ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2713/17 от 19.10.2017 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-2713/2017

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 19 октября 2017 года

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Катаева О.Б.,

при секретаре Сухановой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Жилищно-строительному кооперативу № 18 о признании действий противоправными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее Управление Роспотребнадзора Пермского края) обратилось в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к Жилищно-строительному кооперативу № 18, в котором просит:

- признать действия ответчика, выразившиеся в определении и выставлении платы за услуги, связанные с расходами на содержание общего имущества в размере не установленным ни общим собранием членов кооператива, ни органом местного самоуправления за период с (дата) года, противоправными в нарушении порядка, установленного Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении неопределенного круга потребителей;

- возложить обязанность прекратить нарушение прав потребителей, выразившиеся в определении и выставлении платы за услуги, связанные с расходами на содержание общего имущества в размере не установленным ни общим собранием членов кооператива, ни органом местного самоуправления;

- обязать в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации (ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки материалов, поступивших из Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на действия Жилищно-строительного кооператива № 18 (далее ЖСК № 18), Управлением Роспотребнадзора Пермского края установлено, что ответчиком при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <АДРЕС>, допущено нарушение установленного порядка ценообразования. Так, в период с (дата) года ЖСК № 18 начисляло и предъявляло собственникам жилых помещений в указанном многоквартирном доме плату за вывоз мусора, лифт, техническое обслуживание зданий, связанную с расходами на содержание общего имущества в размере (тарифу), не установленном общим собранием членов ЖСК № 18 и не органом местного самоуправления, а также не соразмерно долям в праве общей собственности. Потребителям для оплаты жилищно-коммунальных услуг предъявлена плата в т.ч.: за вывоз мусора в (дата) в размере (по тарифу) 69,66 руб. в месяц с человека, в (дата) в размере (по тарифу) 61,86 руб. в месяц с человека; за лифт в (дата) в размере (по тарифу) 59,33 руб. в месяц с человека, в (дата) в размере (по тарифу) 39,95 руб. в месяц с человека; за техническое обслуживание зданий в (дата) в размере (по тарифу) 17 руб. в месяц с кв.м. По результатам рассмотрения материалов проверки ЖСК № 18 было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 160-07 от 16.06.2017 года, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Общее собрание членов кооператива дома <АДРЕС> по вопросу установления платы (тарифа) за техническое обслуживание зданий, вывоз мусора и лифт в период с (дата) года не проводилось. Вместе с тем, нарушения, выразившиеся в определении и выставлении платы за услуги, связанные с расходами на содержание общего имущества в размере не установленным ни общим собранием членов кооператива, ни органом местного самоуправления в период с (дата) года ЖСК № 18 не были устранены, соответствующих доказательств не представлено.

В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю не явился, управление извещено.

Представитель ответчика ЖСК № 18 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.

Пунктом 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии с ч. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

В силу ст. 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. 2. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 118 ЖК РФ правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива, избирает из своего состава председателя кооператива и осуществляет иные полномочия, не отнесенные уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, то такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила № 491).

Согласно п. 28 Правил № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

В соответствии с подп. «а» п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

В силу п. 33 Правил № 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В судебном заседании исследованными доказательствами установлено, что ЖСК № 18 является действующим юридическим лицом. Осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <АДРЕС>.

Согласно Уставу ЖСК № 18 высшим органом ЖСК № 18 является общее собрание членов кооператива (п. 6.1).

Согласно подп. 4 п. 6.2 Устава к компетенции общего собрания членов относится установление размера обязательных платежей и взносов членов ЖСК № 18.

Руководство текущей деятельностью ЖСК № 18 осуществляется правлением, которое вправе принимать решения по всем вопросам деятельности, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов ЖСК № 18 (п. 7.1. Устава).

Согласно протоколу заседания правления ЖСК № 18 от (дата)№... за техническое обслуживание зданий была утверждена плата (тариф) в размере 17 руб. за кв.м.

Согласно выписке из протокола №... заседания правления ЖСК № 18 от (дата) решено производить расчет платы за вывоз мусора и содержание лифта с человека в месяц.

Заключены договора №..., №... на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтового оборудования, об оказании услуг по временному хранению, вывозу и размещению твердых бытовых отходов на полигоне.

На основании распоряжения Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее ИГЖН Пермского края) от (дата)№... проведена проверка в отношении ЖСК № 18, по результатам которой выявлены нарушения: за период с (дата) года ЖСК № 18 в платежных документах предъявляло размер платы по статье расходов «Вывоз мусора», «Лифт», «Техническое обслуживание зданий» не установленный органом правления и оранном местного самоуправления.

ИГЖН Пермского края составлен акт №... от (дата), выдано предписание.

(дата) Управлением Роспотребнадзора Пермского края за №... составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЖСК № 18, в котором установлено, что в период с (дата) года включительно ЖСК № 18 при определении размера платы за «Вывоз мусора», «Лифт», «Техническое обслуживание зданий» допустило нарушение порядка ценообразования, выразившееся в том, что ЖСК №... начисляло и предъявляло собственникам жилых помещений в указанном многоквартирном доме плату за «Вывоз мусора», «Лифт», «Техническое обслуживание зданий», связанную с расходами на содержание общего имущества в размере, не установленном общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Постановлением по делу об административном правонарушении Управления Роспотребнадзора Пермского края №... от (дата) ЖСК № 18 признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Как установлено, потребителям для оплаты жилищно-коммунальных услуг предъявлена плата <.....>.

Общее собрание членов кооператива дома <АДРЕС> по вопросу установления платы (тарифа) за техническое обслуживание зданий, вывоз мусора и лифт в период с (дата) года не проводилось.

Нарушения, выразившиеся в определении и выставлении платы за услуги, связанные с расходами на содержание общего имущества в размере не установленным ни общим собранием членов кооператива, ни органом местного самоуправления в период с (дата) года ЖСК № 18 не устранены, соответствующих доказательств не представлено.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, с учетом установленных обстоятельств и требований закона, суд считает, что определение и выставление ответчиком платы за услуги, связанные с расходами на содержание общего имущества с человека, в размере не установленным ни общим собранием членов кооператива, ни органом местного самоуправления за период с (дата) года следует признать противоправными в нарушение порядка, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно ст. 116, 118, ч.8 156, ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, п. 28., п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 46 Федерального закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В соответствии с п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.

Таким образом, суд считает необходимым обязать ответчика ЖСК № 18 довести через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда по настоящему делу. При этом суд считает установить месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку он является разумным и исполнимым.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей истцом могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Из положений статьи 1065 ГК РФ следует, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Учитывая, что доказательств нарушения ответчиком прав потребителей в настоящее время сторонами не представлено, доказательства опасности причинения данного вреда в будущем отсутствуют, суд считает в удовлетворении требований истца о возложении обязанности прекратить нарушение прав потребителей, выразившиеся в определении и выставлении платы за услуги, связанные с расходами на содержание общего имущества в размере не установленным ни общим собранием членов кооператива, ни органом местного самоуправления следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в части.

Признать действия Жилищно-строительного кооператива № 18, выразившиеся в определении и выставлении платы за услуги, связанные с расходами на содержание общего имущества в размере не установленным ни общим собранием членов кооператива, ни органом местного самоуправления за период с (дата) года, противоправными в нарушение порядка, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации, в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать Жилищно-строительный кооператив № 18 довести через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда по настоящему делу в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Жилищно-строительному кооперативу № 18 отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

(Мотивированное решение составлено 25 октября 2017 года).

<.....>

<.....> Судья Катаев О.Б.