ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2716/2016 от 02.06.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июня 2016 г. г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Ивановой О.А.,

с участием прокурора Пушкинской Е.А.,

при секретаре Арыкбаевой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФСИН России по Астраханской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику УФСИН России по Астраханской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, указав в обоснование своих требований, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел МВД России по Астраханской области, затем службу в уголовно-исполнительной системе в должности оперуполномоченного оперативного отдела федерального казенного учреждения «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области». Выслуга лет согласно расчету по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня, в льготном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Приказом начальника Управления ФСИН России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с должности за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме, согласно п. «о» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах. Считает свое увольнение незаконным, необоснованным, нарушающим конституционное право на труд, проведенным с нарушением установленного порядка увольнения, поскольку заключение служебной проверки не основано на законе и не соответствует действительности. Как в формулировке, определяющий дисциплинарный проступок так и в представленных документах, отсутствуют сведения, позволяющие судить о конкретном виновном его действии при исполнении обязанностей. В результате незаконного увольнения он был лишен заработка, потерял возможность обеспечивать семью, в связи с чем испытывал нравственные страдания. Просит суд признать незаконным приказ об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ и восстановить на службе в должности старшего оперуполномоченного оперативного отдела федерального казенного учреждения «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказания по Астраханской области».

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель УФСИН России по Астраханской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что служебная проверка в отношении истца проведена законно, процедура увольнения соблюдена в полном объеме. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ФБУ ИЗ-31/1 УФСИН России по Астраханской области ФИО3 поддержала позицию, изложенную представителем ответчика. Просила суд в иске отказать.

Выслушав стороны, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 21 Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (далее Положение о службе), распространяется на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

Служба в уголовно-исполнительной системе является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций и задач. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, установил для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования пенитенциарной системы, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

Пунктом «о» статьи 58 Положения о службе следует, что сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме.

Указанное основание увольнения тождественно пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Как установлено ч. 2 ст. 34 «Положения о службе в органах внутренних дел РФ» нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 проходил службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области в должности старшего оперуполномоченного оперативного отдела в звании майор внутренней службы.

Приказом начальника УФСИН России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ лс истец уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту «о» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Основанием для применения вышеуказанного дисциплинарного взыскания к истцу послужило заключение служебной проверки по факту неоднократного нарушения ФИО1 служебной дисциплины от ДД.ММ.ГГГГ и представление к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате проведенной служебной проверки установлен факт нарушения служебной дисциплины старшим оперуполномоченным оперативного отдела ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области майором внутренней службы ФИО1, в части ненадлежащего исполнения п.п. 5, 19, 30, 43, 47,48 должностной инструкции, нарушение требований статьи 28 Федерального закона РФ от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», а также ст.ст. 155, 156, 158 главы 18 приказа Минюста России №189 от 14.10.2005 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС», регламентирующих вопросы обеспечения участия подозреваемых и обвиняемых в следственных действиях, несоблюдение требований подпунктов а), д), м) пункта 2 общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 №885, а также подпунктов а), д), к) пункта 8 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 11.01.2012 №5, обязывающих сотрудников УИС исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов, исключать действия, связанные с влиянием каких- либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС, и соответственно, совершения ФИО1 дисциплинарного проступка, выразившегося в неоднократном сопровождении ДД.ММ.ГГГГ сотрудника полиции на режимную территорию учреждения без соответствующих указаний (разрешений), уполномоченных на то Федеральным законом РФ от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» лиц, а именно следователя, лица, производящего дознание, суда (судьи), и организации встреч сотруднику полиции в следственном кабинете с лицами из числа спецконтингента ФИО4 и ФИО5

С должностной инструкцией ФИО1 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, данный факт не отрицается ФИО1 и подтверждается свидетельскими показаниями начальника оперативного отдела ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области ФИО6, оперуполномоченного ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области ФИО7

Основанием для проведения служебной проверки послужил рапорт начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ начальника УФСИН России по Астраханской области ФИО9 назначена служебная проверка по факту нарушений, выявленных при сопровождении ДД.ММ.ГГГГ страшим оперуполномоченным оперативного отдела ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области ФИО1 на территорию следственного изолятора сотрудника полиции для проведения встреч со спецконтингентом.

Также приказом № от ДД.ММ.ГГГГ начальника УФСИН России по Астраханской области ФИО9 ФИО1 временно был отстранен от должности.

У ФИО1 в ходе проведения служебной проверки затребованы объяснения в письменной форме, которые предоставлены им ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ начальником УФСИН России по Астраханской области утверждено данное заключение служебной проверки, с которым ФИО1 ознакомлен в тот же день.

До применения взыскания ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 проведено собеседование по вопросу увольнения со службы из органов уголовно - исполнительной системы по п. «о» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, о чем свидетельствует подпись ФИО1 в листе собеседования.

По результатам проведенной служебной проверки 14.03.2016 подготовлено представление к увольнению ФИО1 из органов уголовно - исполнительной системы, с которым истец был ознакомлен.

Приказом начальника УФСИН России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ лс истец уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту «о» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. С приказом об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ № 66-лс истец ознакомлен в тот же день.

Вместе с тем, ФИО1, обращаясь в суд с требованиями о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении его на службе, заключение служебной проверки и представление к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ, не обжаловал.

На момент увольнения ФИО1 имел действующие дисциплинарные взыскания: строгий выговор, объявленный приказом ФКУ СИЗО-1 от ДД.ММ.ГГГГ к; замечание, объявленное приказом ФКУ СИЗО-1 от ДД.ММ.ГГГГ .

Наказание в виде строго выговора было принято на основании приказа начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ -к за неприятие необходимых мер к устранению имеющихся недостатков, а так же за предоставление недостоверной информации.

Так, из представленных материалов следует, что на имя начальника ФКУ СИЗО-2 ФИО8 поступил рапорт от ДД.ММ.ГГГГ начальника оперативного отдела майора внутренней службы ФИО6 о проведении им проверки по ведению дел старшим оперуполномоченным оперативного отдела майором внутренней службы ФИО1, по результатам которой выявлены нарушения и неисполнения указаний УФСИН.

Ранее, в ходе плановой проверки сотрудниками УФСИН были выявлены многочисленные недостатки по ведению документации и ведению дел предусмотренных приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Все выявленные сотрудниками УФСИН недостатки должны были быть устранены до ДД.ММ.ГГГГ. Об устранении данных недостатков ФИО1 доложил рапортом на имя начальника учреждения. Однако недостатки были устранены не в полном объеме, а также был выявлен ряд нарушений Наставления «Об организации оперативно-розыскной деятельности в ФСИН».

Из объяснения ФИО1 следует, что ДД.ММ.ГГГГ рапортом на имя начальника учреждения им было доложено об устранения недостатков, выявленных в ходе проверки сотрудниками УФСИН. Данные недостатки не были им устранены в связи с большой его загруженностью документацией.

По данному факту служебная проверка не проводилась. Факт нарушения был установлен и не отрицался ФИО1

В соответствии со ст.39 Положения о службе в случаях наложения взыскания без проведения служебной проверки дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения 10 суток с того дня когда начальнику стало известно о совершенном проступке.

Таким образом, срок привлечения к дисциплинарной ответственности ФИО1, ответчиком соблюден.

С приказом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № 11-к о наложении дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора ФИО1 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ и его не обжаловал.

Кроме того, приказом ФКУ СИЗО-1 УФСИД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ к «О результатах служебной проверки» за нарушение требований пункта 19 должностной инструкции, повлекшее за собой наличие запрещенных предметов у спецконтингента, содержащегося в камере истцу объявлено замечание.

В ходе проведения проверки сотрудниками СИЗО-1 установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении технического осмотра камеры и количественного просчета спецконтингента в камере СИЗО-1 под подушкой на спальном месте подследственного ФИО10, был обнаружен сотовый телефон марки Самсунг с сим картой оператора сотовой связи «Билайн».

На основании приказа начальника ФКУ СИЗО-1 от ДД.ММ.ГГГГ проведена служебная проверка по данному факту.

В ходе проверки установлено, что факт наличия в камере № запрещенного к использованию предмета свидетельствует об отсутствии упреждающей информации от старшего оперуполномоченного оперативного отдела майора внутренней службы ФИО1, осуществляющего, в соответствии с п.32 Должностной инструкции, оперативное обслуживание камеры №.

Вышеуказанное обстоятельство является нарушением п. 19 должностной инструкции ФИО1, который обязан был «Проводить необходимые оперативные и профилактические мероприятия с целью недопущения преступлений и правонарушений».

По результатам проверки на ФИО1 за нарушение требований пункта 19 должностной инструкции, повлекшее за собой наличие запрещенных предметов у спецконтингента, содержащегося в камере № , наложено дисциплинарное взыскание - замечание, объявленное приказом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ -к «О результатах служебной проверки».

С заключением служебной проверки ФИО1 и приказом о «О результатах служебной проверки» от ДД.ММ.ГГГГ -к ФИО1 ознакомлен в тот же день, что не опровергается ФИО1 и подтверждается свидетельскими показаниями свидетеля – оперуполномоченного ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области ФИО11

Приказ от ДД.ММ.ГГГГ -к ФИО1 обжалован не был.

Служебные проверки, в том числе и последняя, в отношении истца были проведены в соответствии с приказом ФСИН России от 12.04.2012 №198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», согласно которому, решение о проведении проверки принимается в том числе начальником территориального органа, начальником учреждения (п.3 Инструкции). В соответствии с п. 16 Инструкции проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, указанным в п.3 Инструкции, информации являющейся основанием для ее назначения и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня издания приказа о назначении проверки. Не позднее 10 дней со дня утверждения заключения сотрудника знакомят с ее результатами и с материалами проверки под роспись (п.7 Инструкции).

Учитывая приведенные выше нормы материального права, совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для увольнения истца по п. «о» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Из материалов дела следует, что ответчиком соблюден установленный законом порядок увольнения по данному основанию, поскольку со стороны истца имело место неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме.

Руководствуясь ст. ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к УФСИН России по Астраханской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированный текст решения изготовлен 6 июня 2016 года.

Судья: