Дело № 2-2715/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2020 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М
при секретаре Болоткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6, ФИО7, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, к Администрации г. Смоленска о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей»,
установил:
ФИО6, ФИО7, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, с учетом уточнений обратились в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Смоленска об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» от ДД.ММ.ГГГГ№ и обязании ответчика признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
ФИО6, ФИО7, их представитель ФИО8 в судебном заседании уточненные требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации г. Смоленска ФИО9 заявленные исковые требования не признала, указав, что ФИО7 не был представлен весь пакет документов, необходимый для установления ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в числе прочих, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище на 2015-2020 годы», участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 21 Правил).
В соответствии со ст. 4 Закона Смоленской области от 13 марта 2006 года № 6-«О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет данных граждан (далее - заявления), поданных ими в орган, осуществляющий ведение учета, по месту своего жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) по месту своего жительства (при наличии многофункционального центра по месту жительства гражданина). Заявления подаются гражданами (далее также - заявитель) лично либо их представителями. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
В соответствии с муниципальной программой «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 02 октября 2017 года № 2642-адм участником муниципальной программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, подавшая заявление на участие в муниципальной программе и соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Департаментом Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) решения о включении молодой семьи - участника муниципальной программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 2.6.2 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденный постановлением Администрации города Смоленска от 04 сентября 2018 года № 2352-адм предусмотрено, что заявитель должен предоставить самостоятельно следующие документы: 1) заявление о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (в двух экземплярах) по форме согласно приложению № 1 к Административному регламенту; 2) документы с прежних мест жительства начиная с 1991 года, а именно: справку о составе семьи и размере занимаемой площади; справку о площади и техническом состоянии занимаемого заявителем и членами его семьи жилого помещения, выданную организацией, уполномоченной на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, если право собственности не зарегистрировано в Росреестре; правоустанавливающие документы на жилые помещения; 3) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); 4) копию лицевого счета на занимаемое заявителем и членами его семьи жилое помещение; 5) справку о площади и техническом состоянии занимаемого заявителем и членами его семьи жилого помещения, выданную организацией, уполномоченной на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, если право собственности не зарегистрировано в Росреестре; 6) правоустанавливающий документ на занимаемое заявителем и членами его семьи жилое помещение; 7) заявления о согласии на обработку персональных данных заявителя и членов его семьи по форме согласно приложению № 3 к Административному регламенту.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратилась в Администрацию г. Смоленска с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д. 49).
Администрацией г. Смоленска ФИО7 постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как непредставившей документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, с указанием на непредставление следующих документов: справки с места жительства ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справки с места жительства ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справки с места жительства ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справки о площади и техническом состоянии занимаемых ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилых помещений, выданные организацией, уполномоченной на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, если право собственности не зарегистрировано в Росреестре; правоустанавливающие документы на жилые помещения, занимаемые ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85-86).
Истец довела до сведения Администрации г. Смоленска, что указанные документы не могут быть представлены в орган местного самоуправления ввиду их отсутствия у истца (л.д. 50).
Из объяснений истца в судебном заседании следует, что с момента рождения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, она была вселена и проживала до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, жилое помещение принадлежало родителям матери.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она постоянно проживала с матерью по указанному адресу.
Несмотря на то, что она находилась в семейных и в родственных отношениях с родителями матери, в жилом помещении по адресу: <адрес> она зарегистрирована не была.
В указанные периоды у нее другого постоянного места жительства, в том числе помещения, находящегося в собственности, не имелось.
ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически проживали с матерью ФИО7 по адресу: <адрес>, однако регистрации по данному адресу не имели.
Указанные истцом обстоятельства подтверждены свидетельскими показаниями.
Согласно показаниям свидетеля ФИО4 ее дочь ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без регистрации проживала по адресу: <адрес>. Квартира принадлежала ее родителям. У нее (истца) не было другого жилья, семья не была обеспечена жильем; она сама (ФИО4) также жильем обеспечена не была. У ФИО7 на праве собственности либо ином праве жилого помещения в указанные периоды не имелось.
Показаниями свидетеля ФИО5 подтверждается, что ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ проживала с мамой у бабушки с дедушкой по адресу: <адрес>. Она проживала постоянно в этой квартире лет 7, пошла в школу, затем переехала, выйдя замуж.
Указанные обстоятельства при вынесении постановления Администрации г. Смоленска об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» от ДД.ММ.ГГГГ№ не были учтены.
Основанием для отказа в постановке истца на учет явилось непредставление вышеуказанных документов, иные основания ответчиком не были приведены.
Суд приходит к выводу, что возможность представления правоустанавливающих документов, документов о проживании, а также о площади и техническом состоянии жилья за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зависит от истца.
Администрация г. Смоленска как орган местного самоуправления, компетентный принять решение о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, была правомочна дать оценку совокупности представленных документов с учетом заявления истца о невозможности представления документально подтвержденных данных о периодах проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3 проживают совместно, представленные истцом в орган местного самоуправления документы содержат данные о нуждаемости всей семьи в улучшении жилищных условий.
При таких установленных судом обстоятельствах следует признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Смоленска об отказе ФИО7 в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Доводы представителя ответчика, связанные с толкованием норм процессуального и материального права, относительно необходимости обращения истцам в порядке особого производства в связи с правильностью и обоснованностью действий администрации г.Смоленска с учетом представления неполного пакета документов при обращении в орган местного самоуправления основаны на неверном толковании норм права и не являются основанием для отказа в иске.
В целях восстановления права истца следует возложить на Администрацию г. Смоленска обязанность поставить ФИО6 и ФИО7 с несовершеннолетними детьми ФИО1, ФИО2, ФИО3 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включив в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей»
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
признать незаконным и отменить постановление Администрации г.Смоленска об отказе в признании семьи ФИО6 и ФИО7 нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Возложить на Администрацию г. Смоленска обязанность поставить ФИО6 и ФИО7 с несовершеннолетними детьми ФИО1, ФИО2, ФИО3 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включив в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей».
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца
Председательствующий К.М. Макарова
Мотивированный текст решения изготовлен 11 сентября 2020 года.
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи К.М. Макарова секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Е.А. Болоткина (Инициалы, фамилия) 11 сентября 2020 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2020-002864-72
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-2715/2020