препятствием для реализации его права на льготное пенсионное обеспечение.
Просит: 1) признать решение Комиссии Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Воскресенском районе Саратовской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в назначении досрочной страховой пенсии по старости – незаконным; 2) обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного Фонда РФ в Воскресенском районе Саратовской области» включить в стаж ФИО2, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как работнику Государственной службы противопожарной службы, периоды работы в должностях пожарного, начальника караула, командира отделения: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период работы в 36-й Пожарной части УВД Саратовской области), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период работы в ФГКУ «10-й отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Саратовской области); 3) признать за ФИО2 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного Фонда РФ в Воскресенском районе Саратовской области досрочно назначить ФИО2 трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения в Государственное Учреждение «Управление Пенсионного Фонда РФ в Воскресенском районе Саратовской области», с ДД.ММ.ГГГГ; 4) взыскать с Государственного Учреждения «Управление Пенсионного Фонда РФ в Воскресенском районе Саратовской области» в пользу ФИО2 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал и дал пояснения аналогичные изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО3 действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании иск не признала и пояснила, что назначить пенсию истцу не представляется возможным, поскольку включение периода работы в противопожарной службе субъекта РФ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, действующим законодательством не предусмотрено. В остальной части периоды работы не оспаривает.
Представитель 3-го лица, Главного Управления МЧС России по Саратовской области, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что требования истца законны и обоснованны, и подлежат удовлетворению (л д. 24-29).
Суд, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
На основании ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции РФ.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичная норма закона также предусмотрена подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым были внесены изменения в статью 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Государственная противопожарная служба стала, подразделятся на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
В преамбуле Федерального закона № 122-ФЗ отмечено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. То есть, данный закон не преследовал цель отмены льготного пенсионного обеспечения работников Государственной противопожарной службы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при, стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. То есть, Федеральным законом предусмотрено, что вопросы пенсионного обеспечения в определенной части являются предметом совместного ведения РФ и субъекта РФ,
Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. № утверждён Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
В данный список включены должности: пожарного код в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов - 16781, начальника караула - код 24549, а также командира отделения - код 23450.
Как видно из Протокола заседания комиссии ГУ УПФР в Воскресенском районе Саратовской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, не были учтены ответчиком периоды работы истца в должности начальника караула в ГУ «10-й отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время ФИО2 работает в ФГКУ «10-й отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес>» в 36–й пожарной части, постоянно, полный рабочий день и полную рабочую неделю в должностях пожарного, начальника караула пожарной части, командира отделения (л.д. 12-15, 19, 20).
За указанный период пожарная часть №, переименовывалась и переподчинялась, тем не менее, она оставалась Государственным Учреждением, и выполняло одни и те же функции и задачи. Обязанности начальника караула, пожарного, командира отделения государственной противопожарной службы также не изменялись (л.д. 16-18).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 03 июня 2004 года №-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с запросами Государственной Думы в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
Кроме того, и в данном Постановлении Конституционного Суда РФ, и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004г. №-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001г. №-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях несовместимо с положениями статей 1 ч.1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, Посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч 1, 18, 19, и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Следовательно, изменение ведомственной принадлежности и подчинённости ФГКУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Саратовской области» в 36-й пожарная часть по охране с. Воскресенское не может служить препятствием для реализации права ФИО2 на льготное пенсионное обеспечение и стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период работы в 36-й Пожарной части УВД Саратовской области), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период работы в ФГКУ «10-й отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Саратовской области) необходимо включить в стаж для назначения досрочной пенсии по старости.
С учетом положений действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На основании и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Воскресенском района Саратовской области» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и взыскании судебных расходов – удовлетворить.
Признать решение Комиссии Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Воскресенском районе Саратовской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным.
Обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного Фонда РФ в Воскресенском районе Саратовской области» включить ФИО1 в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, как работнику Государственной противопожарной службы время работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период работы в 36-й Пожарной части УВД Саратовской области), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период работы в ФГКУ «10-й отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Саратовской области) и назначить ФИО1 льготную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного Учреждения «Управление Пенсионного Фонда РФ в Воскресенском районе Саратовской области» в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд, принявший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Е.Мидошина