Дело № 2-271/2017 Изг. 27.01.2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2017 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Кохановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.И.Н. к Акционерному обществу «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района», Открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 2» о защите прав потребителя,
установил:
Б.И.Н. обратилась с исковыми требованиями к АО «Управдом Кировского района», ОАО «ТГК № 2» о защите прав потребителя. В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что она является собственником жилого помещения- <адрес> Управление многоквартирным жилым домом <адрес> осуществляет АО «Управдом Кировского района». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ненадлежащим образом оказывается услуга по горячему водоснабжению, в квартире истицы плохой напор горячей воды, температура поставляемой горячей воды не соответствует нормативам.
Истица просит обязать ответчиков АО «Управдом Кировского района», ОАО «ТГК № 2» обеспечить подачу горячей воды в первый подъезд дома по адресу <адрес>, в том числе в <адрес>, обязать ответчика АО «Управдом Кировского района» произвести перерасчет платы за пользование коммунальными услугами в квартире по адресу <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату подачи искового заявления, взыскать с отвечтика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., а также штраф.
В судебном заседании истица Б.И.Н. исковые требования уточнила, просила обязать АО «Управдом Кировского района» обеспечить подачу горячей воды в <адрес> путем устройства циркуляционной линии по стояку квартир, по которому расположена <адрес> обязать ответчика выполнить перерасчет платы за горячее водоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с отвечтика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., а также штраф.
Представитель ответчика АО «Управдом Кировского района» по доверенности Ф.В.Н. исковые требования не признала в полном объеме, указывая на то, что причиной ненадлежащего оказания услуги по горячему водоснабжению в первом подъезде <адрес> является отсутствие циркуляции воды в системе горячего водоснабжения. Практически все собственники помещений перового подъезда <адрес> установили водонагреватели, самовольно вмешавшись в систему горячего водоснабжения дома. Водонагреватели отсутствуют только в двух квартирах первого подъезда многоквартирного жилого дома, в том числе в квартире истицы. В связи с поступившими в управляющую организацию жалобами истицы на низкое качество оказания услуги по горячем водоснабжению ответчиком было проведено обследование, в ходе которого было установлено, что для восстановления циркуляции воды в системе горячего водоснабжения требуется либо демонтировать все установленные собственниками помещений первого подъезда дома водонагреватели, либо выполнить работы по устройству новой циркуляционной линии, проходящей по стояку, где расположена <адрес> данного многоквартирного жилого дома. Ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ была составлена смета на выполнение работ по устройству циркуляционной линии, которая была передана председателю совета дома ФИО2 для организации проведения общего собрания собственников помещений по вопросу устройства циркуляционной линии. Выполнить данный вид работ в рамках выполнения текущего ремонта многоквартирного жилого дома не представляется возможным, так как данный вид работ не относится к видам работ по текущему ремонту многоквартирного жилого дома, а представляет собой изменение инженерной системы горячего водоснабжения дома. До настоящего времени общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома решение о заключении договора на выполнение данного вида работ не принято. Таким образом, вины ответчика в ненадлежащем оказании услуги по горячему водоснабжению не имеется. В связи с обращением истицы о ненадлежащем качестве оказания услуги по горячему водоснабжению ответчиком был произведен перерасчет платы за горячее водоснабжение за те периоды, когда данный факт надлежащим образом был зафиксирован путем составления двустороннего акта. В иные периоды заявлений от истицы о составлении двусторонних актов оказания услуг ненадлежащего качества не поступало, данные факты не установлены, в связи с чем оснований для перерасчета не имеется. Заявленный истицей размер компенсации морального вреда является завышенным. Оснований для взыскания штрафа с ответчика не имеется, так как истица с заявлениями о выплате в ее пользу компенсации морального вреда не обращалась.
Представитель ответчика ОАО «ТГК № 2» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено, что Б.И.Н. является собственником жилого помещения- <адрес>. Управление многоквартирным жилым домом <адрес> осуществляет АО «Управдом Кировского района».
Истица указывает на то, что ответчиком ненадлежащим образом оказывается услуга по горячему водоснабжению.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1 пояснила, что она является собственником жилого помещения в <адрес>. В принадлежащем ей жилом помещении на протяжении двух лет плохой напор и низкая температура горячей воды. Она совместно с истицей обращалась к ответчику с жалобами на некачественное оказание услуги по горячему водоснабжению, три или четыре раза выходила комиссия для установления причин низкой температуры воды, но результата от обследований не было. При этом в ДД.ММ.ГГГГ на момент проверки качества оказания услуг напор и температура воды были в норме.
Свидетель ФИО2 пояснил, что он является председателем совета <адрес>, ему известно, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ от жителей первого подъезда дома поступают жалобы на плохой напор и низкую температуру горячей воды. Он обращался по этому поводу в управляющую организацию, участвовал при осмотре помещения теплоузла жилого дома. При проверке обращений жильцов дома было установлено, что причиной плохого напора и низкой температуры горячей воды является то, что большинство собственников помещений первого подъезда установили водонагреватели, в связи с чем циркуляция горячей воды в системе ГВС отсутствует. Ответчик предложил решить проблему путем устройства новой циркуляционной линии, представил смету на выполнение работ на сумму около <данные изъяты> руб., однако он общее собрание по вопросу устройства новой циркуляционной линии проводить не стал, до сведения собственников помещений предложение ответчика не довел, так как подумал, что собственники помещений откажутся затратить денежные средства на выполнение данных работ.
В соответствии с актом проверки системы теплоснабжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен неравномерный разбор ГВС, вследствие которого температура горячей воды в квартире истицы на момент начала осмотра составила <данные изъяты> градуса, после 20 минут слива достигла <данные изъяты> градусов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводы истицы о том, что услуга по горячему водоснабжению оказывается ей ненадлежащим образом, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
В соответствии со ст.307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно ст.4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве работы, услуги исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу пригодную для целей, для которых работа, услуга такого рода обычно используется.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п.п. «б» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей, обеспечивающем соблюдение прав и законных интересов потребителей.
При указанных обстоятельствах суд полагает требования истицы о понуждении ответчика обеспечить подачу горячей воды в <адрес> путем устройства циркуляционной линии по стояку квартир, по которому расположена <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании из пояснений представителя ответчика, свидетеля ФИО2 следует, что данный способ устранения недостатка качества оказания услуги по горячему водоснабжению является более приемлемым для собственников помещений <адрес>, поскольку не потребует предоставления доступа в жилые помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены "Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Положениями Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 (п.п. "в" п. 3). Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования) (п.п. "б" п. 4).
Положениями п. 98 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам. Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период.
Положениями Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба) (п. 105). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п. 106).
Доказательств того, что истица обращалась к ответчику в заявленный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями о составлении актов о некачественном оказании услуг по горячему водоснабжению, суду не представлено. Имеется один акт проверки системы теплопотребления от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксирована низкая температура горячей воды в системе ГВС <адрес>. На основании указанного акта истице в ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет платы за ГВС, что подтверждено пояснениями сторон в судебном заседании.
Таким образом, оснований для понуждения ответчика к перерасчету платы за горячее водоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку перерасчет платы за ДД.ММ.ГГГГ, в тот месяц, когда было зафиксировано ненадлежащее оказание услуги, ответчиком произведен. Доказательств, предусмотренных Правилами предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подтверждающих некачественное оказание услуги по ГВС в иной период, истицей не представлено.
Вместе с тем, поскольку факт ненадлежащего оказания услуг по горячему водоснабжению в ДД.ММ.ГГГГ истицей подтвержден и ответчиком не оспаривается, в пользу истицы подлежит ко взысканию компенсация морального вреда.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков
В соответствии с положениями закона «О защите прав потребителей» и положениями Гражданского Кодекса РФ суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда. Учитывая фактические обстоятельства дела, объем нарушенных прав потребителя, принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд считает, что компенсация морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть определена суммой в <данные изъяты> рублей.
На основании п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В данном случае оснований для взыскания с отвечтика штрафа не имеется, поскольку в досудебном порядке с требованиями о компенсации морального вреда истица в адрес отвечтика не обращалась.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Б.И.Н. к Акционерному обществу «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района», Открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 2» о защите прав потребителя удовлетворить частично.
Обязать Акционерное общество «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» обеспечить подачу горячей воды в <адрес> путем устройства циркуляционной линии по стояку квартир, по которому расположена <адрес>
Взыскать с Акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» в пользу Б.И.Н. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья: В.В.Барышева