ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2717/19 от 16.01.2020 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

дело

УИД 26RS0-96

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Георгиевск 16 января 2020 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи

Алексеевой О.О.

при секретаре

Ли О.В.

с участием

истца

представителя администрации ГГО

представителя МЧС России по СК

третьего лица

Чубатова Е.И.,

Кельм И.В.,

Арустамян Н.И.,

Бахшиян Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чубатова Е.И. к администрации Георгиевского городского округа СК, МЧС России о признании права собственности на получение государственного жилищного сертификата,

у с т а н о в и л:

Чубатов Е.И. обратился в суд с иском, впоследствии уточнился, к администрации Георгиевского городского округа СК, МЧС России о признании Чубатова Е.И. и члена его семьи - матери Чубатову А.В., пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, являющей чрезвычайной ситуацией федерального характера; признании за ними право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»; обязании администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить Чубатова Е.И. и члена его семьи - мать Чубатову А.В. в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, исходя из расчета общей площади предоставляемого жилого помещения 42 кв.м., ссылаясь на следующее.

Ему на праве личной собственности принадлежит недвижимое имущество, жилой дом площадью 54,30 кв.м, и земельный участок мерою 1500 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. 38 (далее – Домовладение , Дом ), которое принадлежит ему на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Ковтуновой Л.И. ДД.ММ.ГГГГ году в вышеуказанном жилом доме, как член семьи зарегистрирована его мама Чубатова А.В., а с ДД.ММ.ГГГГ он сам зарегистрирован в вышеуказанном жилом доме. Вышеуказанное недвижимое имущество является для него и членов его семьи, единственным жильем. В результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года наше домовладение было подтоплено, вследствие чего - смыло плодородный слой земли, жилой дом стал непригодным для проживания, утрачено имущество первой необходимости. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Александрийского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края был утвержден перечень домовладений, расположенных на территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года, в котором под включено принадлежащее ему домовладение. В 2017 году ООО «Архитектурно-планировочным бюро» было составлено техническое заключение по результатам обследования основных несущих конструктивных здания, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в котором имеется акт от 16.06.2017г. визуального обследования объекта, пострадавшего в связи с выпадением значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края. Согласно выводов данного акта жилое помещение пострадало в связи с выпадение значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края. Общее состояние жилого помещения оценивается как непригодное для проживания. Эксплуатация здания создает угрозу жизни и здоровью граждан. В июне 2017 года его семья получила единовременную материальную помощь в связи с утратой имущества первой необходимости. В 2019 году ООО «ПГС» было составлено экспертно-техническое заключение по результатам проведенного технического обследования индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, согласно заключению которого «состояние здания оценивается как в Аварийном состоянии». В конструкциях наблюдаются дефекты не подлежащих восстановлению, дальнейшая эксплуатация здания представляет опасность для жизни людей. 06.03.2019г. межведомственной комиссией, назначенной администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского края, Постановлением администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 10.07.2017г. (с изм. От 11.12.2018г. ) был составлен акт обследования помещения (индивидуальный жилой дом). Согласно заключению межведомственной комиссии по результатам обследования жилого помещения комиссией выявлены основания для признания жилого помещения, непригодным для проживания. Согласно заключению от 06.03.2019г. об оценке соответствия жилого помещения (индивидуальный жилой дом) принято решение: о выявлении оснований для признания жилого помещения, непригодным для проживания. Постановлением Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края. Утвержден реестр жилых помещений, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, с включением в него принадлежащего ему домовладения. Постановлением Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, в котором под значится его фамилия, а под значится фамилия его мамы. Распоряжением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-рп был утвержден сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, в котором под значится принадлежащее ему домовладение. 14.08.2019г. Министерство ЖКХ Ставропольского края в адрес Главы Георгиевского городского округа Ставропольского края Клетина М.В. возвратило документы с приложением пояснения, согласно которого МЧС России были возвращены комплекты документов его семьи без реализации. Причиной возврата, по мнению МЧС России, послужил слишком большой срок со дня произошедшей чрезвычайной ситуации и сроком представления документов, не позволяющих установить причинно-следственную связь в результате какого фактора были повреждены жилые помещении. Было рекомендовано обраться в суд для установления права на получение его семьей государственного жилищного сертификата и последующего предоставления в их адрес соответствующего решения суда, вступившего в законную силу. Учитывая, что он и члены его семьи являются гражданами РФ, были зарегистрированы и постоянно проживали в утраченном жилом помещении, в том числе и на день введения режима ЧС межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне ЧС в Ставропольском крае, жилое помещение являлось единственно пригодным для его проживания, требования к Администрации и МЧС России о признании права на получение государственного жилищного сертификата, являются обоснованными.

В судебном заседании истец Чубатов Е.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края Кельм И.В., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных Чубатовым Е.И. требований, поскольку оснований для отказа в выдаче ему и его семьи государственного жилищного сертификата, нет.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Арустамян Н.И., действующая на основании доверенности, просила разрешить заявленные Чубатовым Е.И. требования на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель третьего лица Бахшиян Э.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку ранее Чубатов Е.И. и его семья были включены в списки на получение государственного жилищного сертификата.

Представитель третьего лица Министерства ЖКХ Ставропольского края, извещенный в соответствии со статьей 113 ГПК РФ о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности неявки и ходатайств об отложении судебного заседания суду не представлено. Направил возражения на иск, из которых следует, что истец просит суд, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата исходя из общей площади, составляющей 54,3 кв.м., на состав семьи из двух человек. Однако, согласно пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561, государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения. Кроме того, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при выполнении на момент чрезвычайной ситуации условия: регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Так, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, статус Чубатовой А.В. в качестве матери Чубатова Е.В.; подтверждающие факт регистрации истца и членов его семьи в утраченном помещении на момент наступления чрезвычайной ситуации; подтверждающие отсутствие иного жилья на праве собственности, также в связи с невозможностью установления взаимосвязи между последствиями, вызванными чрезвычайной ситуацией и нежилым состоянием спорного домовладения спустя 1 год и 9 месяцев, на момент составления заключения межведомственной комиссии органа местного самоуправления, включение истца и членов его семьи в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата, противоречит действующему законодательству в данной сфере. Все перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата. Поэтому просили в удовлетворении заявленных исковых требований Чубатова Е.И. к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, МЧС России, отказать.

Учитывая изложенное и мнение явившихся лиц, суд в соответствии со статьями 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования Чубатова Е.И. подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Статьей 1 Федерального Конституционного закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее – ФКЗ ) предусмотрено, что чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФКЗ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ (часть 2 ФКЗ ).

На основании статьи 3 ФКЗ чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФКЗ чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ФЗ ).

Согласно статье 7 ФЗ ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В силу пункта 1 статьи 18 ФЗ граждане РФ имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

- в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;

- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС;

- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;

- на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством РФ.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (пункт 2 этой же статьи ФЗ ).

В соответствии с пунктом «д» статьи 10 ФЗ к полномочиям Правительства РФ относится обеспечение создания федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС федерального характера, а также определение порядка использования указанных резервов.

Подпунктами «а, ж» пункта 1 статьи 11 ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ, в том числе, принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера.

Согласно пункту 2 статьи 18 ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В целях оказания помощи гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате ЧС, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, Правительством РФ принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате ЧС, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (далее – Постановление ).

Пунктом 1 указанного Постановления признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан РФ, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями. Установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства РФ.

Пунктом 2 Постановления закреплено следующее.

Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м для одиноких граждан, 42 кв.м на семью из 2 человек и по 18 кв.м на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:

- постоянное проживание в утраченном жилом помещении;

- регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

Граждане, получившие государственный жилищный сертификат в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями, утрачивают право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой иного жилого помещения в результате данного события.

ДД.ММ.ГГГГ МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ во исполнение Правительства утвержден «Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов» (далее – Порядок ).В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта РФ, составляются списки пострадавших граждан РФ, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2 Порядка ).

По смыслу вышеприведенных нормативно-правовых актов государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, включенным в соответствующие списки, подготовленные органами местной исполнительной власти субъекта РФ, которые, имя жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате ЧС или стихийного бедствия. При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение государственного жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства на день возникновения ЧС.

В силу пункта 2 «Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N982 сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина РФ на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.

Судом установлено, что Чубатов Е.И. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 26-АЕ , от ДД.ММ.ГГГГ серии 26-АЕ .

Чубатова А.В. является матерью Чубатова Е.И., что подтверждается свидетельством о его рождении серии II-ФЕ .

Домовладение попало в зону наводнения, произошедшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается постановлением администрации Александрийского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт постоянного проживания истца и члена его семьи на момент ЧС в Домовладении подтверждается актом обследования помещений (индивидуальный жилой дом) от ДД.ММ.ГГГГ и домовой книгой на Домовладение , из которой следует, что Чубатова А.В. зарегистрирована в указанном домовладении с ДД.ММ.ГГГГ, Чубатов Е.И. – ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается ответчиком.

Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ в связи с возникновением ЧС федерального характера с ДД.ММ.ГГГГ введен режим функционирования чрезвычайная ситуация для органов управления и сил территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Красноярского, Ставропольского краев, Иркутской области и установлен федеральный уровень реагирования.

Распоряжением губернатора Ставропольского края от 24.05.2017 №344-р введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (пункт 1.1); установлен региональный уровень реагирования сил и средств Ставропольской краевой подсистемы (пункт 1.2).

Постановлением и.о. главы Георгиевского муниципального района Ставропольского края от 25.05.2017 №486 с 14 часов 25.05.2017 на территории Георгиевского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации функционирования Георгиевского районного звена Ставропольской краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Судом установлено, что Домовладение попало в зону наводнения, произошедшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого признано непригодным для проживания, создает угрозу жизни и здоровью граждан, что не оспаривается ответчиками и подтверждается постановлением администрации Александрийского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Из выводов технического заключения по результатам обследования основных несущих конструктивных здания, расположенного по адресу: <адрес>, составленным ООО «Архитектурно-планировочным бюро» от 2017 года следует, что на основании проведенного обследования основных несущих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что жилое помещение пострадало в связи с выпадением значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края. Общее состояние жилого помещения оценивается как непригодное для проживания. Эксплуатация здания создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из экспертно-технического заключения по результатам проведенного технического обследования индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленного в 2019 году ООО «ПГС» следует, что техническое состояние здания оценивается как в «Аварийном состоянии». В конструкциях наблюдаются дефекты не подлежащих восстановлению, дальнейшая эксплуатация здания представляет опасность для жизни людей.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского края, произвела обследование Дома , по результатам которого было вынесено заключение от ДД.ММ.ГГГГ, которым данное жилое помещение признано не пригодным для проживания.

Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2017 №1192-р в 2017 году Правительству Ставропольского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края,

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»,

Законом Ставропольского края от 10.04.2006 №19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной Войны»,

Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 №84-п,

выделены бюджетные ассигнования в виде единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости, поскольку установлен факт их проживания в единственном жилом помещении принадлежащим на праве собственности.

В июне 2017 года истцу и члену его семьи выделены бюджетные ассигнования в виде единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости, поскольку установлен факт их проживания в единственном жилом помещении принадлежащим на праве собственности.

Истец обратился в Администрацию с заявлением о включении их в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, на получение государственных жилищных сертификатов.

Постановлением администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 24.05.2019 №1596 жилые помещения, расположенные на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края, в том числе, по адресу: <адрес> – признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края.

Утвержден реестр жилых помещений, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, с включением в него принадлежащего истцу домовладения.

Постановлением администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 30.05.2019 №1662 утвержден список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, в котором под значится фамилия - Чубатов Е.И., а под значится фамилия его мамы - Чубатова А.В..

Распоряжением Правительства Ставропольского края от 06.06.2019 №213-рп был утвержден сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, в котором под значится принадлежащее истцу домовладение: <адрес>.

14.08.2019г. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края возвратило документы Чубатова Е.И. с приложением пояснения в адрес Главы Георгиевского городского округа Ставропольского края Клетина М.В.

Письмом Правительства Ставропольского края от 22.07.2019г. в адрес МЧС России был направлен комплект документов, обосновывающий выделение 4 государственных жилищных сертификатов гражданам (далее - ГЖС), лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного ливневыми дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края. В список на получение ГЖС вошла семья Чубатова Е.И. Причиной возврата послужил слишком большой срок со дня произошедшей чрезвычайной ситуации и сроком представления документов, не позволяющих установить причинно-следственную связь в результате какого фактора были повреждены жилые помещении.

Из уведомления Управления ЖКХ Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 20.08.2019 года следует, что Министерством ЖКХ Ставропольского края был возвращен комплект документов, обосновывающий выделение государственного жилищного сертификата семье Чубатова Е.И., лишившейся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, по причине слишком большого срока со дня произошедшей чрезвычайной ситуации и сроком представления документов, не позволяющих установить причинно-следственную связь в результате какого фактора были повреждены жилые помещении.

Не соглашаясь с указанным отказом и обращаясь с настоящим иском в суд, истец указывает, что в силу положений гражданского законодательства то обстоятельство, что со дня произошедшей чрезвычайной ситуации и сроком представления документов, пошел слишком большой срок, не позволяющих установить причинно-следственную связь в результате какого фактора были повреждены жилые помещении, не может, по его мнению, влиять на его право на получение государственного жилищного сертификата.

Частью 3 статьи 123 Конституции РФ закреплено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009-2014 годах, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с вышеуказанным Постановлением право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане РФ при одновременном наличии следующих условий:

- постоянного проживания на момент ЧС, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- регистрации на момент ЧС, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.

Таким образом, жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; граждане одновременно должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент ЧС, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

В остальных случаях риск гибели жилого помещения несет его собственник (статья 211 ГК РФ).

Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

Тем не менее, ни одним из приведенных в решении нормативно-правовых актов не предусмотрена возможность отказа в выдаче государственного жилищного сертификата при отсутствии фактически определенной площади утраченного жилья в праве общей долевой собственности.

Свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 26-АЕ , от ДД.ММ.ГГГГ серии 26-АЕ , подтверждается, что истцу принадлежит на праве собственности единственное жилое помещение это Дом , который в результате ЧС признан непригодным для проживания в установленном законом порядке. Иного жилого помещения в собственности у истца и члена его семьи не имеется.

Согласно пункту Порядка для включения в списки пострадавших граждан РФ эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В соответствии с главой 4 Методических рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России ДД.ММ.ГГГГ N2-4-87-24-7, для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда, созданную органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления следующие документы: заявление от гражданина, чье жилье повреждено в результате произошедшей чрезвычайной ситуации; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма); заключение специализированной, проектно-изыскательской организации.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что истец и члены его семьи являются гражданами РФ, были зарегистрированы и постоянно проживали в утраченном жилом помещении, в том числе и на день введения режима ЧС межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне ЧС в Ставропольском крае, это жилое помещение, находящееся в собственности истца, являлось единственно пригодным для его проживания, отказ в признании за истцом права на получение жилищного сертификата, в связи со слишком большого срока со дня произошедшей чрезвычайной ситуации и сроком представления документов, является необоснованным и несоответствующим требованиям вышеуказанных норм закона.

Таким образом требования истца к Администрации, МЧС России о признании Чубатова Е.И. и члена его семьи - матери Чубатовой А.В., пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, являющей чрезвычайной ситуацией федерального характера; признании за ними право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» и обязании администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить Чубатова Е.И. и члена его семьи - мать Чубатову А.В. в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, исходя из расчета общей площади предоставляемого жилого помещения 42 кв.м., являются обоснованными подлежат удовлетворению; выдача истцам в рассматриваемом случае сертификата не противоречит действующему правовому регулированию, в частности нормам Постановления .

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Чубатова Е.И. к администрации Георгиевского городского округа СК, МЧС России о признании права собственности на получение государственного жилищного сертификата – удовлетворить.

Признать Чубатова Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и члена его семьи - матери Чубатову А.В., ДД.ММ.ГГГГ, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, являющей чрезвычайной ситуацией федерального характера.

Признать за Чубатовым Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и членом его семьи - матерью Чубатовой А.В., ДД.ММ.ГГГГ, право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Обязать администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить Чубатова Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и члена его семьи - мать Чубатову А.В., ДД.ММ.ГГГГ в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, исходя из расчета общей площади предоставляемого жилого помещения 42 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.О. Алексеева