ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2712/2017 от 16.08.2017 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Латыпова P.P., при секретаре Янышевой С.Н.,

с участием лиц, участвующих в деле: представителя истца Бутрик О.А., представителя ответчика Пановкиной С.А., представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по Иркутской области Царицинского Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2712/2017 по исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Байкалэнерго» о возложении обязанности оборудовать стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установкой очистки газов,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Западно-Байкальский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с исковым заявлением к АО «Байкалэнерго» о возложении обязанности оборудовать стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установкой очистки газов.

В основание иска прокурор указал, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Иркутской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в г. Иркутске, входящим в границы Байкальской природной территории, в ходе которой выявлены нарушения законодательства АО «Байкалэнерго» (одной из основных целей деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными), заключающиеся в эксплуатации источников выбросов вредных веществ в отсутствие пылегазоочистного оборудования, не проведении мероприятий по регистрации паспортов газоочистных установок.

В целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения жилого фонда и социально значимых объектов г. Иркутска АО «Байкалэнерго» по концессионному соглашению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> сроком на 25 лет переданы объекты недвижимости, в том числе котельные, в соответствии с п.п.4.1.2., 4.3.3 которого концессионер обязуется содержать объекты в технически исправном надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, финансировать мероприятия по обеспечению их безопасности.

В ходе проверки установлено, что АО «Байкалэнерго» ведет хозяйственную деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии на объекте, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, котельная школы <Номер обезличен>, в результате которой осуществляются выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, не прошедшие очистку на пылегазоотчистном оборудовании.

В ходе осмотра объекта установлено три стационарных источника деления загрязняющих веществ в атмосферу: дымовая труба, высотой около 24 метров для отвода дымовых газов от 2-х котлов «Универсал» (источник №0131 организованный); склад угля (источник № 6132- неорганизованный); склад золы (источник № 6133 неорганизованный).

Согласно разрешению на выбросы вредных веществ в процессе работы котельной в атмосферный воздух выбрасываются следующие загрязняющие вещества: диоксид азота, коксовые остатки, диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен, зола угольная.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных и загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Эксплуатация установок должна осуществляться в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 19.08.1982 № 764 (далее - Правила), иное свидетельствует о нарушении требований Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды), Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»).

Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, предприятием в течение периода эксплуатации котельной школы <Номер обезличен>, то есть с 26.02.2007 по настоящее время, осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источника № 0131 в отсутствие пылегазоочистного оборудования.

Также ответчик осуществляет эксплуатацию котельных по адресам: <адрес обезличен>, и <адрес обезличен>, оборудованных пылегазоочистными установками (циклон ЦН-15-700 и циклон ЦН-15-600), государственная регистрация которых не произведена.

В обязанность юридических лиц вменена охрана атмосферного воздуха, предусматривающая принятие мер по улучшению качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Бездействие ответчика нарушает право, предоставленное гражданам на соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, судебная защита которого гарантирована ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Невыполнение ответчиком обязанности по соблюдению требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

В связи с чем истец Западно-Байкальский межрайонный прокурор просит суд (с учетом неоднократного изменения предмета иска в порядке ст. 39 ГПК РФ) возложить на АО «Байкалэнерго» обязанность:

- оборудовать стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – дымовую трубу для отвода дымовых газов от 2-х котлов «Универсал» № 0131, расположенную по адресу <адрес обезличен>, котельная школы <Номер обезличен>, установкой очистки газов;

- зарегистрировать в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области паспорт пылеулавливающего устройства Циклон ЦН-15-700, эксплуатируемого в котельной по адресу: <адрес обезличен>;

- зарегистрировать в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области паспорт пылеулавливающего устройства Циклон ЦН-15-600, эксплуатируемого в котельной по адресу: <адрес обезличен>;

- приостановить с 2021 года эксплуатацию стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – дымовую трубу для отвода дымовых газов от 2-х котлов «Универсал» <Номер обезличен>, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, котельная школы <Номер обезличен>, не оснащенную установкой очистки газов, обеспечивающих сокращение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

- оборудовать стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – дымовую трубу для отвода дымовых газов от 2-х котлов «Универсал» № 0131, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, котельная школы <Номер обезличен>, установки очистки газов, обеспечивающей сокращение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, путем их превращения в безвредное состояние.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Бутрик О.А., действующая на основании прав по должности, представила заявление прокурора об отказе от исковых требований Западно-Байкальского межрайонного прокурора к АО «Байкалэнерго» в части исковых требований о возложении обязанности:

- зарегистрировать в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области паспорт пылеулавливающего устройства Циклон ЦН-15-700, эксплуатируемого в котельной по адресу: <адрес обезличен>

- зарегистрировать в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области паспорт пылеулавливающего устройства Циклон ЦН-15-600, эксплуатируемого в котельной по адресу: <адрес обезличен>;

- приостановить с 2021 года эксплуатацию стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – дымовую трубу для отвода дымовых газов от 2-х котлов «Универсал» № 0131, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, котельная школы <Номер обезличен>, не оснащенную установкой очистки газов, обеспечивающих сокращение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

- оборудовать стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – дымовую трубу для отвода дымовых газов от 2-х котлов «Универсал» <Номер обезличен>, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, котельная школы <Номер обезличен>, установки очистки газов, обеспечивающей сокращение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, путем их превращения в безвредное состояние.

Отказ от части требований принят судом, производство по делу в данной части прекращено, о чем вынесено определение от <Дата обезличена>.

В судебном заседании помощник прокурора Бутрик О.А., действующая на основании прав по должности, исковые требования о возложении на АО «Байкалэнерго» обязанности оборудовать стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – дымовую трубу для отвода дымовых газов от 2-х котлов «Универсал» № 0131, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, котельная школы <Номер обезличен>, установкой очистки газов поддержала, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнениях к иску.

Представитель ответчика АО «Байкалэнерго» Пановкина С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, прости суд отказать в их удовлетворении в полном объеме, представив возражения на иск, пояснив суду, что прокурором не представлено доказательств наличия специальных правил, которым должна отвечать установка очистки газов, с учетом положений п.7 ст.16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»), поскольку данные правила отсутствуют.

АО «Байкалэнерго» имеет проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, на основании которого утверждены нормативы выбросов загрязняющих веществ Управлением Росприроднадзора по Иркутской области.

В проекте сделаны выводы, что влияние АО «Байкалэнерго» находится в пределах допустимого и не превышает установленные критерии качества атмосферного воздуха. Санитарно-эпидемиологическим заключением Роспотребнадзора по Иркутской области от 09.11.2012 подтверждено соответствие вышеназванного проекта санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Кроме того, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и Правила эксплуатации установок очистки газа не содержат требования по оборудованию стационарных источников выбросов вредных веществ установками очистки газов и применяются только при ее наличии.

В настоящее время, в целях соблюдения обязанности по планированию и осуществлению мероприятий по снижению вредного воздействия на окружающую среду АО «Байкалэнерго» подано предложение о закрытии котельной школы <Номер обезличен> и внесению школы в схему теплоснабжения г. Ирктуска.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росприроднадзора по Иркутской области Царицинский Н.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования полагал подлежащими удовлетворению, представив письменные пояснения по делу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, просит о рассмотрении дела в их отсутствие. Также представил письменные пояснения по делу, в которых указал, что объект бесперебойного теплоснабжения – котельная, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, передана ответчику АО «Байкалэнерго» на основании концессионного соглашения от <Дата обезличена><Номер обезличен>. Ответственность за соответствие работы котельной требованиям законодательства несет АО «Байкалэнерго». В случае удовлетворения исковых требований администрацией г. Иркутска будет рассмотрен вопрос о согласовании разрешения на переоборудование данной котельной.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица администрации г. Иркутска в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе вправе обратиться с заявлением в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий быта и отдыха.

В ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дано понятие негативного воздействия на окружающую среду это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды

В п.2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

Как установлено в судебном заседании между администрацией г. Иркутска и АО «Байкалэнерго» заключено концессионное соглашение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> сроком на 25 лет, в соответствии с которым ответчику переданы объекты недвижимости, входящие в состав объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии в г. Иркутска, в том числе котельная, расположенная по адресу: <адрес обезличен>.

По результатам проверки, проведенной Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Иркутской области, составлено заключение от <Дата обезличена>, из которого усматривается, что АО «Байкалэнерго» по адресу: <адрес обезличен>, здание котельной школы <Номер обезличен>, осуществляется эксплуатация трех стационарных источников выделения загрязняющих веществ в атмосферу: дымовая труба, высотой около 24 метров для отвода дымовых газов от 2-х котлов «Универсал» (источник №0131 организованный); склад угля (источник № 6132- неорганизованный); склад золы (источник № 6133 неорганизованный). Очистка дымовых газов от котлоагрегатов не осуществляется, пылегазоочистной установкой котельная не оборудована.

Проверив довод истца о нарушении ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха, суд полагает его не нашедшим своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п.п.1, 2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, и обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с п.7 ст.16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

По смыслу данной нормы условием ее применения является наличие предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха требований относительно оборудования объектов хозяйственной и иной деятельности установками очистки газов и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На соответствующие правила, которыми были бы предусмотрены такие обязательные требования, истец не сослался.

В соответствии с п.п. 2.2, 3.1, 3.7 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28.11.1983, установка очистки газа - комплекс сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для отделения от поступающего из промышленного источника газа или превращения в безвредное состояние веществ, загрязняющих атмосферу. В зависимости от агрегатного состояния улавливаемого или обезвреживаемого вещества установки подразделяются на газоочистные и пылеулавливающие. Установки очистки газа должны работать надежно, бесперебойно и с показателями, соответствующими проектным или полученным в результате наладочных работ и согласованными с организацией - разработчиком проекта. Эксплуатация технологического оборудования при отключенных установках очистки газа запрещается.

Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

Как усматривается из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от 03.10.2012 № 34002 нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для котельной, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в связи с чем приказом Управления Роспироднадзора по Иркутской области от 07.12.2012 № 1219-од «Об утверждении нормативов выбросов» для котельной по адресу: <адрес обезличен>, утверждены нормативы выбросов вредных веществ на период с 07.12.2012 по 07.12.2017.

Статьей 38 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлен запрет на ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, то есть это требование распространяется лишь на новые, вводимые в эксплуатацию предприятия и иные объекты.

Таким образом, анализ материалов дела, указанных требований закона показывает, что эксплуатация котельной, не оборудованной установкой очистки газа, не может быть признана незаконной, поскольку ее эксплуатация и предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ не превышены, а законодательно закрепленной обязанности на установление данного оборудования законом не предусмотрено, правила запрета на эксплуатацию оборудования без установки очистки газов предусмотрены для вновь создаваемых объектов.

Суд, проверив довод истца о том, что факт незаконности эксплуатации котельной без наличия установки очистки газа подтверждается привлечением АО «Байкалэнерго» к административной ответственности за совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры», полагает им имеющими юридического значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку истцом не представлено доказательств того, каким именно обязательным требованиям правил охраны атмосферного воздуха должна отвечать установка очистки газов.

Таким образом, учитывая требования ст. 18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.ст.1, 2, 16, 23, 34, 38, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.16, 22, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 2.2, 3.1, 3.7 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28.11.1983, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, отсутствие предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха требований относительно оборудования объектов хозяйственной и иной деятельности установками очистки газов, суд приходит к выводу, что исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к АО «Байкалэнерго» о возложении обязанности оборудовать стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установкой очистки газов удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Байкалэнерго» о возложении обязанности оборудовать стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установкой очистки газов отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, которое будет изготовлено 21 августа 2017 года.

Председательствующий: Латыпов Р.Р.