ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2710/18 от 01.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-2710/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 августа 2018 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Старостиной К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об устранении препятствий в дальнейшем использовании полосы отвода федеральной автомобильной дороги и приведении ее в нормативное состояние,

установил:

истец Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее ФКУ "Волго-Вятскуправтодор") обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО1 об устранении препятствий в дальнейшем использовании полосы отвода федеральной автомобильной дороги и приведении ее в нормативное состояние.

Исковые требования уточнены в ходе рассмотрения дела по существу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе мониторинга размещения и функционирования объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода и придорожных полос на <адрес> выявлено наличие примыкания (заезда и выезда) к объекту дорожного сервиса - кафе «Три пескаря», расположенного на земельном участке с кадастровым номером в границах населенного пункта село Лаишевка Ленинского района г. Ульяновска.

Примыкание к кафе «Три пескаря» с автодороги федерального значения размещено и эксплуатируется в полосе отвода и придорожной полосе в отсутствие технических требований и условий владельца автодороги, в нарушение требований п.п.1 п.19 Порядка, утвержденного приказом Минтранса РФ № 5 от 13.01.2010 года, поскольку расстояние от примыкания к кафе до ближайшего существующего примыкания автомобильной дороги составляет менее 600 метров (в данном случае 285 метра).

Указанное действие создает угрозу безопасности дорожного движения на указанном участке автомобильной дороги, препятствует его безопасной эксплуатации.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков было направлено уведомление о необходимости ликвидировать несоответствующее нормативным требованиям примыкание к кафе «Три пескаря» в течение 30 календарных дней с момента получения требования.

Однако, ответчики письменные требования ФКУ "Волго- Вятскуправтодор" в установленные сроки не исполнили, примыкание к магазину не ликвидировали.

Истец, ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать ответчиков в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести демонтаж (снос) примыкания (заезд и выезд) от кафе «Три пескаря», расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>А к автомобильной дороге общего пользования федерального значения <адрес> указанной автомобильной дороги путем разборки асфальтобетонного покрытия и основания (земляного полотна) примыкания; привести полосу отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес>) в нормативное состояние путем восстановления откоса насыпи земляного полотна автомобильной дороги посредством укрепления ее обочин и восстановления травяного покрова.

Представитель истца ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении. Дополнил, что в ходе мониторинга автомобильной дороги, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что у ответчиков отсутствует согласие собственника автомобильной дороги на размещение примыкания к федеральной дороге, отсутствуют технические требования и условия собственника автомобильной дороги, отсутствует переходно-скоростная полоса и освещение. Поскольку существует возможность заезда и выезда к объекту дорожного сервиса с другой стороны, ответчикам ФИО2, ФИО1 было предложено ликвидировать существующее примыкание, так как оно эксплуатируется с нарушением требований Порядка, утвержденного приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 № 5, расстояние от примыкания к кафе до ближайшего существующего примыкания к автомобильной дороге составляет менее 600 метров. Индивидуальному предпринимателю ФИО5 выдавались технические условия на демонтаж примыкания на км и обустройство иного съезда. Вместе с тем, данное обстоятельство на существо спора не влияет, в любом случае ответчики обязаны демонтировать обустроенный без законных оснований съезд.

Ответчик ФИО4 его представитель в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что им известно о получении ФИО5 технических условий на обустройство примыкания км 177+ 902 к земельному участку с кадастровым номером по адресу: Ульяновская область, <адрес> с условием демонтажа примыкания на км 177+948. Вместе с тем, в настоящее время с ФИО5 ведутся переговоры относительно совместного использования примыкания на км 177+902. Просят отказать в удовлетворении иска. В случае удовлетворения иска просил освободить ФИО2 и ФИО1 от исполнения обязанности по демонтажу примыкания, поскольку они не являются в настоящее время собственниками недвижимого имущества и приобретали его с уже обустроенным примыканием, о котором заявлено в иске.

Ответчики ФИО2, ФИО1, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО5 в судебном заседании оставил решение по делу на усмотрение суда и пояснил, что ФИО5 имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Данный земельный участок находится в непосредственной близости федеральной трассы <адрес>), а также граничит с кафе «Три пескаря». Данный земельный участок имеет вид разрешенного использования - под строительство индивидуальных жилых домов. Ранее ФИО5 обращалась к истцу с заявлением о выдаче технических условий на примыкание к федеральной трассе справа. ФКУ «Волго-Вятсккправатодор» продлило ранее выданные технические условия от ДД.ММ.ГГГГ на , с учетом новых км знаков, ранее , Третий съезд на км , а с учетом новым км знаков , не продлили ввиду отсутствия согласия владельца на демонтаж примыкания . Данное обстоятельство ФИО5 устранено, документы на пролонгацию третьего съезда находятся на согласовании у истца. С ответчиками ведутся переговоры относительно совместного использования примыкания на км .

Представители третьих лиц УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, администрации Ленинского района г. Ульяновска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом мнения представителя истца суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Пунктом 15 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах определено, что полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Из положений пункта 2 статьи 20 Закона об автомобильных дорогах в случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

На основании пункта 4 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.

В соответствии с пунктом 11 ст.22 Закона об автомобильных дорогах реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

Таким образом, порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, но не органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

В соответствии с п. 10 ст. 22 Закона об автомобильных дорогах строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

Согласно пункту 19 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения" размещение вновь возводимых объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории, требованиями технических регламентов и соблюдением определенных условий, предусмотренных этим пунктом статьи и регулирующих расстояния между объектов сервиса и федеральной дорогой, порядок размещения подъездов, съездов, примыканий к этому объекту, уклонов дороги и т.д. При этом для автомобильных дорог второй технической категории расстояние от планируемого к размещению примыкания до ближайшего должно быть не менее 600 метров. Объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги. Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги федерального значения, площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Министерства транспорта РФ Федеральное дорожное Агентство от 03.03.2016 N 332-р автомобильная дорога федерального значения <адрес> закреплена за ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником федеральной автомобильной дороги является Российская Федерация.

Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ в нем имеются актуальные сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес> за ответчиками ФИО4, ФИО3, доля в праве каждого 1/2.

Также на указанную дату имеются актуальные записи о государственной регистрации права собственности ФИО4 на хозяйственную постройку с кадастровым номером (назначение: нежилое, площадью 170 кв.м., количество этажей -1, расположенную по указанному адресу; на хозяйственную постройку с кадастровым номером: (назначение: нежилое, площадью 17 кв.м., количество этажей -1, расположенную по указанному адресу.

Кроме того, имеются актуальные записи о государственной регистрации права собственности ФИО3 на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером (назначение: жилое, площадь 179,8 кв.м., количество этажей-1) по адресу: <адрес>.

Ранее сособственниками незавершенного строительством жилого дома по указанному адресу являлись ФИО2, ФИО1, в адрес которых истцом направлялись требования об устранении нарушений требований законодательства. Данные требования ответчиками не исполнены, более того, ответчики ФИО2 и ФИО1, зная о допущенных нарушениях продажи данное имущество ФИО3 и ФИО4. Земельный участок по данному адресу находился у ФИО2 и ФИО1 в аренде по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

По итогам проведения осмотра на соответствие требованиям, регламентирующих размещение объектов в пределах полос отвода и придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования установлено, что примыкание с полосы отвода автомобильной дороги не согласовано с ФКУ "Волго-Вятскуправтодор".

По результатам мониторинга составлен Акт осмотра/требование от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств согласования ответчикам размещения объекта дорожного сервиса кафе «Три пескаря» на рассматриваемом участке дороги со стороны ответчиков суду не представлено.

Размещение примыкания к объекту не соответствует п.п.1 п.19 приказа Минтранса РФ от 13.01.2010 № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», в части несоответствия минимальному расстоянию (600 метров) до ближайшего существующего примыкания.

Требования об устранении требований законодательства ответчиками до настоящего времени не исполнено, и в настоящее время функционирование объекта дорожного сервиса кафе «Три пескаря» в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения Р-241 создает угрозу безопасности дорожного движения и безопасности населения, поскольку осуществляется в нарушение требований п. 19 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 (расстояние от планируемого к размещению примыкания до ближайшего должно быть не менее 600 метров).

В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 137 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса" (ред. от 26.10.2016) уполномоченным органом по предоставлению указанных услуг является ФКУ "Волго-Вятскуправтодор".

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях... самовольного занятия земельного участка.

На основании подпункта 4 пункта 2 той же статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, представленными материалами доказано, что согласования на размещение объекта дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги Р-241 у ответчиков не имеется, технические условия не получены, доказательств того что существующее примыкание к дороге Р-241 соответствует техническим регламентам со стороны ответчиков суду не представлено. Поскольку эксплуатация примыкания без соблюдения технических и строительных условий влечет нарушение условий безопасности дорожного движения, а также препятствует истцу в надлежащем выполнении возложенных на него функций по управлению дорогой, в том числе по созданию и поддержанию условий, направленных на обеспечение, безопасности дорожного движения, требование истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части заявленной к собственникам недвижимого имущества в настоящее время, а именно к ФИО4 и ФИО3

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков ФИО4, ФИО3 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3 000 руб. с каждого.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" удовлетворить частично.

Обязать ФИО3, ФИО4 произвести демонтаж (снос) примыкания (заезд и выезд) от кафе «Три пескаря», расположенного по адресу: Ульяновская область, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером к автомобильной дороге общего пользования федерального значения <адрес> указанной автомобильной дороги путем разборки асфальтобетонного покрытия и основания (земляного полотна) примыкания.

Обязать ФИО3, ФИО4 произвести полосу отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес> в нормативное состояние путем восстановления откоса насыпи земляного полотна автомобильной дороги посредством укрепления ее обочин и восстановления травяного покрова.

В иске к ФИО2, ФИО1 – отказать.

Взыскать со ФИО3, ФИО4 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме по 3 000 руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Е.В. Алексеева