ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-271/18 от 07.12.2018 Селемджинского районного суда (Амурская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2018года пгт.Токур

Селемджинский районный суд Амурской области в составе председательствующего по делу судьи Иванкиной А.Г., при секретаре Прокопенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токаренко Евгения Анатольевича к Администрации Селемджинского района, Амурской области, к Администрации Златоустовского сельсовета, Селемджинского района, Амурской области о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: пгт.Златоустовск, <адрес>, в силу приобретательной давности, а также признания права за Токаренко Евгением Анатольевичем на участие в программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах»

УСТАНОВИЛ:

Истец Токаренко Е.А. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, указывая, что он совместно с матерью ФИО2 с 1973 года проживали по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2 оформила на себя договор приватизации данного жилого помещения. Что подтверждается дубликатом договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Таким образом, регистрация права собственности на мать Токаренко B.C. не требовалась. В дальнейшем нумерация домов изменилась. И их <адрес> стал домом .

ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался по адресу <адрес>, по месту жительства жены.

ДД.ММ.ГГГГ году мать умерла. Фактически он проживал в доме с пятилетнего возраста, несмотря на то, что дом был приватизирован на мать, он все время пользовался данным домом совместно с матерью, как своим собственным. Он осуществлял содержание дома, пока это еще было возможно. Оплачивал услуги за свет.

Учитывая, что дом был ветхим и аварийным, он не смог вступить в права наследования официально, поскольку изготовление технической документации на данный дом было нецелесообразно. Хотя он фактически им владел и пользовался как до смерти матери, так и после всю свою сознательную жизнь добросовестно, открыто и непрерывно в течение пятнадцати лет. Иных претендентов на дом никогда не было.

Дом попал в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013 - 2018 годах».

В настоящее время он проживает по другому адресу, поскольку дом аварийный и в нем отключены свет, вода и отопление.

Отсутствие надлежаще оформленных документов препятствует участию в программе по переселению. Вместе с тем, иного жилья в собственности у него нет.

Фактически он является правопреемником матери -ФИО2, которая владела до него указанным жилым помещением на праве собственности с 1998 года, а проживали с ней они в данной квартире с 1973 года.

Данный факт не опровергает и ответчик - администрация Златоустовского сельсовета.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации способами, в том числе путем признания права.

Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В силу п. 3 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

Иных лиц, оспаривающих его права не имеется.

Он полагает, что имеет законные основания стать собственником указанного объекта недвижимости в силу приобретательной давности, поэтому просит суд признать за ним право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. в силу приобретательной давности, а также признать за ним право на участие в программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013 – 2018 годах».

В судебное заседание истец Токаренко Е.А. не явился, который о времени и месте судебного заседания изведен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, также в судебное заседание не явился представитель ответчика Администрации Селемджинского района, который о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и просил суд рассмотреть данного дело в его отсутствие, также в судебное заседание не явились представитель ответчика Администрации Златоустовского сельсовета и представитель Управления Росреестра по <адрес>, привлеченного для участия по данному гражданскому делу в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, которые о времени и месту судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, поэтому, суд, руководствуясь нормами ст.167 ч.3, ч.5 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих по делу.

Согласно поступивших в письменном виде заявлений, ответчики в лице Администрации Селемджинского района и в лице Администрации Златоустовского сельсовета, признали заявленные исковые требования Токаренко Евгения Анатольевича к Администрации Селемджинского района, Амурской области, к Администрации Златоустовского сельсовета, Селемджинского района, Амурской области о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: пгт.Златоустовск, <адрес>, в силу приобретательной давности, а также признания права за Токаренко Евгением Анатольевичем на участие в программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах».

Согласно определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, в принятии судом признания ответчиками Администрацией Селемджинского района и администрацией Златоустовского сельсовета заявленных исковых требований Токаренко Евгения Анатольевича к Администрации Селемджинского района, Амурской области, к Администрации Златоустовского сельсовета, Селемджинского района, Амурской области о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: пгт.Златоустовск, <адрес>, в силу приобретательной давности, а также признания права за Токаренко Евгением Анатольевичем на участие в программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах» - отказано.

Суд выслушав мнение лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Как разъяснено в пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.

Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела Устава, принятого Решением Златоустовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что муниципальное образование Златоустовский сельсовет наделен статусом сельского поселения законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О преобразовании рабочего поселка (поселка городского типа) Златоустовск в сельский населенный пункт и внесении изменений в закон <адрес> « Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования <адрес> и муниципальных образований в его составе» ( ст.2);

Администрация сельского поселения - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления сельского поселения;

Администрацией сельского поселения руководит глава Златоустовского сельсовета на принципах единоначалия;

Администрация Сельского поселения является юридическим лицом.

В ходе судебного разбирательства дела было установлено, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ФИО2, был заключен договор , согласно условий которого, Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> передал безвозмездно в личную собственность ФИО2, квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 67,2 кв.м., в том числе жилой 48,0 кв.м. по адресу: <адрес>.

В вышеуказанном договоре, члены семьи умершей ФИО2, не указаны.

Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела ответа, поступившего из Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что правообладателем жилого помещения, расположенного, по адресу: <адрес>, является ФИО2ДД.ММ.ГГГГгода рождения.

При этом, из исследованной в ходе судебного разбирательства дела справки, представленной Администрацией Златоустовского сельсовета (л/<адрес>), установлено, что во исполнение Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

« О подготовке адресного хозяйства к Всероссийской переписи населения в 2002году» на территории пгт.Златоустовск было проведено мероприятие по упорядочению адресного хозяйства и его инвентаризации, где в ходе этих мероприятий поменялись номерные знаки домов и квартир на территории поселения, так номер <адрес>, после упорядочения адресного хозяйства в 2002году поменялся на , <адрес>.

Согласно ст.16 ч.1, ч.3 Федерального закона № 185-ФЗ от 21 июля 2007года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», установлено,что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до завершения срока деятельности Фонда;

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, избирая способы защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ и ст. 11 ЖК РФ, однако правовой результат удовлетворения заявленных требований или отказа в таком удовлетворении зависит от того, насколько будут доказаны обстоятельства, на которые ссылается истец, основаны ли его требования на законе и верно ли заявителем избран способ защиты.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В соответствии со ст.19 ЖК РФ, жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с п.1 и п.3 ст.85 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006года утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В пункте 2 Положения, указано, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно п.7 названного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

В ходе судебного разбирательства дела, также было установлено и не оспаривается сторонами, что одноэтажный, двухквартирный жилой дом, 1964года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, был признан аварийным.

Данное обстоятельство подтверждается исследованным в ходе судебного разбирательства дела актом от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно заключения которого, одноэтажный, двухквартирный жилой дом, 1964года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным.

Также в ходе судебного разбирательства дела, было установлено, что одноэтажный, двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу:

<адрес>, включен в реестр аварийных многоквартирных домов, в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах», утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> в 2016-2018годы», Утвержденной Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства дела доказательствами.

Так, согласно Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах», где п.3 предусмотрены основные цели и задачи Программы, согласно которых основными целями Программы являются:

финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома).

Основными задачами Программы являются:

формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда;

привлечение финансовой поддержки за счет средств Фонда;

предоставление жилых помещений переселяемым гражданам;

ликвидация аварийных многоквартирных домов, перечень которых приводится в приложении N 1 к настоящей Программе.

Пунктом 5 данной Программы предусмотрен перечень муниципальных образований, участвующих в Программе, согласно которого, участниками Программы определены муниципальные образования области, выполнившие условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

По результатам анализа готовности муниципальных образований и муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, представленных в министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в Программу включено муниципальное образование <адрес>.

Пунктом 9 данной Программы предусмотрен механизм реализации Программы, согласно которого, в реализации мероприятий Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривается участие органов государственной власти <адрес> и органов местного самоуправления.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в установленном порядке представляет в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства заявки на предоставление финансовой помощи за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию мероприятий Программы.

После заключения договора о долевом финансировании Программы между Фондом и <адрес>ю средства Фонда перечисляются в бюджет <адрес>.

Государственный заказчик Программы - министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> заключает с муниципальными образованиями - участниками Программы соглашения о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований на выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Предоставление средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований - участников Программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством в порядке, установленном <адрес>.

Муниципальные образования - участники Программы заключают муниципальные контракты на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также навыплатулицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании заключенных договоров с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах, обеспечивают их переселение в соответствии с жилищным законодательством, а также обеспечивают ликвидацию аварийного жилищного фонда и представление отчетности о ходе реализации мероприятий Программы в министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с выплатой выкупной цены жилого помещения осуществляется с соблюдением требований статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Пунктом 11 данной программы предусмотрена организация управления Программой и система контроля за ходом ее реализации, согласно которого, общее руководство и контроль за целевым использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>, а также за ходом реализации Программы осуществляет министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в соответствии с его полномочиями, установленными законодательством <адрес>.

Муниципальные образования - участники Программы в порядке и в сроки, установленные Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, представляют информацию и отчетность о ходе реализации настоящей Программы в министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Государственный заказчик Программы информирует <адрес> и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о ходе реализации Программы в сроки, установленные соответственно <адрес> и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно Приложения к данной Программе, в перечень аварийных многоквартирных домов на территории <адрес>, включено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Также согласно Приложения к данной программе, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включено в реестр многоквартирных домов, подлежащих переселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах».

С целью реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах», администрацией Селемджинского района, как соисполнителем, согласно Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> 2016-2018годы»,

Согласно Приложения к данному постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, задачами муниципальной программы являются:

- повышение качества жилищного обеспечения населения, в том числе выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям в зоне Байкало- Амурской магистрали ( БАМ) на территории <адрес>;

- переселение граждан из аварийных многоквартирных домов и муниципальных жилых помещений, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, с учетом развития малоэтажного жилищного строительства.

Из исследованного в судебном заседании реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения к вышеуказанной Программе, установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включено в реестр аварийных многоквартирных домов, в отношении которых планируется получение финансовой поддержки на переселение граждан.

Согласно Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке переселения собственников, нанимателей и иных лиц из жилых помещений, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории <адрес>, где п.2.1 предусмотрено, что переселению из аварийных жилых домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации подлежат граждане, проживающие на условиях социального найма, собственники жилых помещений, а также члены их семей, зарегистрированные по месту жительства в данных жилых помещениях.

При этом суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истца Токаренко Е.А. к <адрес>, к Администрации Златоустовского сельсовета, Селемджинского района, Амурской области о признания права за Токаренко Евгением Анатольевичем на участие в программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах», по следующим основаниям.

Согласно ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При этом со стороны истца Токаренко Е.А. не представлено суду допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиками в лице администрации Златоустовского сельсовета и администрации Селемджинского района, совершены действия, нарушающие права истца Токаренко Е.А. на участие в программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах».

В материалах дела, имеется уведомление, поступившее в адрес истца Токаренко Е.А., со стороны Администрации Селемджинского района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, ответчик в лице администрации <адрес>, уведомил истца о том, что на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежит сносу и что в рамках региональной программы « Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах», истцу Токаренко Е.А. необходимо предоставить правоустанавливающие документы на аварийное жилье.

Данное уведомление свидетельствует о том, что истец Токаренко Е.А. был уведомлен о том, что на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежит сносу и что в рамках региональной программы « Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах», истцу Токаренко Е.А. необходимо предоставить правоустанавливающие документы на аварийное жилье.

При этом данное уведомление не может свидетельствовать о том, что ответчиком в лице администрации Селемджинского района, истцу Токаренко Е.А. было отказано в участии в региональной программе « Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах».

Иных сведений, свидетельствующих о нарушении прав истца Токаренко Е.А. ответчиками администраций Златоустовского сельсовета и администрацией <адрес> на участие в региональной программе « Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах», в материалах дела не имеется.

Судом также не могут быть приняты во внимание доводы истца Токаренко Е.А. о том, что регистрация права собственности его матери ФИО2 B.C. на спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не требовалась, так как в соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости и что государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей, по следующим основаниям.

Согласно ст.33 Федерального закона № 122 от 21 июля 1997года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утратившего силу с 01 января 2017года, настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Не позднее указанного срока органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, обязаны приступить к ведению Единого государственного реестра прав и выдаче информации о зарегистрированных правах.

В силу изложенного, после ДД.ММ.ГГГГ, сделки с недвижимым имуществом подлежали государственной регистрации, поэтому договор , заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», подлежал государственной регистрации.

В установленном законом порядке указанный договор зарегистрирован не был, что подтверждается ответом на запрос суда филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на <адрес> в <адрес> (л.д. 44).

Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела, свидетельства о рождении серии 11-УЗ , выданного ДД.ММ.ГГГГ, Златоустовским поселковым Советом, <адрес>, установлено, что истец Токаренко Евгений Анатольевич родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ произведена актовая запись о рождении за и где матерью ребенка является ФИО2, что свидетельствует о том, что истец Токаренко Е.А. по отношению к ФИО2, доводится ей сыном.

Также в ходе судебного разбирательства дела, установлено, что ФИО2 умерла, что подтверждается исследованным в ходе судебного разбирательства дела свидетельством о смерти серии 1-ОТ , выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделением ЗАГС по <адрес> Управления ЗАГС <адрес>, согласно которого, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ, составлена запись акта о смерти за .

Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется государством.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. ст. 1113, 1114 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина. Днём открытия наследства является день смерти гражданина.

Статьёй 1142 и п. 1 ст. 1146 ГК РФ закреплено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Согласно ст. 1153 ГК РФ, предусмотрены способы принятия наследства, согласно которой, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечении срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.

В силу изложенного, наследником по закону к имуществу умершей ФИО2, является истец Токаренко Е.А., который после смерти наследодателя вправе был обратиться к нотариусу Селемджинского нотариального округа <адрес> с заявлением о принятии наследства и получения свидетельства о праве на наследство

Согласно ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При этом доводы истца Токаренко Е.А. о том, что учитывая, что дом был ветхим и аварийным, поэтому, он не смог вступить в права наследования официально, поскольку изготовление технической документации на данный дом было нецелесообразно, суд находит несостоятельными, ввиду того, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что истец Токаренко Е.А. предпринимал меры, в установленные законом сроки, для принятия наследства, оставшегося после смерти матери, суду не представлено, как не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ему было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, по тем или иным основаниям.

Обстоятельство того, что истец Токаренко Е.А. не предпринял никаких мер в установленные законом сроки, для принятия наследства, оставшегося после смерти матери, умершей в 2010году, подтверждается представленным суду ответом от нотариуса нотариальной палаты <адрес> Селемджинского нотариального округа <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, наследственное дело к имуществу ФИО2ДД.ММ.ГГГГгода рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в Селемджинском нотариальном округе, не заводилось.

Судом также не могут быть приняты во внимание доводы истца Токаренко Е.А. о том, что он совместно с матерью ФИО2 с 1973 года проживали по адресу <адрес>, (после изменения нумерации домов <адрес>, по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом со стороны истца Токаренко Е.А. суду не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что он совместно с матерью ФИО2 с 1973 года проживали по адресу <адрес>, (после изменения нумерации домов <адрес>.

Судом также не могут быть приняты во внимание доводы истца Токаренко Е.А. о том, что он фактически проживал в спорном жилом помещении с пятилетнего возраста, несмотря на то, что дом был приватизирован на мать, он все время пользовался данным домом совместно с матерью, как своим собственным и осуществлял содержание дома, пока это еще было возможно, оплачивал услуги за свет, по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом со стороны истца Токаренко Е.А. суду не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что он фактически проживал в спорном жилом помещении с пятилетнего возраста, несмотря на то, что дом был приватизирован на мать, он все время пользовался данным домом совместно с матерью, как своим собственным и осуществлял содержание дома, пока это еще было возможно, оплачивал услуги за свет.

Кроме того, из исследованной в ходе судебного разбирательства дела карточки регистрации, представленной по запросу суда Миграционным пунктом Отделения полиции по <адрес> МО МВД России «Мазановский»

( л/<адрес>), установлено, что истец Токаренко Е.А. ДД.ММ.ГГГГ прибыл из <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался по адресу <адрес>, каких-либо сведений, свидетельствующих о том, что истец Токаренко Е.А. ранее был зарегистрирован в спорном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> ( до изменения нумерации домов - <адрес>), материалы дела не содержат, что также опровергает доводы истца Токароенко Е.А. о том, что он фактически проживал в спорном жилом помещении с пятилетнего возраста.

Согласно ст. 1153 ч.2 ГК РФ, предусмотрены способы принятия наследства, согласно которых, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец Токаренко Е.А. с момента открытия наследства в 2010году после смерти ФИО2, в установленные законом сроки, не предпринял никаких мер для принятия наследства, оставшегося после смерти матери.

Также истцом Токаренко Е.А. не представлено суду допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что он вступил во владение спорным жилым помещением, либо совершил действия по охране и содержанию данного имущества.

Кроме того, истцом Токаренко Е.А. суду также не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что он в течение пятнадцати лет, добросовестно, открыто и непрерывно владел спорным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, как своим собственным.

В соответствии со ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Как разъяснено в пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.

Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

Судом также не могут быть приняты во внимание доводы истца Токаренко Е.А. о том, что он добросовестно владел спорным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, как своим собственным, ввиду того, что истец Токаренко Е.А. знал об отсутствии у него оснований возникновения права собственности на спорное жилое помещение.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, подтверждённые совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств, исходя из принципа процессуального равноправия сторон, учитывая установленную ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований истца Токаренко Евгения Анатольевича к Администрации Селемджинского района, Амурской области, к Администрации Златоустовского сельсовета, Селемджинского района, Амурской области о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: пгт.Златоустовск, <адрес>, в силу приобретательной давности, а также признания права за Токаренко Евгением Анатольевичем на участие в программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах» - отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых требований Токаренко Евгения Анатольевича к Администрации Селемджинского района, Амурской области, к Администрации Златоустовского сельсовета, Селемджинского района, Амурской области о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: пгт.Златоустовск, <адрес>, в силу приобретательной давности, а также признания права за Токаренко Евгением Анатольевичем на участие в программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2018годах» - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Селемджинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.Г. Иванкина