ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2717/2021 от 27.12.2021 Магасского районного суда (Республика Ингушетия)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 27 декабря 2021 года

Заместитель председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., при помощнике судьи Оздоевой Х.М., с участием представителей истцов ФИО1 и ФИО2, истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7-ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО106-Хана У., ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО108-ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52-ФИО8, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, Аушевой Азы Х., ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85-ФИО8, ФИО86, ФИО87, ФИО52, ФИО88, ФИО89, ФИО90, Х.вой Х. А., ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО107-ФИО8 Османовича, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО33, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104 к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о признании незаконным отказа во включении их в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и обязании включить их в указанный Федеральный регистр,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в суд с указанным иском к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о признании незаконным отказа Минтруда Ингушетии во включении их в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и обязать включить их в указанный регистр.

В обоснование заявленных требований указали, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» их должны были включить в федеральный регистр как ветеранов боевых действий в Афганистане на основании своевременно поданных ими заявлений до ДД.ММ.ГГГГ, которые должны иметься у ответчика.

На их письмо о включении их в федеральный регистр ответчиком письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о невозможности включения их в указанный регистр по причине неподачи ими заявлений до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представители истцов ФИО1 и ФИО2, а также истец ФИО3, поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО4 просил отказать в удовлетворении иска.

Остальные истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Осуществив допрос свидетеля, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ «О ветеранах») ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п. 2).

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ переданы Российской Федерацией в соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 11.1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким органом на территории Республики Ингушетия выступает Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия.

Форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий относящихся к категориям, установленным статьями 14-19 и 21 ФЗ «О ветеранах» установлены Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О форме и порядке предоставления жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий» (далее - Закон Республики Ингушетия ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 Закона Республики Ингушетия право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республики Ингушетия, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, имеют ветераны боевых действий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживающие на территории Республики Ингушетия.

Порядок предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки гражданам для приобретения (строительства) жилья в собственность определяется Правительством Республики Ингушетия (статья 3 Закона Республики Ингушетия ).

Во исполнение статьи 3 Закона Республики Ингушетия порядок предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлен постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что в Министерстве труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 51 ветеран боевых действий в Афганистане, которые встали на учет до ДД.ММ.ГГГГ, среди которых истцы отсутствуют.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Минтруд Ингушетии отказал во включении ветеранов боевых действий в Федеральный регистр в связи с тем, что они не обращались с заявлением о постановке на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Из военных билетов, выданных на имя истцов, а также на имя сыновей истцов ФИО75, ФИО76, ФИО77, и супругов ФИО78, ФИО79, ФИО105, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО52, ФИО88, ФИО89, ФИО90, Х.вой Х.А., ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО96, ФИО100, ФИО103 усматривается, что каждый из них проходил службу на территории Демократической Республики Афганистан в период с 1984 по 1989 года.

Актами проверки жилищных условий истцов подтверждается их проживание в аварийных домах, следовательно, являются жилищно не обустроенными.

В судебном заседании представителем ответчика представлен акт приема-передачи личных дел участников боевых действий в Афганистане от «Совета ветеранов Афганистана» Министерству труда и социального развития РИ, из которого усматривается, что ФИО106, ФИО94, ФИО62, ФИО102, ФИО61, ФИО41, ФИО9, ФИО3, ФИО69, ФИО66, ФИО50, ФИО36, ФИО15, ФИО107, ФИО33, ФИО48, ФИО49, ФИО46, ФИО33, ФИО27, ФИО45, ФИО99, ФИО51, ФИО52, ФИО12, ФИО108, ФИО19, ФИО10, ФИО70 обратились в Совет ветеранов Афганистана с заявлением о постановке на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.

Остальные истцы, согласно данного списка, обратились с указанным заявлением после ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное подтверждается также представленными заверенными копиями учетных дел истцов, в которых имеются соответствующие заявления.

Таким образом, судом установлено, что истцы ФИО106, ФИО94, ФИО62, ФИО102, ФИО61, ФИО41, ФИО9, ФИО3, ФИО69, ФИО66, ФИО50, ФИО36, ФИО15, ФИО107, ФИО33, ФИО48, ФИО49, ФИО46, ФИО33, ФИО27, ФИО45, ФИО99, ФИО51, ФИО52, ФИО12, ФИО108, ФИО19, ФИО10, ФИО70 обратились с заявлением и приложенными документами до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика основывал свои возражения на том, что указанные лица, обратившись до ДД.ММ.ГГГГ, адресовали свои заявления председателю Правления Ингушской региональной организации «Совет ветеранов Афганистана», а не в надлежащий орган Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия.

Суд относится к данной позиции критически в связи со следующими обстоятельствами. То обстоятельство, что истцы, как и более 250 других членов «Совета ветеранов Афганистана» адресовали свои заявления руководителю указанной организации, ошибочно полагая что Совет как координирующая организация собрав со всех заявлений приложит усилия для защиты жилищных прав своих членов является уважительной причиной восстановления судом их права на включение в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Министерство труда и социального развития РИ получив по акту от ДД.ММ.ГГГГ личные дела истцов имело законное основание для принятия решения о постановке их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с внесением в соответствующий федеральный регистр на основании того, что они обратились с соответствующим заявлением до ДД.ММ.ГГГГ.

Касательно остальных истцов, заявления которых указывают на обращение после ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из показаний свидетеля ФИО109, который будучи руководителем общественной организации «Совета ветеранов Афганистана» в период с 2000 по 2010 гг., цель функционирования которой представление и защита интересов лиц, проходивших службу в Демократической <адрес>, осуществлял сбор заявлений с приложенными документами на получение льгот и улучшение жилищных условий и в связи с этим утверждал, что подача комплектов документов осуществлялась всеми истцами неоднократно и до ДД.ММ.ГГГГ. Однако в силу организационной необеспеченности общественной организации специалистом, в чьи обязанности входило вести документооборот, учет и хранение поступающих документов, он неоднократно обращался к истцам с предложениями продублировать заявления с приложенными материалами.

При формулировании указанных выводов суд исходит из того, что в соответствии со ст. 2 Конституции РИ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Формальный подход ответчика к отклонению заявлений поданных по ошибке в общественную организацию является прямым нарушением указанного выше положения Конституции РФ, так как орган исполнительной власти субъекта РФ обязан исходить из необходимости учитывать в первую очередь волеизъявление гражданина на реализацию своих прав на улучшение жилищных условий, при том, что это волеизъявление произведено в надлежащей форме и в надлежащие сроки (до ДД.ММ.ГГГГ).

Что касается довода ответчика о том, что ряд истцов получили выплаты в рамках целевой республиканской программы по оказанию материальной поддержки лицам, проходившим ванную службу в Демократической <адрес>, то суд исходит из того, что исковым требованием является обязание ответчика внести сведения об истцах в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи.

Исходя из положений Закона участие лиц, состоящих в Федеральном регистре в каких-либо программах, проводимых в субъектах РФ, не является препятствием для состояния в нем. Кроме этого, суд отмечает, что в ходе реализации республиканской программы не осуществлялось распределение жилой недвижимости для удовлетворения потребности участников программы по улучшению жилищных условий, а только выплачивались суммы в денежной форме, незначительные по сравнению со стоимостью жилых объектов даже исходя из социальной нормы 18 кв.м. площади на одного человека.

Основываясь на данных выводах, суд считает удовлетворить исковое заявление, обязав ответчика включить истцов в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7-ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО106-Хана У., ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО108-ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52-ФИО8, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, Аушевой Азы Х., ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85-ФИО8, ФИО86, ФИО87, ФИО52, ФИО88, ФИО89, ФИО90, Х.вой Х. А., ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО107-ФИО8 Османовича, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО33, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104 к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о признании незаконным отказа во включении их в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и обязании включить их в указанный Федеральный регистр удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия включить ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7-ФИО8, Евлоева Ису Г., ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО106-Хана У., ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО108-ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52-ФИО8, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, Маматова Ису Б., ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО105, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85-ФИО8, ФИО86, ФИО87, ФИО52, ФИО88, ФИО89, ФИО90, Х.вой Х. А., ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО107-ФИО8 Османовича, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО33, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104 в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Обязать Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия включить ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7-ФИО8, Евлоева Ису Г., ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО106-Хана У., ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО108-ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52-ФИО8, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, Маматова Ису Б., ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО105, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85-ФИО8, ФИО86, ФИО87, ФИО52, ФИО88, ФИО89, ФИО90, Х.вой Х. А., ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО107-ФИО8 Османовича, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО33, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104 в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Копия верна:

Заместитель председателя

Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко

Решение10.01.2022