ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2710/20 от 13.10.2020 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело №2-2710/2020

УИД- 09RS0001-01-2020-004527-78

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2020 года г.Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Байтоковой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Гербекове Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к ФИО1 о внесении изменений в договор аренды лесного участка,

установил:

Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики обратилось в суд с иском к ФИО1 о внесении изменений в договор аренды лесного участка. В обоснование иска истец указал, что 18.11.2016г. между Управлением лесами КЧР и ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка , площадью - 0,17 га, расположенного по адресу: <адрес>, части выделов 41,44. Кадастровый . На основании Указа Главы КЧР от 18.03.2020г. «О Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР» Управление лесами КЧР (далее - Управление) реорганизовано. Функции Управления переданы Министерству природных ресурсов и экологии КЧР (далее - Министерство). Правопреемство Министерством подтверждается Указом Главы КЧР от 18.03.2020г. «О Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР», Указом Главы КЧР от 27.04.2020г. «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР, сведениями внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами КЧР переходят Министерству природных ресурсов и экологии КЧР. В порядке исполнения требований ст.131 ГК РФ, договор аренды от 18.11.2016г. прошёл государственную регистрацию, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует совершенная надпись от 10.04.2017г., заверенная печатью на оборотной стороне договора. Согласно подпункту г) пункта 12, главы III, вышеуказанного договора арендатор обязан разработать и представить проект освоения лесов, утвержденный в установленном порядке. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент. В свою очередь проект освоения лесов напрямую зависит от содержания лесохозяйственного регламента. На основании п.4 ст.87 Лесного кодекса РФ, Лесохозяйственный регламент лесничеств составляется на срок до десяти лет. В 2019г. постановлением Правительства КЧР от 21.02.2019г. утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств КЧР (период действия с 2019г. по 2029г.). В соответствии с составом проекта освоения лесов и порядком его разработки, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.02.2012г. проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов за исключением видов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора и лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка. Следовательно, при окончании срока действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка заканчивается и срок действия проекта освоения лесов. При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра. 11.12.2019г. Управлением в адрес арендатора было направлено письмо с предложением о необходимости разработки нового проекта освоения лесов на арендованный участок и привести в соответствие с лесохозяйственным регламентом Зеленчукского лесничества договор аренды лесного участка от 18.11.2016г. . Так же к письму было приложено дополнительное соглашение о внесении изменений в вышеуказанный договор. 11.12.2019г. ФИО1 направил заявление в адрес Управления, в котором выразил свое несогласие в части заключения дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды. В соответствии с частью 2 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. При этом часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 августа 2018г. №382 «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В пункте 2.1. (Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий) указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов так как меняется качественные и количественные характеристики лесного участка. Возможность внесения изменений в судебном порядке в договор аренды лесного участка от 18.11.2016г. № 126/2016 сформирована позицией Верховного Суда Российской Федерации в определении от 14 февраля 2017 года № 301-ЭС16- 20342 в котором указано, что внесение изменений в проект освоения лесов является основанием обращения в суд об изменении условий договора аренды лесного участка. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Министерство, как орган государственной власти, от уплаты госпошлины освобождается. На основании приказа Министерства от 20.07.2020г. № 8 заместитель Министра ФИО2 наделен правом подписи, в том числе и исковых заявлений.

Руководствуясь нормами действующего законодательства, просит: Внести изменения в договор аренды лесного участка от 18.11.2016г. в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно: Пункт 2 Договора «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 0,17 га; местоположение: КЧР, ФИО3 кий район, ФИО3 кое лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 23, части выделов 41,44; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 111-2015-12.» заменить на следующую редакцию: «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 0,17 га; местоположение: <адрес> части выделов 30,32; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 111-2015-12.». Приложение №1 к Договору «Схема расположения лесного участка» изложить в следующей редакции: согласно Приложения №1 к Договору аренды лесного участка от 18.11.2016г. №126/2016. (схема расположения лесного участка прилагается).

До рассмотрения по существу от представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах уважительности своей неявки суд заблаговременно не уведомили, о рассмотрении дела в его отсутствии либо отложении судебного заседания не просили.

В данном случае, на момент рассмотрения дела у суда при условии надлежащего уведомления, не имеется сведений об уважительности причин неявки ответчика, что в силу ст.233 ГПК РФ предоставляет право суду рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства. Принимая во внимание характер требований истца, учитывая мнение представителя истца, просившего в случаев неявки в судебное заседание ответчика рассмотреть данное дело в порядке заочного производства, учитывая установленные сроки рассмотрения гражданского дела, необходимость разрешения иска по существу, суд полагает целесообразным рассмотреть дело в соответствии с главой 22 ГПК РФ в порядке заочного производства.

Исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска.

В судебном заседании установлено, что 18.11.2016г. между Управлением лесами КЧР и ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка , площадью - 0,17 га, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 23, части выделов 41,44. Кадастровый .

На основании Указа Главы КЧР от 18.03.2020 «О Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР» Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) реорганизовано. Функции Управления переданы Министерству природных ресурсов и экологии КЧР (далее - Министерство). Правопреемство Министерством подтверждается Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020г. «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской республики», Указом Главы КЧР от 27.04.2020г. «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии КЧР, сведениями внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами КЧР переходят Министерству природных ресурсов и экологии КЧР.

В порядке исполнения требований ст.131 Гражданского кодекса РФ, договор аренды от 18.11.2016г. прошёл государственную регистрацию, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует совершенная надпись от 10.04.2017г., заверенная печатью на оборотной стороне договора.

Согласно подпункту г) пункта 12, главы III, вышеуказанного договора арендатор обязан разработать и представить проект освоения лесов, утвержденный в установленном порядке.

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент.

В свою очередь проект освоения лесов напрямую зависит от содержания лесохозяйственного регламента.

На основании п.4 ст.87 Лесного кодекса РФ, Лесохозяйственный регламент лесничеств составляется на срок до десяти лет.

В 2019г. постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2019г. №56 утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств КЧР (период действия с 2019г. по 2029).

В соответствии с составом проекта освоения лесов и порядком его разработки, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов за исключением видов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора и лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка.

Следовательно, при окончании срока действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка заканчивается и срок действия проекта освоения лесов.

При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра.

В соответствии с частью 2 ст.74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

При этом часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.08.2018г. № 382 «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

В пункте 2.1. (Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий) указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов так как меняется качественные и количественные характеристики лесного участка.

Возможность внесения изменений в судебном порядке в договор аренды лесного участка от 18.11.2016г. сформирована позицией Верховного Суда Российской Федерации в определении от 14.02.2017г. в котором указано, что внесение изменений в проект освоения лесов является

основанием обращения в суд об изменении условий договора аренды лесного участка.

В порядке ч.9 ст.29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски, вытекающие из договоров, которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены в суд по месту исполнения такого договора.

Исходя из выше изложенного суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, взыскав в доход муниципального образования г.Черкесска сумму государственной пошлины с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к ФИО1 о внесении изменений в договор аренды лесного участка - удовлетворить.

Внести изменения в договор аренды лесного участка от 18.11.2016г. в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно:

- «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 0,17 га; местоположение: Российская Федерация, <адрес> части выделов 30,32; кадастровый ; номер учетной записи в государственном лесном реестре:

Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования города Черкесска государственную пошлину 400,00 руб..

Ответчик вправе подать в Черкесский городской суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня получения копии этого решения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такие заявления ответчиками будут поданы, - в течение месяца со дня вынесения судом определений об отказе в удовлетворении этих заявлений.

Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А.Байтокова

Дело №2-2710/2020

УИД- 09RS0001-01-2020-004527-78