ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2711/19 от 16.10.2019 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-2711/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2019 года город Волгоград

Краснооктябрьский районный суд города Волгограда

в составе председательствующего судьи Самофаловой Л.П.,

при секретаре судебного заседания Великановой К.П.,

с участием истца прокурора ФИО4,

представителя ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО3,

ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Ершовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об обязании устранить нарушения требований законодательства в части обеспечения и функционирования оборудования системы принудительной остановки транспорта (СПОА) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Ершовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об обязании устранить нарушения требований законодательства в части обеспечения и функционирования оборудования системы принудительной остановки транспорта (СПОА) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в обоснование заявленных требований указал, что Ершовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства должностными лицами Волгоградского филиала ФГКУ Росгранстрой в части обеспечения выполнения функций, связанных с эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в МАПП Озинки.

Установлены факты, препятствующие осуществлению должностными лицами ПУ ФСБ России по <адрес> обязанности по обеспечению соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пункте пропуска через Государственную границу.

Так, системы принудительной остановки транспортных средств и шлагбаумы, имеющиеся на въездах на территорию пункта пропуска со стороны Российской Федерации и Республики Казахстан, не функционируют.

По факту выявленных нарушений в адрес начальника филиала в <адрес> ФГКУ «Росгранстрой» внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения подтвердились, однако не были устранены ввиду недостаточного финансирования.

Просит обязать ФГКУ «Росгранстрой» в лице филиала <адрес> устранить нарушения требований законодательства, допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных обязанностей по обустройству и эксплуатации пункта пропуска МАПП Озинки, путем приведения в технически исправное состояние и обеспечения надлежащей эксплуатации средств принудительной остановки в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; установить ФГКУ «Росгранстрой» срок исполнения указанных обязательств в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

Истец старший помощник прокурора Ершовской транспортной прокуратуры ФИО4, в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.

Представитель ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица ООО «Военстрой» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суде заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О Государственной границе Российской Федерации» ФИО1 при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на ФИО1 территории, в числе прочего руководствуется принципом обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности.

Положениями статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О Государственной границе Российской Федерации» установлено, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства в пределах пунктов пропуска через Государственную границу.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности в целях обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации создано Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р «О ликвидационных процедурах в связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее -ФГКУ Росгранстрой, Дирекция) отнесено к ведению Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).

В соответствии с Уставом Дирекции, утвержденным распоряжением Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № СА-78-р, целями и предметом деятельности Дирекции в числе прочего является организация эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Уставом ФГКУ Росгранстрой, утвержденным приказом Росграницы от ДД.ММ.ГГГГ, а также его новой редакцией, утверждённой распоряжением Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что собственником имущества Дирекции является ФИО1, Дирекция является учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных с оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пункте пропуска через Государственную границу.

Целями деятельности Дирекции являются обеспечение выполнения функций по эксплуатации объектов государственной границы, за счет средств федерального бюджета выполняет функции государственного заказчика, в том числе организацию осуществления эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации контроля в пунктах пропуска, организацию эксплуатации имущества, принадлежащего Дирекции на праве оперативного управления, прочую деятельность по техническому контролю, испытанию и анализу.

Подпунктами 3.3.5, 3.3.7 Устава на Дирекцию возложено обеспечение функционирования (эксплуатации) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через госграницу, включая их содержания, ремонт, оборудование и техническое оснащение, а также передача имущества, необходимого для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через госграницу в порядке, установленном правовыми актами РФ.

Дирекция согласно пункту 4.1 Устава вправе в установленном порядке принимать и (или) исполнять обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, вносить в Минтранс России предложения по изменению бюджетной росписи, проводить работы по своевременному текущему ремонту зданий и сооружений, коммуникаций, а также работы по их восстановительному и капитальному ремонту.

На основании пп. 4.2, 6.5 Устава Дирекция обязана обеспечивать выполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, представлять в Минтранс России на утверждение бюджетную смету, обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование средств и имущества, эффективно использовать имущество и не допускать ухудшение его технического состояния.

В целях реализации положений Закона постановлениями Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» и «Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» соответственно.

Взаимосвязанными положениями указанных нормативно-правовых актов установлено, что координация деятельности подразделений государственных контрольных органов и администрации пункта пропуска по вопросам содержания зданий, помещений и сооружений пункта пропуска с соответствующим технологическим оборудованием и техническим оснащением возлагается на руководителя администрации пункта пропуска.

Территория пункта пропуска должна быть ограждена или обозначена, а также должна иметь при необходимости разметку, дорожные знаки и светофоры, другое технологическое оборудование, достаточное освещение.

Ершовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства должностными лицами Волгоградского филиала ФГКУ Росгранстрой в части обеспечения выполнения функций, связанных с эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в МАПП Озинки.

Несмотря на то, что главными целями деятельности ФГКУ Росгранстрой являются создание нового облика пунктов пропуска, обеспечение бесперебойного их функционирования, оснащение пунктов пропуска современными технологическими средствами и системами, направленными на повышение уровня безопасности государственной границы, увеличение пропускной способности пунктов пропуска, развитие приграничной инфраструктуры проведенной проверкой выявлены многочисленные факты игнорирования перечисленных требований законодательства ФИО5, назначенным на должность главного инженера - начальника обособленного отделения на автомобильном пункте пропуска в <адрес> р.<адрес> приказом директора Волгоградского филиала ФГКУ Росгранстрой от ДД.ММ.ГГГГ/лс.

Согласно пункту 3 Единых типовых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Типовые требования), для проведения государственного контроля в пунктах пропуска создаются системы, в том числе, системы телевизионного (видео) наблюдения, охранной сигнализации.

В соответствии с пунктом 35 Типовых требований в целях недопущения возможности несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения обязательных видов контроля в пунктах пропуска создается система принудительной остановки транспортных средств, состоящая из специальных средств, заградительных барьеров и других устройств.

Установлены факты, препятствующие осуществлению должностными лицами ПУ ФСБ России по <адрес> обязанности по обеспечению соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пункте пропуска через Государственную границу.

Так, системы принудительной остановки транспортных средств и шлагбаумы, имеющиеся на въездах на территорию пункта пропуска со стороны Российской Федерации и Республики Казахстан, не функционируют.

По факту выявленных нарушений в адрес начальника филиала в <адрес> ФГКУ «Росгранстрой» внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения подтвердились, однако не были устранены ввиду недостаточного финансирования.

ФГКУ Росгранстрой в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является государственным учреждением, осуществляющим исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законом, полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы.

Учитывая положения статей 210, 296 ГК РФ, на ФГКУ Росгранстрой лежит обязанность по содержанию закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества, которую ответчик в отношении СПОА не исполняет.

Кроме того, Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» (далее - ФЦП Государственная граница РФ) направлена на формирование современной системы защиты и охраны государственной границы, внедрение в оперативно-служебную деятельность автоматизированных систем технического контроля обстановки, создание благоприятных условий для осуществления внешнеторговой деятельности и международных отношений путем обустройства объектов пограничной инфраструктуры, в том числе ключевых пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, обеспечивающих международный транзит, экспортные перевозки и воздушное международное сообщение.

В части обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации ФЦП Государственная граница РФ предусматривает оснащение пунктов пропуска современным оборудованием, позволяющим ускорить и повысить эффективность пропуска через государственную границу граждан, товаров и грузов.

Так, согласно статье 36 Закона при выполнении обязанностей по защите Государственной границе в пределах приграничной территории, а также по обеспечению собственной безопасности пограничных органов военнослужащие применяют специальные средства.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, в целях недопущения возможности несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения обязательных видов контроля, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Поскольку непосредственную эксплуатацию МАПП Озинки осуществляет ФГКУ Росгранстрой, которое в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р создано в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, и считает необходимым обязать ФГКУ Росгранстрой устранить нарушения требований законодательства, допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных обязанностей по обустройству и эксплуатации пункта пропуска МАПП Озинки, путем приведения в технически исправное состояние и обеспечения надлежащей эксплуатации средств принудительной остановки.

Доводы ответчика о том, что указанные нарушения должны быть устранены за счет третьего лица ООО «Военстрой» с которым ответчик заключил государственный контракт, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований к ответчику ФГКУ Росгранстрой, поскольку именного на него законом возложена обязанность по содержанию закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества, которую ответчик в отношении СПОА не исполняет.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить срок в течение, которого должно быть исполнено решение суда – 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ершовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об обязании устранить нарушения требований законодательства в части обеспечения и функционирования оборудования системы принудительной остановки транспорта (СПОА) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, - удовлетворить.

Обязать ФГКУ «Росгранстрой» в лице филиала в городе Волгограде устранить нарушения требований законодательства, допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных обязанностей по обустройству и эксплуатации пункта пропуска МАПП Озинки, путем приведения в технически исправное состояние и обеспечения надлежащей эксплуатации средств принудительной остановки, в течение 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.

Судья: Л.П. Самофалова

Справка: резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате ДД.ММ.ГГГГ. Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Л.П. Самофалова