ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-271/18 от 25.12.2018 Кочевского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-271/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2018 года село Кочево

Кочевский районный суд Пермского края в составе судьи Петровой Л.С.,

при секретаре судебного заседания Шаньшеровой Л.В.,

с участием представителей истца - ФИО1 и ФИО2,

ответчика - представителя Администрации Кочевского муниципального района ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании отказа Администрации Кочевского муниципального района о включении ее в список граждан участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год незаконным и возложении обязанности включить ее в список граждан участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год и выдать сертификат,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края о возложении обязанности по включению в список граждан участников основного мероприятия в 2019 году и выдаче сертификата.

Требования мотивировала тем, что решением Кочевского районного суда Пермского края от 07 августа 2018 года решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района № 35 от 22 ноября 2016 года о снятии ее с учета и исключении из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» признано незаконным. На Администрацию возложена обязанность восстановить ее в списке участников по дате первоначального заявления с 14 июня 2006 года. Решение вступило в законную силу 15 октября 2018 года.

После вступления решения в законную силу ее представитель по доверенности ФИО1 обратился в Администрацию Кочевского муниципального района с заявлением о включении ее в список граждан участников основного мероприятия на 2019 год.

На указанное заявление Администрация 03 декабря 2018 года направила ответ, которым отказалась включить ее в список на 2019 год, мотивировав тем, что решение суда вступило в законную силу после формирования списка участников основного мероприятия (01.07.2018 года), и что она в период с 01 января 2018 года по 01 июля 2018 года не предоставила в Администрацию заявление об участии в основном мероприятии на 2019 год. С данным отказом она не согласна и считает его незаконным.

Сняв ее с учета и исключив из списка участников подпрограммы в 2016 году, Администрация нарушила ее права, что подтверждено решением Кочевского районного суда и апелляционным определением Пермского краевого суда.

Будучи неправомерно исключенной из указанного списка, она не имела возможности в период с 01 января 2018 года по 01 июля 2018 года предоставить в Администрацию заявление об участии в основном мероприятии в 2019 году.

Администрация Кочевского муниципального района, несмотря на вступившее в законную силу решение суда, вновь нарушает ее права отказывая во включении в список на 2019 год.

Кроме того считает, что ее заявление должно было быть рассмотрено на заседании жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района и оформлено в виде решения. Однако Администрация ограничилась опиской.

Просит признать отказ администрации Кочевского муниципального района о включении ее в список граждан участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год незаконным и возложить на Администрацию Кочевского муниципального района обязанность включить ее в список граждан участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год и выдать сертификат.

Представители истца ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в иске.

Ответчик - представитель Администрации Кочевского муниципального района ФИО3 исковые требования не признала и суду пояснила, что на основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 Администрацией Кочевского муниципального района 24.07.2018 года был утвержден список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в 2019 году. Заявлений от ФИО4 в период с 01 января по 01 июля 2018 года в Администрацию Кочевского района не поступало, более того, было подано с нарушением срока, установленного законом - 06.11.2018 года.

Решением комиссии по жилищным вопросам № 35 от 22 ноября 2016 года учетное дело ФИО4 было снято с учета и исключено из списка участников подпрограммы в связи с неправомерным оформлением. Только в июле 2018 года истица воспользовалось своим правом обжалования решения комиссии, и обратилась в суд.

Решением Кочевского районного суда от 07 августа 2018 года требования ФИО4 были удовлетворены и она восстановлена в категории «инвалиды» по дате подачи первоначального заявления. Решение вступило в законную силу 15.10.2018 года, то есть уже после того, как список граждан-участников основного мероприятия был сформирован.

Вместе с тем, уже в начале декабря 2018 года в Администрацию Кочевского муниципального района из Министерства строительства и архитектуры Пермского края поступила выписка из сводного списка получателей государственных жилищных сертификатов в 2019 году, в данном списке истица отсутствует.

Ответчик - представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края ФИО5, действующая по доверенности, на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства и отзыв. (л.д. 68-69)

Из отзыва следует, что требование о выдаче государственного жилищного сертификата именно в 2019 году не подлежит удовлетворению, поскольку ФИО4 обратилась в Администрацию с заявлением о включении ее в список граждан-участников основного мероприятия на 2019 года только 06.11.2018 года в связи с чем не могла быть включена в список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии на 2019 год по Кочевскому муниципальному району.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ), Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (далее - Подпрограмма), Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), и Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879).

В статье 2 Федерального закона № 125-ФЗ определены категории граждан - получателей жилищной субсидии по принципу нуждаемости в социальной защите: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона и пункту 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства таких граждан. Осуществление указанных полномочий законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

В соответствии с Законом Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.

Из положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, следует, что органы местного самоуправления, наделенные данными полномочиями, одновременно с постановкой на учет формируют списки по категориям граждан - получателей жилищной субсидии, ежегодно утверждают их и до 1 февраля направляют заверенные копии списков в органы исполнительной власти субъектов РФ (пункты 17, 19).

В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ на основании указанных списков ежегодно до 15 февраля утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и до 1 марта представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ сведения о количестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом и переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (пункты 24, 27)

Согласно подпункта «з» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Правил, выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, основного мероприятия - гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органе местного самоуправления) на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

На основании пункта 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году.

Спорные правоотношения носят заявительный характер, для реализации своего права и включения в такой список гражданин-участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление об участии в основном мероприятии в планируемом году (в произвольной форме).

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта РФ, отдельно по каждой из категории граждан и представляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, формируются в отношении граждан - участников основного мероприятия, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ.

Согласно п. 25(1) Правил, в целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, на планируемый год органы местного самоуправления на основании заявлений граждан указанной категории о подтверждении участия в основном мероприятии в планируемом году в сроки, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанных гражданах.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 15 июля года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю основного мероприятия сведения о гражданах, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем основного мероприятия.

Кроме того, в соответствии с пунктом 29 Правил орган исполнительной власти субъекта РФ в установленном им порядке формирует и утверждает сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан в пределах предусмотренных средств на предоставление социальных выплат.

Сводный список получателей сертификатов формируется на основании утвержденного сводного списка, сформированного в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, списков граждан, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, предоставленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с пунктом 24 настоящих Правил, а также утвержденных списков граждан, указанных в подпунктах «к» и «л» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в основном мероприятии.

Выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся до соответствующих органов местного самоуправления (пункт 30).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец ФИО4 с 14 июня 2006 года состояла в Администрации Кочевского района на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, в категории «инвалиды» в порядке правопреемства вместо умершего мужа Утробина С.В. (л.д. 38)

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края (протокол № 37) от 22 ноября 2016 года, учетное дело ФИО4 снято с учета и исключено из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в связи с неправомерным переоформлением очередности. (л.д. 53)

ФИО4 с данным решением не согласилась и 12 июля 2018 года обратилась в Кочевский районный суд с иском.

Решением Кочевского районного суда Пермского края от 7 августа 2018 года требования ФИО4 были удовлетворены, на Администрацию муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» возложена обязанность восстановить ФИО4 в списке граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному району в категории «инвалиды», по дате подачи первоначального заявления с 14 июня 2006 года вместо умершего супруга Утробина С.В. (л.д. 6-14)

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Пермского краевого суда от 15 октября 2018 года решение оставлено без изменения. (л.д. 15-19)

31 октября 2018 года решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района, учетное дело № 949 Утробина С.В. восстановлено в категории «инвалиды» по дате подачи первоначального заявления с 14 июня 2006 года, заявителем по делу постановлено считать ФИО4 (л.д. 53)

Представителем ФИО4 - ФИО1 6 ноября 2018 года в Администрацию Кочевского муниципального района было подано заявление о включении ФИО4 в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год. (л.д. 55)

Администрацией Кочевского муниципального района вышеуказанное заявление рассмотрено и дан ответ о невозможности включения ФИО4 в список граждан-участников основного мероприятия, по причине того, что ФИО4 в период с 01 января по 01 июля 2018 года не представляла в Администрацию района заявление об участии в основном мероприятии в 2019 году. (л.д. 20-21)

Как установлено судом Администрация Кочевского муниципального района сформировала список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в 2019 году.

Так согласно постановлению и.о. главы муниципального района № 423-293-01-01 от 24.07.2018 года утвержден список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, в Кочевском районе по состоянию на 1 июля 2018 года в планируемом году. (л.д. 77, 78-80)

В соответствии с пунктом 30 Правил, 05.12.2018 года Министерство строительства и архитектуры Пермского края направило в адрес Администрации Кочевского муниципального района выписку из сводного списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2019 году по Пермскому краю по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». (л.д. 81)

Как установлено судом, около двух лет с момента снятия с учета и исключения из списка истица не обжаловала решение жилищной комиссии (бездействовала), хотя решение получила лично 25 ноября 2016 года.

Решение Кочевского районного суда Пермского края от 07 августа 2018 года, которым восстановлены права ФИО4, как участника подпрограммы, вступило в законную силу 15 октября 2018 года.

31 октября 2018 года истица восстановлена в списке граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному району в категории «инвалиды» по дате первоначального заявления.

С заявлением о включении ее в список граждан-участников основного мероприятия на 2019 года ФИО4 обратилась в Администрацию района только 06.11.2018 года, то есть после того, как список граждан-участников основного мероприятия был сформирован.

Таким образом, мероприятия, связанные с предоставлением сведений о необходимом количестве сертификатов на 2019 год и формирование списка участников подпрограммы окончены еще до вступления решения Кочевского районного суда от 07 августа 2018 года в законную силу.

Следовательно, на момент обращения ФИО4 в суд 11 декабря 2018 года восстановление права в том виде, в котором просит истец, невозможно, а решение суда будет неисполнимо.

Между тем, пропуск срока для участия в подпрограмме в 2019 году, не лишает истца права обратиться с заявлением на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на следующий год.

Ссылка истца на пункт 26 Правил является несостоятельной, поскольку данный пункт регулирует правоотношения в отношении определенных граждан - подвергшихся радиационному воздействию на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненных к ним лиц.

При вышеуказанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании отказа Администрации Кочевского муниципального района о включении ее в список граждан участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год незаконным и возложении обязанности включить ее в список граждан участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год и выдать сертификат, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 26 декабря 2018 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>