ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2717/2022 от 23.08.2022 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-2717/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2022 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Федоренко Е.Ю.,

при секретаре Гринченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2717/2022 по иску Батанова Н.И. к Министерству труда и социального развития Ростовской области, МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района города Ростова-на-Дону», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Ростовской области», обязании МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района города Ростова-на-Дону» рассмотреть вопрос о присвоении звания «Ветеран труда», обязании Министерства труда и социального развития Ростовской области и предоставить льготы,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития , МКУ «Управление социальной защиты населения », о признании права на присвоение звания «Ветеран труда », обязании МКУ «Управление социальной защиты населения » рассмотреть вопрос о присвоении звания «Ветеран труда», обязании Министерства труда и социального развития и предоставить льготы, ссылаясь на то, что истец осуществляла трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ года. Свои трудовые обязанности осуществляла добросовестно, в связи с чем, в период трудовой деятельности в Ростовском Облпотребсоюзе была награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». В июне ДД.ММ.ГГГГ года заявитель обратилась в Муниципальное учреждение социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» на основании удостоверения за добросовестный труд в потребительской кооперации России от ДД.ММ.ГГГГ-СП (заверенная подписью председателя Совета Центросоюза РФ) за многолетний труд в потребительской кооперации (20 лет) и в связи со 175-летием потребительской кооперации России и 84-м Международным Днем Кооперации, был выдан значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» (запись в трудовой книжке, 2006 года). Из учреждения ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ о том, что оснований для присвоения звания «Ветеран труда» у заявителя не имеется. В обоснование отказа Муниципальным учреждением социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону указана ссылка на ст.2 Областного закон от 18.09.2006 № 541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветера труда» в Ростовской области».

Министерством труда и социального развития Ростовской области также был дан ответ на обращение от 21.01.2022г. , которым истцу разъяснено, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» Центросоюза России не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда», так как Центросоюз России не входит в структуру федеральных органов государственной власти. Истец имеет необходимый трудовой стаж, однако документами о награждении дающими право на присвоение званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ростовской области», не располагает. В связи с чем присвоить вышеуказанные звания, в соответствии с действующим законодательством, не представляется возможным.

Истец не согласна с указанным решением.

На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истец просит суд признать отказ Министерства труда и социального развития Ростовской области от 21.01.2022г. в присвоении Батанова Н.И. звания «Ветеран труда» - незаконным. Признать за Батанова Н.И. право на присвоение звания «Ветеран труда». Признать отказ МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района города Ростова-на-Дону» от 22.11.2006г. незаконным, обязать МКУ «Управление социальной защиты населения » рассмотреть вопрос о присвоении Батанова Н.И. звания «Ветерана труда». Обязать Министерство труда и социального развития Ростовской области установить Батанова Н.И. льготы, как Ветерану труда, с даты обращения за назначением - 24.12.2021г.

Истец в судебное заседание явилась, поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить, дала пояснения согласно исковому заявлению. Полагает что новые требования, предъявляемые к ведомственным знакам отличия в труде, распространяются на знаки отличия, полученные после вступления в силу изменений в Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», то есть после 01.07.2016г. Для наград и званий, полученных гражданами до 30.06.2016г. в законе предусмотрена сохранная норма, то есть все ведомственные знаки отличия в труде, которые по состоянию на 30.06.2016г. давали право на присвоение звания «Ветеран труда» остаются действительными.

Представитель ответчика Министерство труда и социального развития Ростовской области Антонцев Р.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска, просил суд в иске отказать, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, пояснив, что Министерство труда и социального развития Ростовской области не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку в силу положений Областного закона «О социальной поддержке ветеранов труда» государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним, в том числе по организации приема и оформления документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда» передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов Ростовской области. Истец ошибочно расценивает разъяснения Минтруда области от 21.01.2022г. , данные в пределах компетенции в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ответ на поступившее заявление истца о присвоении звания «Ветеран труда» как отказ в присвоении звания. Между тем у минтруда области такие полномочия отсутствуют.

МКУ «УСЗН Октябрьского района г.Ростова-на-Дону», уполномоченного представителя в судебное заседание не направил, представил письменные возражения, согласно которым просил в иске отказать, исходя из того, что присвоение звания «Ветеран труда» носит заявительный характер. Заявлений от истца в органы социальной защиты населения не поступало.

Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к следующему.

Федеральным законом от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определены категории ветеранов, которым присваивается звание федерального значения с учетом имеющихся у них заслуг.

В силу статьи 7 указанного Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются, в частности, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2 Закона Ростовской области от 18.09.2006 г. N 541-ЗС (ч. 1 ст. 2 Областного закона РО от 18.09.2006 г. N 541-ЗС утратила силу с 01.01.2016 г., Областной закон РО от 23.06.2016г. № 546-ЗС) было определено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Судом установлено, что истец была награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», ей было выдано удостоверение от 24.05.2006г. № 125-СП (л.д.34).

С указанными документами истец обратилась в МКУ «Управление социальной защиты населения » с целью присвоения ей звания «Ветеран труда». Согласно ответу от 22.11.2006г. , оснований для присвоения ей звания «Ветеран труда» не имеется (л.д.31-32).

Истец указала, что после получения отказа больше она с заявлением не обращалась. В настоящее время она является пенсионером и имеет возможность получить удостоверение Ветеран труда».

На ее обращение в Министерство труда и социального развития Ростовской области она получила разъяснение от ДД.ММ.ГГГГ, которое воспринимает как отказ в присвоении звания «Ветеран труда». Из текста ответа следует, что обращение рассмотрено министерством труда и социального развития Ростовской области совместно с МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района города Ростова-на-Дону» в рамках наделенных полномочий (л.д.8-9).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01.07.2016г.) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральным законом от 29.12.2015г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее - Федеральный закон от 29.12.2015г. № 388-ФЗ) в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения, пп. 2 п. 1 ст. 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно пункту 1.1, которым статья 7 Федерального закона «О ветеранах» дополнена с 01.07.2016 г. Федеральным законом от 29.12.2015 г. № 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Кроме этого, Федеральным законом от 29.12.2015г. № 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания «Ветеран труда» в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30.06.2016 г. ведомственными знаками отличия в труде.

Так, ч. 3 ст. 8 названного закона, вступившей в силу с 01.07.2016г., установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016г. награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодательства в Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 18.09.2006 г. № 541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда в Ростовской области», которым установлен порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в Ростовской области.

Частью 1 статьи 2 Закона Ростовской области от 18.09.2006 г. № 541-ЗС (ч. 1 ст. 2 Областного закона РО от 18.09.2006 г. № 541-ЗС утратила силу с 01.01.2016 г., Областной закон РО от 23.06.2016г. № 546-ЗС) было определено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

При этом, в соответствии со ст. 3 Закона Ростовской области от 18.09.2006г. № 541-ЗС в той же редакции (ст. 3 Областного закона РО от 18.09.2006 г. № 541-ЗС утратила силу с 01.01.2016г., Областной закон РО от 23.06.2016 г. № 546-ЗС) при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются: ордена, медали, почетные звания СССР или Российской Федерации, являющиеся государственными наградами (п. 1); Почетная грамота Правительства Российской Федерации, Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма», Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма», иные ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, Почетная грамота Администрации Ростовской области, Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области, а также Почетная грамота Федерации Независимых профсоюзов России при условии, что ею награждены профсоюзные работники, освобожденные от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы.

Документами, подтверждающими наличие условий для присвоения звания «Ветеран труда» для лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Областного закона, являются документы о награждении орденами или медалями, либо о присвоении почетных званий СССР или Российской Федерации, либо о награждении ведомственными знаками отличия в труде и документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (ч. 3 ст. 4 Закона Ростовской области от 18.09.2006 г. № 541-ЗС).

Законом Ростовской области от 23.06.2016г. № 546-ЗС в статью 4 Закона Ростовской области от 18.09.2006г. № 541-ЗС внесен ряд изменений, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 01 июля 2016 г.

Часть 3 статьи 4 Закона Ростовской области от 18.09.2006г. № 541-ЗС изложена в новой редакции, согласно которой документами, подтверждающими наличие условий для присвоения звания «Ветеран труда», для лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 настоящего Областного закона, являются документы о награждении орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо о присвоении почетных званий СССР или Российской Федерации, либо о награждении почетными грамотами или благодарностями Президента Российской Федерации, либо о награждении ведомственными знаками отличия; документы, подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Ростовской области, действовавших на момент возникновения спорных отношений с учетом переходных положений в связи с изменением оснований для присвоения звания «Ветеран труда», следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» требуется соблюдение определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия в труде. При этом право учреждать ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», вправе только федеральные государственные органы власти и государственные корпорации.

Доводы истца о том, что награды Центросоюза Российской Федерации можно считать ведомственными, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», не может быть принят судом ввиду следующего.

Согласно статье 1 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 центральный союз потребительских обществ России (далее также - центральный союз) - добровольное объединение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации, получившее в установленном порядке право на использование в своем наименовании слова «Россия» и созданное для координации деятельности потребительских обществ, союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления интересов потребительских обществ, союзов потребительских обществ в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 союз является некоммерческой организацией и действует на основании устава и учредительного договора.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ОГРН 1027700243438) полное наименование Центросоюза Российской Федерации - Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации.

Организационно-правовая форма Центросоюза Российской Федерации как юридического лица - союз.

Согласно пункту 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Центральный союз потребительских обществ РФ, являясь некоммерческой организацией (общественно-государственная организация), не относится к органам государственной власти РФ или к государственным корпорациям, полномочий по учреждению ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не имеет.

Центросоюз Российской Федерации не входит (Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в структуру федеральных органов исполнительной власти.

В структуре органов государственной власти, определенной в общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления (СООГУ), утвержденном приказом Росстандарта от 26.04.2011г. № 60-ст, Центрального союза потребительских обществ РФ не содержится. Центральному союзу также не делегированы полномочия по принятию решений о награждении, по награждению орденами и медалями, присвоению почетных званий Российской Федерации, либо по награждению за продолжительный труд нагрудными и почетными знаками, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации, Правительства РФ.

Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1, Центросоюз Российской Федерации является некоммерческой организацией, не относится к системе государственных органов Российской Федерации, не обладает государственными полномочиями и не имеет полномочий по утверждению ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Кроме того, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» был вручен истцу 24.05.2006г., что усматривается из удостоверения (л.д.34). Таким образом статус Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации определялся в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не законодательства СССР и РСФСР.

Довод истца о том, что до 2016 года значительному числу бывших работников потребкооперации присвоены звания «Ветеран труда» подлежит отклонению, поскольку в рамках данному дела были изучены документы, относящиеся конкретно к истцу и именно им дается правовая оценка.

Кроме того, обращаясь с исковыми требованиями к Министерству труда и социального развития Ростовской области истец не учла следующее.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерству труда и социального развития Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.10.2011 № 91, Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающим во взаимодействии с другими областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями, другими организациями проведение единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения.

Министерство осуществляет контроль за реализацией мер социальной поддержки, установленных федеральным и областным законодательством, реализацию государственной политики в сфере труда в рамках социального партнерства и государственного управления охраной труда на территории Ростовской области в пределах полномочий (п.2.1.2 Положения)

В соответствии со статьей 21 Областного закона от 22.10.2004 № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» государственные полномочия субъекта Российской Федерации – Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним, в том числе по организации приема и оформления документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда» передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (органам местного самоуправления).

Пунктом 6 статьи 4 Областного закона от 18.09.2006 №t 54I-3C установлено, что орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) проводит проверку представленных документов и не позднее десяти дней со дня их поступления направляет в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения представление о присвоении звания «Ветерам труда».

В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Прием документов граждан для принятия решения о присвоении им звания «Ветеран труда» и выдача гражданам удостоверения ветерана» осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов (пункт 2,1 подраздела 2 раздела II постановления Минтруда области от 27.06.2016 № 20).

Подпунктом 2.1.3 пункта 2,1 раздела 2 указанного административного регламента установлено, что руководитель органа социальной защиты населения: на основании представленных документов принимает решение о направлении или отказе в направлении представления в Министерство труда области, подписывает заявление и заверяет копии документов, указанных в пункте 6.1 подраздела 6 раздела II административного регламента, печатью органа социальной защиты населения.

Меры социальной поддержки ветеранам труда носят заявительный характер, относятся к государственным услугам, которые предоставляются после предоставления гражданами необходимых документов при наличии установленных законодательством условий по каждой государственной услуге в исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов и принятия ими положительного решения.

Исходя из изложенного, с учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Батанова Н.И.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Батанова Н.И. (ИНН ) к Министерству труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104), МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района города Ростова-на-Дону» (ИНН 61650333444, ОГРН 1026103732929), о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Ростовской области», обязании МКУ «Управление социальной защиты населения Октябрьского района города Ростова-на-Дону» рассмотреть вопрос о присвоении звания «Ветеран труда», обязании Министерства труда и социальной защиты Ростовской области и предоставить льготы – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Федоренко

Решение в окончательной форме изготовлено 30 августа 2022 года.