ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2711 от 31.12.9999 Благовещенского городского суда (Амурская область)

                                                                                    Благовещенский городской суд Амурской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Благовещенский городской суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2711/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области

В составе:

Председательствующего судьи Кузьминой Е.В.

При секретаре Возыка О.В.

С участием помощника прокурора г. Благовещенска Комбаровой Е.В., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области Гайдук О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга потребителей к ООО «Спикер» о признании деятельности по предоставлению телематических услуг связи до ввода сооружений связи в эксплуатацию противоправной, обязании прекратить деятельность по предоставлению телематических услуг связи до ввода сооружений связи в эксплуатацию,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга потребителей с исковыми требованиями к ООО «Спикер» о признании деятельности по предоставлению телематических услуг связи до ввода сооружений связи в эксплуатацию противоправной, обязании прекратить деятельность по предоставлению телематических услуг связи до ввода сооружений связи в эксплуатацию. В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой г. Благовещенска была проведена проверка исполнения ООО «Спикер» законодательства о связи при осуществлении деятельности по организации доступа к сети Интернет. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Спикер» на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций *** от *** с *** года предоставляет населению телематические услуги связи по адресам: ***А ***. В указанных помещениях установлены и используются полученные на основании договоров субаренды оборудования от ***, от ***, от ***, заключенных между ООО «Фри Гейм» и ООО «Спикер», объекты связи, включающие в себя: компьютеры, колонки, мониторы, процессоры, винчестеры, блоки питания и др. В п. 1.1.1 приказа Министерства по связи и информации от *** *** «Об утверждении руководящего документа отрасли «Телематические службы» термин «телематические службы» определяется как службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной службы, службы передачи данных, предназначенных для передачи информации через сети электросвязи. Из содержания данного определения следует, что во-первых, телематические службы, наряду с телефонной связью, телеграфной связью и передачей данных, подразумеваются как разновидность услуг электросвязи, во-вторых, с помощью телематических служб опосредуется передачи информации, в-третьих, телематические службы по «остаточному принципу» включают в себя любую электросвязь за тремя перечисленными исключениями. В числе примеров телематических служб в приказе упоминается служба доступа к информационным ресурсам, размещенным на Web-серверах в сети Интернет (п. 5.4). Исходя из смысла п. 5.4.2.1 приказа служба доступа к информационным ресурсам, обеспечиваемым техническими средствами операторов связи, включает в себя: размещение информационного ресурса на сервере, включая процедуру записи информации владельцем информационного ресурса на сервере, а также корректировки и уничтожения; формирование ответа на запрос пользователя услугами связи и передачу его в адреса, прямо или косвенно указанные пользователем. Таким образом, в соответствии с позицией Министерства РФ по связи и информатизации, изложенной в названном выше приказе и выразившейся в выдаче лицензий на деятельность по предоставлению услуг телематических служб, обеспечение доступа в сеть Интернет, создание возможности удаленного обращения пользователей услугами связи к сайту(ам), размещенному(ым) на серверах в сети Интернет, оформляется в виде обязательства об оказании услуг телематических служб. В соответствии с п. 4 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от *** ***, лицензиат наряду с передачей факсимильных сообщений, сообщений электронной почтой, обязан обеспечить предоставление абоненту и (или) пользователю доступ к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет. Следовательно, отношения по предоставлению абоненту и (или) пользователю доступа к информации мировых и региональных информационных телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, подчинены правилам договора об оказании телематических услуг связи, и согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ регулируются нормами главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг. В ходе прокурорской проверки установлено, что на основании субагентского договора от ***, заключенного с ООО «ТрансКом», ООО «Спикер» предоставляет потребителям системы расчетов UNIT-CASH доступ в эту систему с помощью стандартного компьютерного оборудования, подключенного к сети Интернет. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что ООО «Спикер» оказывает телематические услуги связи. Согласно п. 3.1.1 субагентского договора от *** ООО «Спикер» обязуется безвозмездно предоставлять клиентам доступ в систему с помощью принадлежащего субагенту стандартного компьютерного оборудования, присоединенного к сети Интернет. Согласно п. 3.3.1 договора эту услугу ООО «Спикер» оплачивает агент, т.е. ООО «ТрансКом». В соответствии с п.п. 4.1, 4.2 данного договора вознаграждение субагента по настоящему договору составляет 10 % от суммы введенных денежных средств в платежную систему. Субагент (ООО «Спикер») самостоятельно удерживает причитающееся ему вознаграждение за отчетный месяц из средств, полученных от клиентов и/или подлежащих выплате клиентам. Таким образом, оплата ООО «ТрансКом» услуг ООО «Спикер» по доступу клиентов в сеть Интернет свидетельствует о возмездности договоров с клиентами. Следовательно, ООО «Спикер» на момент проведения прокурорской проверки оказывало возмездные телематические услуг связи. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О связи» юридическое лицо, оказывающее услуги связи, является оператором связи. Согласно ст. 46 данного Закона оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительного власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи РФ несут операторы связи. Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденные приказом Министерства РФ по связи и информатизации от *** ***, предусматривают, что до ввода в эксплуатацию сооружения связи юридическое лицо обязано произвести ряд мероприятий - обеспечить приемку сооружения связи приемочной комиссией, приемку оформить актом (п. 3.3.5). В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О связи» под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения средств связи. Под средствами связи понимаются технические и программные средства, используемые для оказания услуг связи или обеспечения функционирования сетей связи. При оказании телематических услуг связи ООО «Спикер» использовало стандартное компьютерное оборудование. Таким образом, помещения, в которых размещено компьютерное оборудование ООО «Спикер» для оказания телематических услуг связи, являются сооружениями связи телематической службы. Согласно приложению А к Правилам ввода пункты коллективного пользования всех видов связи (п. 38) относятся к сооружениям связи. Нежилые помещения, расположенные по адресам *** представляют собой пункты коллективного пользования телематическими услугами по доступу к сети Интернет, следовательно, являются сооружениями связи. Таким образом, на эксплуатацию указанных нежилых помещений, предназначенных для оказания телематических услуг связи, распространяются требования Правил ввода. В нарушение Правил ввода ООО «Спикер» осуществляло эксплуатацию указанных сооружений связи без проведения необходимых процедур по приемке их в эксплуатацию, что подтверждается информацией, представленной Управлением Роскомнадзора по Амурской области. Деятельность ООО «Спикер» по предоставлению телематических услуг связи до ввода в эксплуатацию сооружений связи нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного, уточнив в ходе производства по делу предмет исковых требований, прокурор г. Благовещенска просил суд признать деятельность ООО «Спикер» по предоставлению телематических услуг связи до ввода сооружений связи в эксплуатацию противоправной; обязать ООО «Спикер» прекратить деятельность по предоставлению телематических услуг связи до ввода сооружений связи в эксплуатацию.

В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области в судебном заседании полагала исковые требования прокурора г. Благовещенска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика - ООО «Спикер», надлежащим образом с соблюдением требований ст. 113 ГПК РФ извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки не известны. При данных обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

При этом из представленного в адрес суда письменного отзыва ответчика следует, что *** ООО «Спикер» была выдана лицензия ***, дающая право предоставлять телематические услуги связи, со сроком действия до ***. Однако обществом до настоящего времени данные услуги не оказываются. Согласно лицензии начало оказания услуг должно быть не позднее ***. На данный момент общество не осуществляет возмездного оказания услуг связи. Посетителям абсолютно бесплатно представлялась возможность работы на компьютерах общества, которые в свою очередь имеют доступ в сеть Интернет. Плата за доступ в сеть Интернет с посетителей не взимается. Договор с ОАО «Ростелеком» подтверждает лишь наличие сети, а не наличие услуг связи. Работа офиса платежных систем строилась следующим образом - клиент обращается с просьбой помочь пополнить его личный (персональный) счет системы UNITCASH. Данные действия для клиента общество осуществляло безвозмездно. В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством РФ и ежегодно уточняются. Понятие услуги связи содержится в п. 32 ст. 2 указанного Федерального закона, под ней понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Данная деятельность осуществляется операторами связи - юридическими и физическими лицами, которые после получения лицензии на осуществление услуг связи организуют сеть связи, т.е. технологическую систему, включающую в себя средства и линии связи и предназначенную для электросвязи или почтовой связи (п.п. 12 и 24 ст. 2 названного Федерального закона). В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона «О связи» на территории РФ услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Такой договор является гражданско-правовым договором, содержащим специальные условия, предусмотренные правилами оказания услуг связи. Распространение требований Федерального закона «О связи» о лицензировании на деятельность по оказанию услуг, не охватываемых определенным этим Федеральным законом понятием «услуги связи», приводило бы к введению не предусмотренных федеральным законодателем ограничений осуществления предпринимательской деятельности и превышению тем самым конституционных пределов ограничения свободы такой деятельности. Анализ Федерального закона «О связи» с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от *** ***-П, не позволяет рассматривать содержащиеся в нем требования о лицензировании как распространяющиеся на предпринимательскую деятельность, которая не направлена на оказание услуг связи, хотя и связана с ними: услуги связи на территории РФ оказываются специализированными организациями и физическими лицами, получающими лицензию на осуществление своей деятельности и организующими сеть связи; они получают ресурс нумерации, заключают договоры на оказание услуг связи с абонентами, выдавая им абонентские номера. При этом они остаются операторами связи, предоставляющими услуги связи, и в том случае, когда предоставляемые ими абонентские номера передаются через посредников третьим лицам. Прокурор г. Благовещенска полагает, что ООО «Спикер» предоставляет телематические услуги связи - пользование Интернетом, в связи с чем, общество должно было произвести ряд мероприятий для ввода в эксплуатацию объекта связи. Оказание телематических услуг связи, по мнению прокурора г. Благовещенска, подтверждается тем, что на основании субагентского договора, заключенного с ООО «ТрансКом», общество представляло потребителям системы расчетов «UNIT-CASH» доступ в эту систему с помощью стандартного компьютерного оборудования, подключенного к сети Интернет. А оплата ООО «ТрансКом» услуг общества по субагентскому договору, по мнению истца, свидетельствует о возмездном оказании услуг связи с физическими лицами, пользующимися системой расчетов «UNIT-CASH», Вместе с тем, с учетом положений ст.ст. 1005, 1006 ГК РФ между ООО «ТрансКом» и ответчиком возникли договорные отношения, которые не предусматривают оказание телематических услуг связи. Физические лица, обращаясь к ответчику, желают воспользоваться системой расчетов «UNIT-CASH», а не услугами телематической связи Интернет, т.е. ответчик выступает как субагент, действующий в рамках правового поля, определенного договором и гражданским законодательством, регулирующим вопросы агентирования, а не оказание телематических услуг связи. Следовательно, на данный момент общество не представляет услуги связи населению и не является оператором связи. Лицензия ***, дающая право предоставлять телематические услуги связи, не используется обществом. На основании изложенного, ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание не явился представитель Управления Роспотребнадзора по Амурской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки не известны. При данных обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя Управления Роспотребнадзора по Амурской области.

При этом из представленного в адрес суда письменного заключения Управления Роспотребнадзора по Амурской области следует, что как установлено из материалов дела, ООО «Спикер» оказывает потребителям на возмездной основе телематические услуги связи в пунктах коллективного доступа. В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством РФ и ежегодно уточняются. В силу раздела XVI Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от *** ***, в данный перечень включены следующие телематические услуги связи: услуги обеспечения предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата (подп. «а» п. 4 раздела XVI Перечня); доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет (подп. «б» п. 4 раздела XVI Перечня); прием и передача телематических электронных сообщений (подп. «в» п. 4 раздела XVI Перечня). Подпунктом «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** ***, установлено, что оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством РФ, настоящими правилами, лицензией и договором. Следовательно, при оказании телематических услуг связи, которые включены в указанный Перечень, следует не только получить лицензию, но и соблюдать установленные требования. На основании п. 5 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи каждая организация обязана провести ряд мероприятий для ввода в эксплуатацию объекта связи, с помощью которого будут оказываться услуги клиентам. Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге исполнитель обязан оказывать услугу, соответствующий этим требованиям. Оказывая телематические услуги потребителям до ввода в эксплуатацию сооружений связи ООО «Спикер» нарушает их права на получение услуг надлежащего качества. На основании изложенного, Управление Роспотребнадзора по Амурской области полагает исковые требования прокурора г. Благовещенска правомерными и подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица - ООО «Фри Гейм», о времени и месте рассмотрения дела ООО «Фри Гейм» извещалось надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ по юридическому адресу согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от *** - ***, причины неявки не известны. При данных обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица - ООО «Фри Гейм».

Выслушав пояснения помощника прокурора г. Благовещенска, представителя Управления Роскомнадзора по Амурской области, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от *** № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия является специальным разрешением на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданным лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, предусмотрены Федеральным законом от *** № 126-ФЗ «О связи». В соответствии с частью 1 статьи 29 указанного Федерального закона деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Согласно п.п. 1.1.2 Руководящего документа отрасли РД 45.129-2000 «Телематические службы», утвержденного приказом Министерства РФ по связи и информации от *** ***, телематическими услугами связи являются услуги, предоставляемые службами электросвязи, в том числе по доступу к информации, хранящейся в электронном виде.

Пунктом 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** (в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***), установлено, что телематические услуги связи подлежат внесению в лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

В соответствии с положениями раздела ХVI Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** (в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***) услуги обеспечения предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата, доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, прием и передача телематических электронных сообщений отнесены к Перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи.

Таким образом, возмездное оказание телематических услуг связи, которые включены в указанные Перечни, должно осуществляться на основании лицензии.

При этом из анализа положений Постановления Правительства Российской Федерации от *** N 87 (в редакции Постановления Правительства РФ от *** ***) усматривается, что обязанность получения лицензии возникает при предоставлении пользователю доступа к сети Интернет. Поскольку указанный нормативный акт не определяет способы и методы, с помощью которых пользователь получает доступ к сети Интернет, механизм предоставления доступа к сети Интернет (предоставление выделенной линии, предоставление в пользование оборудования, подключенного к Интернету, а равно аренда такого оборудования) не имеет правового значения при решении вопроса о необходимости лицензирования данного вида деятельности.

Из материалов гражданского дела усматривается, что ООО «Спикер» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России *** по *** в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером ***, ИНН *** по адресу: ***.

В соответствии с п.п. 2.7, 2.9 Устава ООО «Спикер» основными целями деятельности общества является извлечение прибыли, удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах и услугах. К основанным видам деятельности общества относится деятельность в области электросвязи.

*** Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ООО «Спикер» была выдана лицензия *** на оказание телематических услуг связи со сроком действия с *** по ***. Согласно условиям осуществления деятельности в соответствии с лицензией *** лицензиат обязан начать оказание услуг связи в соответствии с данной лицензией не позднее ***.

На основании договоров субаренды нежилых помещений от ***, от ***, от ***, заключенных между ООО «Фри Гейм» (Арендатор) и ООО «Спикер» (Субарендатор), во временном возмездном владении и пользовании (в субаренде) ООО «Спикер» находятся нежилые помещения, расположенные по адресам: *** А.

При этом как установлено в ходе производства по делу, указанные нежилые помещения фактически используются ответчиком под размещение офисов платежных систем.

По договорам субаренды оборудования, заключенным ***, ***, ***, *** между ООО «Фри Гейм (Арендатор) и ООО «Спикер» (Субарендатор), во временное возмездное пользование ответчика передано компьютерное оборудование - клавиатуры, компьютерные мыши, мониторы, системные блоки, неттопы.

*** между ОАО «Ростелеком» (Исполнитель) и ООО «Спикер» (Заказчик) заключен договор ***-И об оказании услуги «Предоставление выделенного доступа в Интернет на основе сети передачи данных ОАО «Ростелеком», в соответствии с которым точки подключения расположены по адресам: ***,.

В соответствии с заключенным *** между ООО «Телевокс» (Оператор) и ООО «Спикер» (Абонент) договором *** на оказание телематических услуг связи точка подключения расположена по адресу: ***.

Из материалов гражданского дела усматривается, что во исполнение поручения прокуратуры Амурской области *** прокуратурой г. Благовещенска совместно с сотрудниками ОБЭП ГУ УМВД России «Благовещенское» Амурской области была проведена проверка исполнения ООО «Спикер» законодательства о связи, в ходе которой установлено, что обществом осуществляется деятельность по организации доступа к сети Интернет, оказанию телематических услуг связи без проведения мероприятий по вводу в эксплуатацию объектов связи, в Управление Роскомнадзора по Амурской области не представлено уведомление о вводе в эксплуатацию объектов связи с приложением документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий.

Из отобранных в ходе проведения проверки объяснений и.о. генерального директора ООО «Спикер» ФИО1, полномочия которой подтверждаются приказом ООО «Спикер» *** от ***, следовало, что с *** года ООО «Спикер» предоставляет телематические услуги связи населению (физическим лицам) -выход и пользование Интернетом при помощи оборудования, используемого на основании договора субаренды, заключенного с ООО «Фри Гейм». Данное оборудование обеспечивает выход в Интернет клиентам. Деятельность ООО «Спикер» осуществляет по адресам: ***. Оборудование в залах платежных систем по указанным адресам установлено и подключено обществом самостоятельно. Для осуществления деятельности по предоставлению телематических услуг связи были произведены следующие действия: заключен договор субаренды нежилых помещений, заключен договор субаренды оборудования, получена лицензия на оказание телематических услуг связи, набран штат работников, самостоятельно установлено оборудование, заключен договор на оказание услуг Интернет связи, провайдеры самостоятельно подключили установленное оборудование к сети Интернет.

Судом установлено, что *** между ООО «ТрансКом» (Агент), действующим от своего имени, но за счет средств и в интересах Принципала - UNIT-CASH во исполнение условий агентского договора *** от ***, и ООО «Спикер» (Субагент) был заключен субагентский договор, по условиям которого Субагент обязался по поручению и за счет Агента от своего имени совершать следующие действия: безвозмездно с помощью принадлежащего Субагенту стандартного компьютерного оборудования, присоединенного к сети Интернет, предоставлять клиентам доступ в Систему расчетов UNIT-CASH - универсальный сервис Принципала, обеспечивающий расчеты между клиентами Системы; осуществлять действия по приему депозитов от клиентов Системы; незамедлительно передавать депозиты, принятые от клиентов-отправителей клиентам-получателям по указанным реквизитам; незамедлительно по требованию клиентов производить вывод денежных средств, имеющихся на балансе клиента в Системе; производить перечисление денежных средств клиентов, внесенных на их счета в платежной системе Агенту, для дальнейшего перечисления их Принципалу (п.п. 2.1, 2.2, 3.1 субагентского договора).

При этом, как установлено в ходе судебного разбирательства, следует из условий субагентского договора, пользование Системой расчетов UNIT-CASH, являющееся предметом субагентского договора от ***, невозможно без предоставления в пользование клиентов оборудования, подключенного к сети Интернет. Как было указано выше, механизм доступа к сети Интернет не имеет правового значения при решении вопроса о квалификации деятельности как предоставление телематических услуг связи т необходимости ее лицензирования. Соответственно, возмездное предоставление в пользование оборудования, подключенного к Интернету, представляет собой оказание телематических услуг связи.

Предоставление ответчиком в пользование посетителей офиса платежных систем оборудования, подключенного к сети Интернет (т.е. оказание телематических услуг связи), производимое ответчиком в рамках предпринимательской деятельности в целях получения прибыли от осуществляемой деятельности, осуществляется ООО «Спикер» от своего имени в отличие от предоставления услуги по пользованию конкретным Интернет-ресурсом (Системой расчетов UNIT-CASH), которое осуществляется им в рамках субагентского договора.

Обстоятельства предоставления ответчиком в пользование клиентов офиса платежных систем стандартного компьютерного оборудования, подключенного к сети Интернет, подтверждаются условиями субагентского договора от ***, материалами прокурорской проверки, иными собранными по делу доказательствами в их совокупности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О связи» юридическое лицо, оказывающее услуги связи, является оператором связи.

Согласно ч. 1 ст. 46 указанного Федерального закона оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи.

Судом установлено, что приказом Министерства РФ по связи и информатизации *** от *** утверждены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, устанавливающие процедуру ввода в эксплуатацию сооружений связи сетей электросвязи, предназначенных для предоставления услуг связи. Вводу в эксплуатацию по данным Правилам подлежат новые сооружения связи или существующие, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились его зарегистрированные показатели. Положения указанных Правил применяются органами государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации, органами государственной радиочастотной службы при Минсвязи России, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при вводе в эксплуатацию сооружений связи всех форм собственности и ведомственной принадлежности, предназначенных для предоставления услуг связи (п. 1.2).

Согласно п.п. 3.5, 3.6 Правил ввод в эксплуатацию сооружения связи включает: приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.

Подготовленные к вводу в эксплуатацию сооружения связи подлежат приемке приемочной комиссией.

В соответствии с п. 3.10 Правил до ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи.

До начала работы приемочной комиссии на сооружении связи должны быть выполнены все работы в соответствии с проектной документацией (ПД), произведен монтаж и испытание всех средств и систем сооружения (п. 5.1 Правил).

В ходе работы приемочной комиссии представители УГНСИ проводят обследование сооружения связи, выполняют необходимые измерения и проверяют у заявителя (оператора) наличие следующих документов: лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг связи; первичных документов, подтверждающих соответствие выполненных работ и применяемого оборудования установленным требованиям; утвержденной проектной документации (ПД) и заключения государственной экспертизы проекта; утвержденного акта (протоколов) по результатам испытаний сооружения связи, проведенных оператором до предъявления его к приемке в эксплуатацию, на соответствие нормативным документам Минсвязи России, а при их отсутствии - технической документации производителя оборудования; комплекта эксплуатационной документации на сооружение, включая инструкции по эксплуатации средств связи; при наличии РЭС - разрешений органов ГРЧС на использование радиочастот и на эксплуатацию РЭС; при наличии РЭС (за исключением систем кабельного телевидения) - санитарного паспорта на сооружение связи; документов, подтверждающих подготовку специалистов для работы на оборудовании, входящем в состав сооружения, в том числе знание ими правил технической эксплуатации, техники безопасности и охраны труда (если для эксплуатации средств связи предусматривается обслуживающий персонал); договора между операторами на присоединение к соответствующей сети связи (если это требуется в соответствии с действующими нормативными правовыми документами); перечня средств измерений, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, и сведений об их поверке; документов, подтверждающих организацию мероприятий по внедрению СОРМ (в случаях, установленных действующими нормативными правовыми документами) (п. 5.4 Правил).

При этом в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О связи» под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.

Приказом Минсвязи РФ от *** *** утвержден руководящий документ отрасли «Телематические службы», в котором дана расшифровка понятий и специальных терминов, в том числе термин «телематические службы» (ТМ службы) определяется как службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Примерами ТМ служб являются: факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде.

В соответствии с п. 5.4.1.2 Приказа от *** *** в реальной практике могут встречаться разновидности служб доступа к информационным ресурсам, отличающиеся формой представления и видом информации, используемыми стандартами, способами доступа к информации и другими технологическими особенностями. Примерами различных видов служб доступа к информационным ресурсам могут служить, в том числе служба доступа к информационным ресурсам, размещенным на Web-серверах в сети Интернет.

Пунктом 5.4.2.1 Приказа от *** *** установлено, что основными услугами службы доступа к информационным ресурсам, обеспечиваемыми техническими средствами операторов связи, являются размещение информационного ресурса поставщиком на сервере информационного ресурса, включая процедуры записи информации поставщиком информационного ресурса на сервер, а также ее корректировки и уничтожения; формирование ответа на запрос пользователя и передача его в адреса, прямо или косвенно указанные пользователем.

Согласно приложению А к Правилам ввода в эксплуатацию сооружений связи пункты коллективного пользования всех видов связи (п. 39) и сооружения связи всех видов телематических служб (п. 38) относятся к сооружениям связи.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что помещения, в которых размещено компьютерное оборудование ООО «Спикер», предназначенное для оказания телематических услуг связи (предоставления доступа к сети Интернет), являются сооружениями связи телематической службы, а, следовательно, на их эксплуатацию распространяются требования Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи.

Однако, как установлено в ходе проведенной прокурорской проверки, подтверждается пояснениями представителя Управления Роскомнадзора по Амурской области, не опровергнуто ответчиком путем предоставления допустимых доказательств, мероприятия по вводу сооружений связи с эксплуатацию ответчиком не произведены, уведомления о проведении соответствующих мероприятий в Управление Роскомнадозра по Амурской области не предоставлены.

Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований представитель ответчика в ходе производства по делу ссылался на то обстоятельство, что в настоящее время телематические услуги связи обществом не оказываются, в действиях общества отсутствует возмездность, общество лишь безвозмездно предоставляет клиентам офиса платежных систем доступ в платежную систему UNITCASH, в связи с чем, нарушений требований действующей законодательства в деятельности общества не имеется.

Судом установлено, что в соответствии с п.п. 2.1, 4.1-4.2 субагентского договора от *** Агент обязуется уплачивать Субагенту вознаграждение за оказанные услуги. Ежемесячное вознаграждение Субагента по настоящему договору составляет 10 % от суммы введенных денежных средств в платежную систему Принципала. Субагент самостоятельно удерживает причитающееся ему вознаграждение за отчетный месяц из средств, полученных от клиентов в течение 3 дней с момента подписания отчета Агента.

Таким образом, субагентским договором предусмотрено изъятие субагентом в качестве платы за оказанные услуги денежных средств из сумм, полученных от клиентов. Следовательно, по сути общество получает вознаграждение за счет денежных средств, внесенных клиентами.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что условия субагентского договора о получении ООО «Спикер» (Субагентом) вознаграждения за совершаемые действия из средств, получаемых от клиентов, свидетельствуют о наличии возмездного характера предоставляемых обществом услуг.

Такого рода деятельность ответчика подпадает под определение предпринимательской, содержащееся в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, то есть самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

При этом судом учитывается, что в соответствии со ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Данная норма не предполагает, что получение платы или иного предоставления за исполнение обязанностей по договору должно быть получено именно от контрагента по договору. Встречность предполагает наличие ответного действия. При этом данное ответное действие может следовать как непосредственно от контрагента, так и от иного лица (третьего лица).

При данных обстоятельствах суд находит установленными обстоятельства возмездного оказания ответчиком телематических услуг связи.

Вместе с тем в нарушение Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи оказание телематических услуг связи производится ответчиком без проведения необходимых мероприятий по вводу сооружений связи в эксплуатацию, что ответчиком не опровергнуто путем предоставления соответствующих допустимых доказательств.

Также судом учитывается, что обстоятельства неправомерного оказания ООО «Спикер» телематических услуг связи до ввода сооружений связи в эксплуатацию установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от *** по делу № *** по заявлению ООО «Спикер» об оспаривании решения Управления Роскомнадзора по Амурской области о привлечении к административной ответственности, которым было отказано в удовлетворении требований ООО «Спикер» о признании незаконным постановления Управления Роскомнадзора по Амурской области от *** *** о привлечении ООО «Спикер» к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.7 КоАП РФ «Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Таким образом, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от *** по делу № ***, не должны доказываться и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего гражданского дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В силу ст. 1 Федерального закона «О связи» целью настоящего Федерального закона является, в том числе, защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

В силу п. 1 ст. 7 указанного Закона РФ потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона «О связи» оператор связи обязан осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.

Согласно п. 3.10 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи до ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи.

При данных обстоятельствах оказание ООО «Спикер» телематических услуг связи до ввода в установленном порядке сооружений связи с эксплуатацию влечет нарушение прав потребителей на получение услуг надлежащего качества, безопасность услуг, что подтверждается заключением Управления Роспотребнадзора по Амурской области.

С учетом изложенного, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства оказания ООО «Спикер» в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли, телематических услуг связи до ввода сооружений связи в установленном порядке в эксплуатацию, нарушения в результате указанных обстоятельств прав неопределенного круга лиц потребителей, суд находит требования прокурора г. Благовещенска о признании деятельности ООО «Спикер» по предоставлению телематических услуг связи до ввода сооружений связи в эксплуатацию незаконной, обязании ответчика прекратить деятельность по предоставлению телематических услуг связи до ввода сооружений связи в эксплуатацию, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать деятельность ООО «Спикер» по предоставлению телематических услуг связи до ввода сооружений связи в эксплуатацию незаконной.

Обязать ООО «Спикер» прекратить деятельность по предоставлению телематических услуг связи до ввода сооружений связи в эксплуатацию.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 дней через Благовещенский городской суд с момента изготовления решения суда в окончательной форме - с ***.

Председательствующий: