ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2715/2021 от 11.10.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Гражданское дело № 2-2715/2021

УИД 47RS0005-01-2021-002906-12

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена в судебном заседании 07 октября 2021 года.

Решение в окончательном виде изготовлено 11 октября 2021 года.

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой Ю.С.,

при секретаре Пикало С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области к Лешиной Валентине Павловне об установлении технической ошибки в описании местоположения земельного участка, исключении сведений из ЕГРН о координатах характерных точек границ земельного участка,

у с т а н о в и л:

истец Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Лешиной Валентине Павловне, в котором просил установить наличие технической ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ; исключить из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , внесенные на основании материалов межевого плана от 11.08.2020, подготовленного кадастровым инженером ФИО1, представленного по заявлению № 47-0-1-100/3001/2020-4717 от 01.09.2020 г.

В обоснование требований указал, что Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>. Дата постановки на государственный кадастровый учет 28.02.2001.

Лешина Валентина Павловна приобрела ? доли в праве общей собственности на рассматриваемый земельный участок на основании договора дарения от 16.01.2020 (регистрационная запись от 20.02.2021 № 47:01:1716001:20-47/012/2020-5) и ? доли в праве общей собственности на земельный участок в соответствии с соглашением о разделе общего имущества между супругами (регистрационная запись от 30.11.2019 № 47:01:1716001:20- 47/015/2019-2).

В последующем за Лешиной Валентиной Павловной было зарегистрировано право собственности на основании заявления об объединении всех принадлежащих долей в праве общей долевой собственности (регистрационная запись от 20.02.2021 № 47:01:1716001:20-47/050/2021-8).

Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН в рамках рассмотрения заявления об исправлении реестровой ошибки в сведениях № 47-0-1-100/3001/2020-4717 от 01.09.2020 на основании межевого плана от 11.08.2020, подготовленного кадастровым инженером ФИО1.

17.03.2003 г. и 28.03.2003 г. Губернатором Ленинградской области Сердюковым В.П. и Губернатором Санкт-Петербурга Яковлевым В.А. соответственно, было подписано соглашение «Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, как субъектами Российской Федерации».

Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 03.03.2004 г. № 123 и постановлением Законодательного Собрания Ленинградской области от 23.12.2003 г. № 1326 утверждено Соглашение «Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, как субъектами Российской Федерации».

Описание административных границ между субъектами Российской Федерации - Санкт-Петербургом и Ленинградской областью установлены Соглашением об уточнении границы, Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» и вступившим в действие с 23.06.2010 Областным законом Ленинградской области от 15.06.2010 № 32-оз «Об административно - территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения».

На сегодняшний день дополнительным соглашением от 03.08.2010 г. к соглашению «Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, как субъектами Российской Федерации», установлены границы между Санкт-Петербургом и Ломоносовским и Выборгским районами Ленинградской области.

В целях уточнения границы между субъектами Российской Федерации - городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, в соответствии с Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2015 № 15-рп, была создана Межведомственная рабочая группа (далее - Рабочая группа).

Задачей Рабочей группы является, в том числе, осуществление анализа сведений о земельных участках, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в пределах 500 м от границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в каждую сторону.

Рабочей группой было установлено, что по результатам осуществления государственного кадастрового учета в связи с исправлением реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером его границы переместились за территорию Ленинградской области и в настоящее время расположены в административных границах Санкт-Петербурга.

В соответствии с Положением, утвержденным приказом Росреестра от 30.05.2016 № П/0263, Управление осуществляет функции по государственному кадастровому учету недвижимого имущества на территории Ленинградской области.

Из чего следует, что государственный кадастровый учет изменений сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером осуществлен за пределами компетенции Управления Росреестра по Ленинградской области.

В соответствии с Приказом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт- Петербургу от 09.12.2013 № П/210 «О создании рабочей группы по проведению мероприятий по сопоставлению границ кадастровых округов «Петербургский» и «Ленинградский» и подготовке необходимых материалов для уточнения границ указанных кадастровых округов» создана межведомственная рабочая группа, целью работы которой является передача реестровых дел в отношении объектов недвижимости, которые учтены на территории субъекта отличного от фактического местоположения такого объекта, в соответствующий территориальный орган регистрации прав. Приказом Роснедвижимости от 19.03.2008 № П/0073 «Об утверждении прохождения границы между Петербургским и Ленинградским кадастровыми округами» утверждена граница между кадастровыми округами «Петербургский» и «Ленинградский».

В рамках работы данной межведомственной рабочей группы решаются вопросы о возможности передачи реестровых дел обозначенных объектов.

Таким образом, Управление считает необходимым первоначально осуществить действия по передаче реестрового дела в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, в последующем проводить работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером .

Относительно внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером по заявлению об исправлении реестровой ошибки в сведениях № 47-0-1-100/3001/2020-4717 от 01.09.2020, полагают возможным отметить следующее.

В целях реализации положений Закона № 218-ФЗ и подпункта 12.3 пункта 12 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Приказом Росреестра от 09.09.2016 № П/448 были утверждены унифицированные схемы технологических процессов предоставления государственных услуг.

Пунктом 5 Каталога технологически процессов внутриведомственной унифицированной схемы технологического процесса определено, что ввод и проверку сведений об объекте, включающую в себя, в том числе, проведение пространственного анализа местоположения объекта недвижимости, осуществление проверки на соответствие сведений актуальным записям ЕГРН выполняет специалист отдела обеспечения учетно-регистрационных действий ФГБУ "ФКП Росреестра".

Аналогичная норма воспроизведена также и в приказе Управления Росреестра по Ленинградской области от 05.10.2020 № П/226 «Об утверждении схемы внутриведомственного взаимодействия Управления Росреестра по Ленинградской области и Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости в виде справок о содержании правоустанавливающих документов и копий документов, помещенных в реестровые дела (том дел), и совершении иных действий, требующих взаимодействия при обработке документов», пунктом 7.2. которого установлены полномочия сотрудника Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области на стадии ввода сведений об объекте, при обработке заявлений о государственном кадастровом учете по проведению дополнительной проверки пространственного анализа местоположения объекта недвижимости в ручную и добавления в комментарий необходимой информации после анализа.

Из указанного следует, что непосредственно государственным регистратором указанные действия не проводятся, а соответственно на момент принятия решение о государственном кадастровом учете земельного участка, принадлежащего Лушиной В.П., не располагал сведениями о пересечении с границей между кадастровыми округами 47 (Ленинградский) и 78 (Санкт- Петербургский).

Так как спорный земельный участок с кадастровым номером в соответствии с указанными Соглашением об уточнении границы и Законами входит в границы Санкт-Петербурга, а государственный кадастровый учет изменений сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером осуществлен за пределами соответствующей компетенции Управления.

Дополнительно обращают внимание суда, что исключение сведений о местоположении границ земельного участка из ЕГРН не препятствует собственнику объекта недвижимости осуществить последующее межевание (уточнение границ) в соответствии с фактическим землепользованием. Поскольку сведения о местоположении границ относится к дополнительным сведениям кадастра недвижимости ЕГРН их исключение не свидетельствует о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности ответчика на земельный участок.

Представитель истца Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области по доверенности Иванова Н.В. ранее в судебном заседании требования поддержала и просила удовлетворить.

Ответчик Лешина В.П., извещенная надлежащим образом о слушании дела, в суд не явилась, направила представителя по доверенности Яковлеву О.Г., Лапченко Т.Г., которая не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Комитет имущественных отношений в городе Санкт-Петербург, извещенный надлежащим образом о слушании дела, в суд не явился, возражений не представил.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и посредством восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право, или создающих угрозу его нарушения.

По правилам ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В силу статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» для кадастрового учета необходимо предоставление межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

На основании пункта 1 части 3 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии со статьей 40 вышеуказанного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

В силу положения пункта 10 статьи 38 данного Закона образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

В соответствии со статьей 40 указанного Федерального закона, статьи 64 ЗК РФ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке.

В соответствии с действующей в настоящее время частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу частей 3, 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, (далее - реестровая ошибка) подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, принимая во внимание то обстоятельство, что сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 47:01:1716001:20 внесены в ЕГРН в рамках рассмотрения заявления об исправлении реестровой ошибки в сведениях № 47-0-1-100/3001/2020-4717 от 01.09.2020 на основании межевого плана от 11.08.2020, подготовленного кадастровым инженером Шумиловой Натальей Леонидовной, при этом, 17.03.2003 г. и 28.03.2003 г. Губернатором Ленинградской области Сердюковым В.П. и Губернатором Санкт-Петербурга Яковлевым В.А. соответственно, было подписано соглашение «Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, как субъектами Российской Федерации», однако, по результатам осуществления государственного кадастрового учета в связи с исправлением реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 47:01:1716001:20 его границы переместились за территорию Ленинградской области и в настоящее время расположены в административных границах Санкт-Петербурга, с учетом отсутствия возражений ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

иск Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области к Лешиной Валентине Павловне об установлении технической ошибки в описании местоположения земельного участка, исключении сведений из ЕГРН о координатах характерных точек границ земельного участка – удовлетворить.

Установить наличие технической ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером .

Исключить из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , внесенные на основании материалов межевого плана от 11.08.2020, подготовленного кадастровым инженером ФИО1, представленного по заявлению № 47-0-1-100/3001/2020-4717 от 01.09.2020 г.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Выборгский городской суд.

Судья Ю.С. Грачева

УИД: 47RS0005-01-2021-002906-12

Подлинный документ подшит в деле № 2-2715/2021, находящемся в производстве Выборгского городского суда Ленинградской области.