ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2710/21 от 06.09.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело №2-2710/21

(76RS0014-01-2021-002057-96)

изгот.06.09.2021г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ярославль 23 августа 2021 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Петухова Р.В.,

при секретаре Осиповой В.А., Ильичевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области о признании незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее также Департамент) о признании незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора.

В заявлении указано, что истец с 03.09.2020 года работал у ответчика в должности заместителя директора Департамента - председателя комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды по служебному контракту от 03.09.2020 года № б/н, заключенному на основе приказа Департамента № 93-лс от 03.09.2020 года.

Приказом Департамента от 19.05.2021 № 282-к в отношении истца была назначена проверка по факту невыезда к месту угрозы возникновения или возникновения аварии или чрезвычайной ситуации (далее также ЧС), связанной с работой объектов ЖКХ и электроэнергетики области, в нарушение требований абзаца 20 Инструкции ответственного дежурного Департамента от 20.12.2019 № 525 «Об организации дежурства в выходные и праздничные дни» (в редакции приказа Департамента от 31.03.2021 № 56).

По результатам служебной проверки составлено заключение, на основании которого приказом от 28.05.2021 № 314-к истец был привлечен к дисциплинарному взысканию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.57 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в виде выговора за ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей, выразившихся в невыезде совместно с руководителем ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» 16.05.2021 года к месту введения ЧС (г. Любим).

Считает, что вынесенный приказ является незаконным, поскольку он не был ознакомлен с приказом Департамента от 31.03.2021 года № 56, в котором было указано, что истец, как заместитель директора Департамента - председатель комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды в случае угрозы возникновения или возникновения аварии или ЧС должен выезжать на место координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.

Кроме того, никакой информации, от должностных лиц Департамента ни 15.05.2021 года, ни 16.05.2021 года по ситуации в г.Любим, ни о введении режима ЧС в г. Любим он не получал.

16.05.2021 года утром дежурный диспетчер ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» в общем чате мессенджера «вацап» направил сообщение о том, что в Любимском муниципальном районе, г. Любим в результате сильных порывов ветра 15.05.2021 года произошло частичное повреждение кровель жилых домов.

При этом, о введении режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» текстом в сообщении от 16.05.2021 года указано не было. Потом ему пришло сообщение о работах на теплотрассе в г. Рыбинске, а потом сообщение в формате pdf. Однако у него данный файл в формате pdf на телефоне не открылся, и не был им прочитан. Как выяснилось позже, в файле pdf содержалось постановление главы Любимского муниципального района о том, что введен режим «Чрезвычайная ситуация» - местный уровень реагирования.

Поскольку о введении ЧС в г.Любим истец не был своевременно проинформирован, он не предпринимал ни каких экстренных действий до того момента, пока ему в 16-05 час. не позвонила помощник заместителя председателя Правительства Ярославской области ФИО2 и не попросила дать дополнительную информацию по ситуации с повреждением кровли крыш в г.Любиме. После ее звонка, он позвонил ФИО3 - заместителю Главы Администрации Любимского муниципального района по ЖКХ и инфраструктуре, который ему сообщил, что действительно в результате сильных порывов ветра повреждены кровли домов и административных зданий, а также о том, что первый заместитель директора Департамента ФИО4 вместе с директором Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области ФИО5 приезжали и лично приняли необходимые решения на месте.

В связи с тем, что со стороны Департамента были предприняты незамедлительные меры для контроля сложившейся ситуации, истец решил, что его участие в этом не требуется.

С 16.05.2021 года, т.е. с момента получения им необходимой информации, истец контролировал ситуацию в г.Любиме, оценивал работу аварийных служб и выделение необходимых материалов, связывался по телефону с заместителем Главы администрации Любимского муниципального района по ЖКХ инфраструктуре, с Главой администрации Любимского муниципального района. Однако при привлечении его к ответственности работодателем не были учтены эти обстоятельства.

Полагает, что проводившаяся в отношении него служебная проверка была необъективной и предвзятой.

Истец просил признать незаконным приказ ответчика от 28.05.2021 года №314-К «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1» и отменить его.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал, пояснения дал согласно тексту заявления.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО6 требования не признала, пояснила, что приказ является законным и обоснованным.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно п.2 ч.1 ст.57 Федерального закона от 27.07.2044 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание- выговор.

В силу ч.1- ч.3 ст.58 Федерального закона от 27.07.2044 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Судом установлено, что ФИО1 03.09.2020 года был принят на государственную гражданскую службу Ярославской области и назначен на должность заместителя директора Департамента - председателя комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на условиях заключения срочного служебного контракта сроком на 1 (один) год в соответствии с п.1 ч.2 ст.22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на основании приказа Департамента от 03.09.2020 года № 93-лс «О приеме ФИО1».

В пункте 2 раздела 1 Служебного контракта о прохождении государственной гражданской службе Ярославской области и замещении должности государственной гражданской службы Ярославской области от 03.09.2020 (далее - служебный контракт), заключенного между Департаментом и ФИО1 предусмотрено, что гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности в соответствии с прилагаемым к служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Ярославской области и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

В реестре должностей государственной гражданской службы Ярославской области должность, замещаемая ФИО1, отнесена к группе «главные должности» должностей государственной гражданской службы Ярославской области категории «руководители».

В соответствии с разделом 3 Должностного регламента государственного гражданского служащего Ярославской области, замещающего должность заместителя директора Департамента - председателя комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - должностной регламент) к должностным обязанностям ФИО1 отнесено ведение вопросов содействия обеспечению устойчивого функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы области, в том числе организация и координация проведений мероприятий по предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий, включая проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ при возникновении аварийных ситуаций межмуниципального и регионального характера на объектах жилищно-коммунального комплекса Ярославской области (подпункт «д» пункта 3.2.1.1. должностного регламента).

В целях обеспечения функционирования жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, своевременного принятия мер в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации на территории области в выходные и праздничные дни, а также в целях оперативной ликвидации их возможных последствий Департаментом издан приказ от 20.12.2019 года № 525 «Об организации дежурства в выходные и праздничные дни» (далее также приказ № 525).

Положениями данного приказа предусмотрена организация дежурства в выходные и праздничные дни, определен перечень должностей лиц, привлекаемых к дежурству, и утверждена инструкция ответственного дежурного Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее также Инструкция), предусматривающая порядок действий при несении дежурства.

В Инструкции предусмотрено, что дежурство осуществляется на основании графика, утверждаемого директором Департамента, по представлению заместителя директора Департамента - председателя комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды.

Приказом от 31.03.2021 года № 56 внесены изменения в приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2019 года № 525 (далее также приказ № 56).

С учетом изменений, предусмотренных приказом № 56, Инструкцией предусмотрено, что к дежурству привлекаются должностные лица, относящиеся к группе главных должностей категории «руководители» по отраслевым направлениям деятельности Департамента, способные принимать управленческие решения и организовать работу в соответствии с компетенцией Департамента.

Абзацем 20 Инструкции (в редакции приказа № 56) также предусмотрено, что заместитель директора Департамента - председатель комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды совместно с руководством ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» в случае угрозы возникновения или возникновения аварии или ЧС выезжают на место для координации в установленном порядке деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Положения Инструкции конкретизируют должностные обязанности ФИО1, установленные подпунктом «д» пункта 3.2.1.1., а также пунктом 4.2. Должностного регламента.

С данным предписанием Инструкции в редакции изменений, предусмотренных приказом № 56, ФИО1 был ознакомлен посредством согласования текста приказа № 56 в действующей редакции.

Проект приказа № 56 подготовлен исполнителем - консультантом отдела оперативно-диспетчерского управления ФИО7 по устному распоряжению руководителя о подготовке данного приказа. Согласование проекта приказа № 56 ФИО1 выполнено на завершающей стадии согласования, после прохождения всех предшествующих стадий согласования, после чего документ передан на подписание руководителю Департамента. Соответственно, согласовывая проект приказа, ФИО1 знал о необходимости своего обязательного выезда к месту возникновения аварии или ЧС независимо от действий ответственного дежурного.

Кроме того, согласование проекта приказа ФИО1 выполнено непосредственно перед подписанием приказа № 56 руководителем Департамента (31.03.2021 года).

Поэтому доводы ФИО1 о том, что согласование проекта приказа и ознакомление с его итоговым вариантом не является тождественными действиями, поэтому он не был ознакомлен с приказом № 56, в котором было указано, что истец, в случае угрозы возникновения или возникновения аварии или ЧС должен выезжать на место координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, являются несостоятельными.

Кроме того, из ответа Департамента информатизации и связи Ярославской области от 11.08.2021 года следует, что по результатам анализа журнала транзакций системы электронной почты выявлена следующая информация: отправитель электронного сообщения: <данные изъяты>, получатель: <данные изъяты>; тема электронного сообщения: «Изменения в приказ об организации дежурства в выходные и праздничные дни»; время доставки электронного сообщения в почтовый ящик получателя: 01.04.2021 года в 15.55 часов; время первого обращения к электронному сообщению 01.04.2021 года в 16.15 часов.

Таким образом, истец с приказом №56 был ознакомлен также 01.04.2021 гола в 16 часов 15 минут, когда получил его по электронной почте.

Ссылки в исковом заявлении о том, что требования Инструкции о выезде заместителя директора Департамента - председателя комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды совместно с руководством ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» в случае угрозы возникновения или возникновения аварии или ЧС изменяют существенные условия служебного контракта, заключенного между Департаментом и ФИО1, являются необоснованными, поскольку Инструкция утверждена приказом директора Департамента, соответственно, требования данной инструкции о выполнении указанных мероприятий при наступлении соответствующих условий являются поручениями руководителя Департамента, обязательными для исполнения гражданским служащим в соответствии с п.1.6. должностного регламента, а также п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, требования Инструкции не изменяют существенных условий служебного контракта, определенных, в том числе, положениями должностного регламента гражданского служащего, а соответствуют положениям об обязанностях и должностных полномочиях гражданского служащего.

Постановлением Администрации Любимского муниципального района Ярославской области от 15 мая 2021 года № 09-0334/21 «О введении режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» для территориальной подсистемы РСЧС Любимского муниципального района» на территории Городского поселения Любим введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» -местный уровень реагирования с 21.00 час. 15.05.2021 года. Зона ЧС определена в границах - г. Любим - Городское поселение Любим.

В связи с невыездом ФИО1 - заместителя директора Департамента - председателя комитета оперативного управления, капитального ремонта и формирования комфортной городской среды, к месту возникновения указанной чрезвычайной ситуации, в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и на основании приказа Департамента от 19.05.2021 года № 282-к «О проведении служебной проверки в отношении ФИО1» проведена служебная проверка в период с 19.05.2021 года по 27.05.2021 года.

На основании заключения служебной проверки от 27.05.2021 года руководителем Департамента издан приказ от 28.05.2021 года № 314-к «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1».

В соответствии с п.2 ч.1 ст.57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Судом установлено, что в нарушение требований Инструкции ФИО1 не организовал и не выполнил 15.05.2021 года - 16.05.2021 года совместный с руководством ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» выезд к месту ЧС - в городское поселение Любим в связи с угрозой возникновения аварии, связанной с работой объектов ЖКХ и электроэнергетики области.

Выезд к месту ЧС не выполнен, несмотря на полученные сообщения об объявлении чрезвычайной ситуации и множественных повреждениях кровель жилых домов и других зданий, возникших в результате сильных порывов ветра, прошедших 15.05.2021 года, а также о возникших отключениях холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения.

В объяснениях ФИО1, предоставленных комиссии 21.05.2021 года, указано, что 15.05.2021 года и 16.05.2021 года дежурство по Департаменту осуществлял первый заместитель директора Департамента ФИО4, который полученную информацию о возникновении чрезвычайной ситуации до ФИО8 не довел, как того требует Инструкция, в связи с чем, истец не имел возможности своевременно выехать на место для координации в установленном порядке деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.

Из объяснений директора ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» ФИО9 от 25.05.2021 года, следует, что информация о сильных порывах ветра, прошедших 15.05.2021 года и приведших к повреждению кровель жилых домов и других зданий была получена диспетчером ГКУ от ГУ MЧC РФ по ЯО 16.05.2021 года в 6.40 час. В 7.01 час. полученная информация направлена сообщениями в группу ГКУ «воцап» и отдельными сообщениями: ответственному дежурному по ДЖКХЭиРТ ФИО4 в 07.01 час., заместителю директора ДЖКХЭиРТ ЯО ФИО1 в 07.05 час. Постановление администрации ФИО10 о введении режима ЧС на территории г.п. Любим было получено диспетчером ГКУ 16.05.2021 года в 09.05 час. и направлено в группу ГКУ «воцап» в 09.10 час. Посредством телефонных переговоров ответственного дежурного по ГКУ с заместителем главы района выяснилось, что для ликвидации последствий стихии потребуется выделение строительных материалов (шифера) из резерва ГКУ.

Из объяснений первого заместителя директора Департамента ФИО4 следует, что впервые информация об отключении электроэнергии в Любимском районе поступила по звонку из приемной Губернатора. Информации от дежурных ГКУ «Центр управления ЖКК ЯО» о каких-либо инцидентах в Любимском муниципальном районе не поступала 15.05.2021 года, в сводном отчете на 19.00 час. 15.05.2021 информация по ФИО10 также продолжала отсутствовать.

Фотокопии постановления Администрации о введении ЧС, Сводный отчет и комментарии по городскому поселению Любим, сообщения о происшествиях 15.05.2021 года-16.05.2021 года в 6.29 час., 7.05 час., 7.47 час. направлены в электронном виде в рабочую группу органов государственной власти Ярославской области и Правительства области, созданную в приложении «WhatsApp» для ведения оперативной служебной переписки, к которой присоединен аккаунт ФИО1

По сведениям указанного электронного приложения, формируемым в автоматическом режиме, сообщения прочитаны ФИО1 16.05.2021 года в 10.13 час.

Аналогичная информация 16.05.2021 года в 07.01 час. направлена диспетчером ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» сообщением в группу «ГКУ», созданную в приложении «WhatsApp» с участием ФИО1, и ранее, 16.05.2021 года в 06.56 час. - отдельным сообщением в адрес ФИО1 в этом же приложении. Данные сообщения прочитаны ФИО1 16.05.2021 года в 10.14 час.

Доводы ФИО1 о том, что он не имел возможности своевременно выехать к месту ЧС, так как до него не доведена информация об объявлении ЧС и возникновении угрозы аварий на объектах ЖКХ и электроэнергетики первым заместителем директора Департамента ФИО4, осуществляющим дежурство в период 15.05.2021 года- 16.05.2021 года в соответствии с графиком дежурств, утвержденным руководителем Департамента, а также сообщение, где содержалась постановление главы Любимского муниципального района о введении режима «Чрезвычайная ситуация» - местный уровень реагирования у него не открылось, суд во внимание не принимает, т.к. факт уведомления подтвержден соответствующей перепиской в указанном электронном приложении. Иного способа оперативного доведения информации в выходные и праздничные дни не существует.

При этом суд считает, что в рассматриваемых обстоятельствах доведение непосредственно ФИО4, осуществляющим дежурство по Департаменту 16.05.2021 года, информации о введении ЧС в городском поселении Любим до ФИО1, не является необходимым правовым основанием для исполнения ФИО1 своих должностных обязанностей, связанных с выездом к месту ЧС.

Информация о наступлении юридически значимых обстоятельств получена ФИО1 своевременно, 16.05.2021 года в 10.13 час. и 10.14 час. Каких-либо иных сведений или указаний для организации незамедлительного совместного выезда к месту ЧС ФИО1 не требовалось, так как положениями приказа №56 это не предусмотрено. Получив указанные сообщения и документы о введении ЧС, ФИО1, наделенный необходимыми должностными полномочиями, самостоятельно должен был выполнить организационно-управленческие мероприятия по выезду к месту ЧС.

По мнению суда, выезд к месту аварии и ЧС (г. Любим) первого заместителя директора Департамента ФИО4 не отменяет необходимость организации и выполнения совместного с руководством ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» выезда в г. Любим заместителя директора Департамента ФИО1, т.к. это предусмотрено требованиями Инструкции.

Кроме того, в объяснениях директора ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» ФИО11 от 25.05.21 года указано, что в ходе телефонных переговоров с заместителем главы Любимского района выяснилось, что для ликвидации последствий стихии потребуется выделение строительных материалов (шифера) из резерва ГКУ, но точные объемы будут определены не ранее 17.05.2021 года после обхода всех поврежденных домов.

Из данного пояснения очевидно, что 16.05.2021 года в Любим запланировано проведение аварийно-восстановительных работ, в том числе, связанных с комиссионным обследованием поврежденных домов с целью определения перечня и количества материально-технических средств (материалов и оборудования), подлежащих выделению из резерва материальных ресурсов для восстановления поврежденной кровли домов и зданий.

Тяжесть совершенного ФИО1 дисциплинарного проступка является значительной, так как ФИО1 знал, что в Любимском муниципальном районе 15.05.2021 года - 16.05.2021 года возникла аварийная ситуация, связанная с прекращением подачи электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения жителям домов отдельных поселений, разрушением кровли домов и административного здания в г. Любим, и не выполнил выезд к месту аварии.

Суд полагает, что данная ситуация требовала участия заместителя директора Департамента ФИО1 совместно с руководством ГКУ ЯО «Центр управления ЖКК ЯО» с целью сокращения сроков проведения аварийно-восстановительных работ, незамедлительного решения вопроса об обследовании поврежденных кровель домов и зданий с целью выделения материалов из резерва.

Оценив приведенные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что дисциплинарное взыскание в виде выговора было наложено на истца с соблюдением требований, установленных законом, и соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка.

В связи с чем, оснований для признания незаконным оспариваемого приказа и его отмены не имеется. Поэтому суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья Петухов Р.В.