Дело № 2-2717/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2013 года г. Златоуст Челябинской области
ФИО5 городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Карповой О. Н.
при секретаре Сунцовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения администрации Златоустовского городского округа об отказе в проведении массового мероприятия,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, уточнив заявленные требования (л.д.3,46), просит признать неправомерным отказ администрации Златоустовского городского округа в разрешении на проведение массового мероприятия № 9639 от 01.11.2013г.
В обоснование заявленных требований указал, что 25.10.2013г. им было подано Главе ЗГО уведомление о проведении шести пикетов: «ФИО3, пора в отставку!», которые были назначены на ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.
В проведении публичных мероприятий было отказано письмом от 28.10.2013г., подписанным заместителем Главы ЗГО ФИО2, со ссылкой на то, что места проведения пикетов не относятся к пикетируемым объектам. Кроме того, в уведомлении отсутствует информация о форме и методах обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка. Отказ в проведении публичного мероприятия заявитель считает незаконным. В уведомлении имеется пункт о том, что общественный порядок и безопасность будут обеспечиваться организаторами акций во взаимодействии с органами полиции.
В судебном заседании заявитель ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебное заседание заинтересованное лицо Глава ЗГО ФИО3 не явился, извещен, направил для участия в деле своего представителя.
Представитель Главы ЗГО ФИО4, действующий на основании доверенности № от 18.10.2012г. (л.д.34-35) с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.45). Отказ в согласовании проведения пикетов считает законным и обоснованным.
Как представитель заинтересованного лица администрации ЗГО ФИО4, действующий на основании доверенности № от 18.10.2012г. (л.д. 36-38), с заявленными требованиями не согласен по тем же основаниям.
Заинтересованное лицо заместитель главы ЗГО по общим вопросам ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен, дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д.64).
Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они извещены надлежащим образом о месте и времени слушания дела, об отложении судебного заседания ходатайств не заявляли, об уважительности причин неявки суду не сообщили,
Заслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 25 октября 2013 года ФИО1 в администрацию ЗГО было подано уведомление на имя Главы ЗГО ФИО3 о проведении серии пикетов: «ФИО3, пора в отставку» (л.д.4). Цель мероприятия – сбор подписей жителей Златоуста за отставку Главы ЗГО ФИО3 Форма мероприятия – пикет.
Место и время проведения пикетов:
ДД.ММ.ГГГГ с 16.00 до 18.00 (вторник) <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ, с 16.00 18.00 (среда) <адрес>»;
ДД.ММ.ГГГГ, с 16.00 до 18.00 (четверг) пешеходная дорожка между остановкой общественного транспорта и домом <адрес>;
ДД.ММ.ГГГГ, с 15.00 до 17.00 (пятница) <адрес>»;
ДД.ММ.ГГГГ, с 13.00 до 15.00 (суббота) <адрес>;
ДД.ММ.ГГГГ с 13.00 до 15.00 (воскресенье) пешеходная дорожка у <адрес>.
Предполагаемое количество участников мероприятия: 3-4 человека.
Общественный порядок и безопасность граждан будет обеспечиваться организаторами акций во взаимодействии с органами полиции. В случае необходимости оказания первой медицинской помощи предусмотрено использование автомобильных медицинских аптечек, а также вызов скорой помощи.
В уведомлении указаны сведения об организаторе пикета с указаниями контактных данных, дата подачи уведомления – 25.10.2013г.
В проведении массового мероприятия ФИО1 отказано письмом администрации ЗГО от 28.10.2013г. № 9431, подписанным заместителем Главы ЗГО по общим вопросам ФИО2 (л.д.5).
Отказ в проведении массового мероприятия мотивирован тем, что указанные в уведомлении мест не относятся к пикетируемым объектам в соответствии с п. 6 ч. 2 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Кроме того, в нарушение пункта 6 части 3 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ в уведомлении отсутствует информация о форме и методах обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка.
Отказ в проведении массовых мероприятий суд полагает незаконным и необоснованным.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Статьей 7 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия при проведении пикетирования группой лиц подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения (ч.1).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч.2).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Законом Челябинской области от 29 июня 2006 г. N 40-ЗО
"О некоторых вопросах правового регулирования проведения
публичного мероприятия на территории Челябинской области предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором или лицом, уполномоченным организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, по форме, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в органы местного самоуправления городского или сельского поселения, городского округа - в случае проведения публичного мероприятия на территории соответствующего муниципального образования (п. 1 ч. 1 ст.2).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны (пункт 1).
В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке (пункт 2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (пункт 3).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 02 апреля 2009 года N 484-О-П, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Оспариваемое решение принято от лица администрации ЗГО уполномоченным лицом - заместителем Главы ЗГО по общим вопросам, который постановлением Главы ЗГО от 01.04.2013 № 114-П (л.д. 14-26) наделен полномочиями курировать вопросы работы с обращениями граждан.
Однако по существу решение является незаконным, поскольку отказ в проведении пикетов в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. мотивирован основаниями, не предусмотренными пунктом 3 статьи 12 Закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Довод администрации ЗГО о том, что предложенные ФИО1 места проведения пикетов не относятся к пикетируемым объектам, основан на неправильном толковании положений Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в том числе определения понятия публичных мероприятий и целей его проведения.
Закон не содержит запрета на проведение пикетов на объектах городской инфраструктуры, к которым относятся улицы, тротуары, если это не нарушает безопасность, общественный порядок.
Предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона, оспариваемое решение не содержит.
Как следует из пояснений заявителя, которые подтверждаются показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7, а также письменными доказательствами, проводимые членами общественного движения «Люди из стали» (членами которого являются истец, а также свидетели) мероприятия в форме пикетов проводились за последние два года в г.Златоусте неоднократно. Как правило, участие в пикете принимают не более 5 человек. Цель пикетов - привлечь общественное внимание к определенной городской проблеме. Для проведения пикета выбираются места с наибольшей проходимостью людей. На краю тротуара, не преграждая движение пешеходов, ставится раскладной столик, на котором раскладывает агитационный материал, вывешиваются флаг г.Златоуста и флаг общественного движения, плакаты, соответствующие теме пикета. В ходе проведения пикета иногда ведется сбор подписей, раздается агитационный материал. В местах, указанных в уведомлении от 25.10.2013г., пикеты проводились по согласованию с администрацией ЗГО неоднократно. Отказов в проведении пикетов в данных местах со стороны администрации не было. Соблюдение общественного порядка обеспечивается организаторами пикета при содействии правоохранительных органов. Процедура осуществления правоохранительными органами контроля за соблюдением общественного порядка при проведении пикетов членами общественного движения также на практике отработана. За несколько дней до проведения пикета организаторам в отделе полиции вручается предупреждение начальника МО МВД РФ «ФИО5» о недопустимости осуществления экстремистской деятельности при проведении массового мероприятия. В последующем сотрудники полиции присутствуют при проведении пикетов. Ни разу фактов нарушения общественного порядка при проведении пикетов членами общественного движения зафиксировано не было.
Как следует из уведомления от 09.11.2012г., разрешения администрации ЗГО на проведение пикетов от ДД.ММ.ГГГГ. № №, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ., разрешения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д. 47-52), уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53,54), предупреждения начальника МО МВД РФ «ФИО5 от 25.09.2013г. (л.д.65), и не оспаривается представителем заинтересованных лиц, проведение пикетов на <адрес>, <адрес>», <адрес>, <адрес> администрацией ЗГО неоднократно согласовывалось, претензий к форме мероприятия у органа местного самоуправления не имелось.
Ссылку администрации ЗГО на то, что в уведомлении о проведении пикетов не указана информация о форме и методах обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, суд также находит не обоснованной, поскольку данные сведения содержатся в уведомлении в соответствующем разделе. В ранее согласованных администрацией уведомлениях сведения об обеспечении общественного порядка и безопасности граждан указаны в том же виде, что и в уведомлении от 25.10.2013 г.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что отказ администрации ЗГО № от 28 октября 2013 года ФИО1 в проведении массовых мероприятий в виде пикетов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. является незаконным и не обоснованным.
Предусмотренный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд с заявлением заявителем соблюден.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей (квитанция л.д.2).
Руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Удовлетворить требования ФИО1.
Признать незаконным отказ администрации Златоустовского городского округа № 9431 от 28 октября 2013 года ФИО1 в проведении массовых мероприятий в виде пикетов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в г.Златоусте Челябинской области.
Взыскать с администрации Златоустовского городского округа в пользу ФИО1 в возмещение расходов на оплату госпошлины 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через ФИО5 городской суд.
Председательствующий О.Н. Карпова
Решение не вступило в законную силу