ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2713/18 от 24.12.2018 Абинского районного суда (Краснодарский край)

К делу 2-2713/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2018 года г. Абинск

Абинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего – Дубинкина Э.В.

с участием:

истца – ФИО1,

представителя ответчика – ФИО2

при секретаре – Калмазовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе о признании незаконным решения органа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Абинский районный суд с иском к УПФ России по Абинскому району о признании незаконным решения органа в части отказа ей в перерасчете пенсии по старости и обязании ответчика произвести перерасчет пенсии, ссылаясь на то, что в ином порядке не имеет возможности этого сделать.

В судебном заседании истица ФИО1 требования искового заявления поддержала и показала, что в июле 2018 года она обратилась в территориальный орган пенсионного Фонда РФ с заявлением о перерасчете ей пенсии по старости, предоставив необходимые справки с другого государства, заверенные надлежащим образом, поскольку в период времени с 1987 года по 1991 год осуществляла трудовую деятельность на территории Грузии в должности помощника начальника АО «Руставский металлургический комбинат». Однако, по итогам проверки представленных ею документов, в перерасчете пенсии по старости было отказано, поскольку по мнению территориального органа представленные ею справки не заверены надлежащим образом. Считает, что данным решением пенсионный фонд нарушает ее права на получение итогового размера пенсии, в связи с чем была вынуждена обратиться в суд с данным иском.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Абинском районе Краснодарского края – ФИО2, действующий по доверенности в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что действительно в территориальный отдел были представлены архивные справки, заверенные нотариусом, но когда стали выяснять, то обнаружили, что они были изготовлены со светокопий, поэтому данный факт вызвал сомнения. Кроме того ими были направлены запросы в Грузию, для получения подтверждения, но до настоящего времени ответы не пришли, поэтому они были вынуждены отказать в перерасчете пенсии. Просит в иске отказать, поскольку стороной не представлено достаточных доказательств нахождения в должности, в указанный период времени.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные письменные материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, истица по делу ФИО1 осуществляла трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации в <данные изъяты>

Имея намерение на получение пенсии по старости в большем размере, ФИО1 обратилась в территориальный отдел Пенсионного Фонда РФ по Краснодарскому краю в Абинском районе с соответствующем заявлением, представив документы необходимые для выполнения указанных действий.

Однако, решением № 180000006740/889490/18 от 11.10.2018 года, ФИО1 было отказано, по тем основаниям, что документы, представленные от работодателя содержаться в копиях.

В настоящее время, принимая решение по делу и удовлетворяя требования ФИО1, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015г. До 1 января 2015г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации, Постановлением от 02.10.2014г. № 1015, утвердило Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган ПФР при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

В частности, в Грузии органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), являются организации, выдавшие справку или Государственный архив Грузии.

Соглашение о гарантиях прав и граждан в области пенсионного обеспечения, заключенное 16.05.1997г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии, предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан РФ и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.

Для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991г. (статья 6).

Документы о стаже и заработке, оформленные в государствах -участниках Соглашения, во всех случаях подлежат обязательной проверке, путем направления соответствующих запросов в адрес компетентных органов государств - участников.

Как видно, проанализировав представленные истцом документы, не получив в установленном порядке ответы на запрос иностранного государства, пенсионный фонд РФ пришел к выводу об отказе в перерасчете пенсии, поскольку отсутствуют подлинники документов.

Вместе с тем, суд, не соглашаясь с выводом территориального органа обращает внимание на то, что, документы полученные и представленные ФИО1, содержащиеся в материалах дела получены последней из национального архива Грузии, удостоверены печатью Министерства Юстиции Грузии, имеют оттиск синей печати, что свидетельствует об их подлинности.

Кроме того, сами по себе документы получены ФИО1 с подлинников документов, и являются заверенной копией, что говорит о наличии единственного экземпляра документа, содержащегося в национальном архиве иностранного государства.

То есть, исходя из совокупности вышеуказанного, суд приходит к выводу, что представленные ФИО1 документы, как в территориальный орган, так и на обозрение суда, могут приниматься в качестве доказательств, поскольку в силу ст. 71 ГПК РФ, письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При этом, указанные на обозрение документы содержат необходимую информацию, позволяющую произвести перерасчет пенсии по старости, что будет отвечать целям и задачам пенсионного законодательства, а так же интересам заявителя.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на перерасчет пенсии по старости, в связи с чем, считает решение территориального органа Пенсионного Фонда РФ по Краснодарскому краю в Абинском районе, незаконным, подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе о признании незаконным решения органа – удовлетворить.

Признать решение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю в Абинском районе об отказе в перерасчете пенсии незаконным и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю в Абинском районе произвести перерасчет пенсии по старости ФИО1 с учетом включения стажа работы и заработка с 1987 года по 1991 год.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: