ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-271/2018 от 21.02.2018 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-271/2018

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Омск 21 февраля 2018 года

Ленинский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Савчук А.Л.,

при секретаре судебного заседания Морозовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артамонова П.Н. к департаменту имущественных отношений администрации г. Омска о признании права собственности на земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Артамонов П.Н. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что является членом СНТ «Урожай», в его владении находятся земельные участки № Х общей площадью Х кв.м. и № Х общей площадью Х кв.м., расположенные в СНТ «Урожай» в Ленинском АО г. Омска. Распоряжением департамента имущественных отношений администрации г. Омска № Х-р от 23.06.2009 указанные земельные участки предоставлены ему в собственность. В 2017 году провел межевание земельных участков, однако Управлением Росреестра по Омской области в постановке участков на кадастровый учет отказано, поскольку они находятся за пределами СНТ «Урожай». Однако это не соответствует действительности. На той территории, где расположены земельные участки истца, находятся еще несколько участков. Все они отнесены к СНТ «Урожай», некоторые из них уже поставлены на кадастровый учет, на них оформлено право собственности, на данных аллеях сложилась инфраструктура: имеются колодцы, электросети. Земля, на которой располагаются спорные земельные участки, присоединена к СНТ «Урожай» в 1993г., это присоединение никем не оспаривалось. Постановлением первого заместителя главы Администрации г. Омска от 16.03.1995 № Х-п СНТ «Урожай» в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок по фактическому пользованию. При этом само садоводство сформировалось еще в 1988г. Просит признать за ним право собственности на земельные участки № Х общей площадью Х кв.м. и № Х общей площадью Х кв.м., расположенные в СНТ «Урожай» в Ленинском АО г. Омска.

В судебном заседании истец Артамонов П.Н. участия не принимал, извещен надлежащим образом. Его представитель Дорошенко Н.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал. Полагал, что департамент имущественных отношений администрации г. Омска еще в 2009 году как уполномоченный орган распорядился спорными земельными участками, предоставив их в собственность истцу. Границы земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного для нужд Министерства обороны РФ, на местности не определены, в связи с чем доказательств пересечения его границ с границами спорных земельных участков не имеется. При этом в настоящее время они просят признать за истцом лишь декларативное право собственности на земельные участки, его границы и площадь будут уточняться позднее при постановке на кадастровый учет.

Ответчик Департамент имущественных отношений администрации г. Омска при надлежащем извещении представителя в судебное заседание не направил. Ранее в судебном заседании его представитель Емельянова Т.В. исковые требования не признала. В письменном отзыве департамент подтвердил, что распоряжением № Х-р от 23.06.2009 спорные земельные участки предоставлены в собственность истцу, однако указал, что они находятся за границами земельного участка переданного в пользование СНТ «Урожай».

Третье лицо СНТ «Урожай» при надлежащем извещении представителя в судебное заседание не направило, в письменном отзыве против удовлетворения требований не возражало.

ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны РФ), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом. Представило письменный отзыв, в котором против удовлетворения требований возражало.

ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ в лице филиала Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ (далее - Новосибирское лесничество Министерства обороны РФ), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, при надлежащем извещении представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, в котором против удовлетворения требований возражало.

Третье лицо Управление Росреестра по Омской области представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, проверив доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Согласно представленным в материалы дела копиям членских книжек и выписок из протоколов собраний членов товарищества, Артамонов П.Н. является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Урожай», в его пользовании находятся садовые участки № Х общей площадью 652 кв.м. и № Х общей площадью 538 кв.м. (т.1 л.д. 6-7).

Распоряжением департамента имущественных отношений администрации г. Омска № Х-р от 23.06.2009 на основании поданного заявления Артамонову П.Н. в собственность бесплатно предоставлены земельные участки № Х общей площадью Х кв.м. и № Х общей площадью Х кв.м., из состава земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования под садоводство в садоводческом некоммерческом товариществе «Урожай» в Ленинском административном округе города Омска (т. 1 л.д. 8).

Однако после получения данного распоряжения право собственности на указанные земельные участки истцом зарегистрировано не было.

В настоящее время при постановке земельных участков на кадастровый учет возник спор о наличии у Артамонова П.Н. права на получение указанных участков в собственность, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Согласно ч.ч.1,3 ст. 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В силу п. 2 ст. 3.3 названного закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 20 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 функцией департамента в сфере земельных отношений является распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми, в том числе, для ведения дачного хозяйства, садоводства.

Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются документы, в том числе: описание местоположения участка; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

По смыслу приведенной выше правовой нормы, правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в границах СНТ обладает гражданин, являющийся членом такого СНТ, которому земельный участок предоставлен в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Согласно Постановлению первого заместителя главы администрации города Омска № 289-п от 16.03.1995 садоводческому товариществу «Урожай» в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью Х кв.м., фактически занимаемый коллективным садом в Ленинском районе. Кроме того, на территории садоводческого товарищества находятся земли постороннего пользования: земли Гослесфонда (леса) - 13,5 га (л.д. т. 1 л.д.32-33,79-80).

Как видно из приложенного к данному постановлению плана испрашиваемые истцом земельные участки находятся за пределами территории СНТ «Урожай», выделенной до введения в действие Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (т. 1 л.д. 81-84).

В письменном отзыве департамент имущественных отношений администрации города Омска подтвердил, что согласно имеющимся в департаменте материалам спорные земельные участки находятся за пределами границ земельного участка, предоставленного СНТ «Урожай» (т. 1 л.д. 77-78).

При этом доказательств наличия у департамента имущественных отношений администрации города Омска права распоряжения землей в кадастровом квартале Х за пределами территории, предоставленной СНТ «Урожай», в том числе спорными земельными участками, в материалы дела не представлено.

Между тем из отзыва ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны РФ следует, что на учете учреждения состоит земельный участок с кадастровым номером Х, переданный по передаточному акту от ФГУ «Омская КЭЧ» на основании приказа Министерства обороны РФ № 1871 от 17.10.2010. На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны РФ. В кадастровом квартале Х расположен земельный участок с кадастровым номером Х, площадью Х кв.м., который является составной частью земельного участка с кадастровым номером Х Кроме того кадастровый квартал Х частично попадает в границу запретной зоны военного объекта - Новосибирское лесничество Министерства обороны РФ, установленной в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 405 от 05.05.2014 (т. 1 л.д. 86-87, л.д.114-115).

По информации, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, сведения о границах запретной зоны военного объекта - Новосибирское лесничество Министерства обороны РФ внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17.03.2016 в соответствии со сведениями, содержащимися в карте (плане) от 15.12.2015, направленной сопроводительным письмом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, действующим на основании нотариальной доверенности от 26.05.2015 № Х Карта (план) подготовлен на основании постановления Правительства РФ от 05.05.2016 № 405 «Об установлении запретных иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», приказа заместителя Министра обороны РФ «Об установлении запретной зоны военного объекта - Новосибирское лесничество Министерства обороны РФ» от 08.112.2015 № Х выписки из протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015 № Х договора от 20.11.2014 № Х-Р на выполнение землеустроительных работ по установлению границ зон с особыми условиями использования (в том числе охранных зон, зон охраняемых объектов); лицензионного договора о безвозмездной предоставлении неисключительных прав на использование произведения, находящегося в составе материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда» от 23.07.2015 №Х (т. 1 л.д. 117-118).

При этом по сведениям ЕГРН границы земельного участка Х, расположенного на одной аллее садового товарищества со спорными земельными участками, частично определяются в границах запретной зоны.

Доводы представителя истца о том, что на основании решения Ленинского районного суда г. Омска от 30.05.2011 из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о границах земельного участка с кадастровым номером Х, приведенных выше выводов не опровергают и не свидетельствуют о наличии у департамента имущественных отношений администрации города Омска права распоряжения спорными земельными участками.

Отсутствие координат границ земельного участка установленных на местности и зафиксированных в государственном кадастре недвижимости не может служить основанием для органичение права собственности РФ на земельной участок с кадастровым номером Х.

При этом в соответствии с п. 10 ст. 22 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно сведения, предоставленным Новосибирским лесничеством Министерства обороны РФ, территория СНТ «Урожай» расположена на территории Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ. Участки лесов, расположенные в границах лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, были исключены из состава земель лесного фонда РФ в соовтетсвии с постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» и преданы Министерству обороны РФ в целях постоянного использования для нужд обороны, в том числе для размещения, маскировки и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры. Леса на территории Омской области с целью постоянного использования для обеспечения нужд обороны переданы Новосибирскому военному лесничеству КЭУ СибВО, площадью 9 775 га. Отвод испрашиваемой территории осуществлен на основании Решения Ульяновского РИК Х от 11.08.1952, Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № Х и документов первичного землеотвода (Решение исполкома Омского Горсовета от 24.09.1984, акта Главного архитектора г. Омска от 20.12.1984). В результате проведенных мероприятий выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером Х в Х военном городке общей площадью 36 072 110 кв.м., предоставленного для размещения военных объектов (Омская КЭЧ), сформированы из состава земель населенных пунктов и установлены в соответствии с землеустроительным делом Х по установлению на местности проектных границ объекта землеустройства при разграничении государственной собственности на землю по адресу: Х Военный городок в Ленинском АО г. Омска, подготовленным в соответствии с проектом территориального землеустройства, утвержденным распоряжением ТУ Росимущества по Омской области от 27.02.2017 № Хр. В соответствии с картографическими материалами землеустроительного дела территория земельного участка не соответствует территории первоначального землеотвода Новосибирского лесничества, послужившей основанием для формирования территории Новосибирского лесничества в соответствии с материалами лесоустройства. Территория СНТ «Урожай» выведена из территории земельного участка с кадастровым номером Х. В соответствии с картографическими материалами землеустроительного дела Х по установлению на местности проектных границ землеустройства при разграничении государственной собственности на землю по адресу: Х Военный городок в Ленинском АО г. Омска земельные участки с кадастровыми номерами Х расположены на территории земельного участка с кадастровым номером Х В результате непосредственного осмотра границ указанных в иске земельных участков, осуществленного инженером Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ Крыловым С.Н. установлено, что границы земельных участков № Х общей площадью Х кв.м. и № Х общей площадью 538 кв.м. полностью входят в границы Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ, и находятся на достаточно длительном расстоянии от территории земель обороны, не входящих в границы лесничества. Сведений о предоставлении данных участков для целей дачного использования или индивидуального жилищного строительства в учреждении не имеется.

Согласно абз. 1 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» устанавливает, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В силу раздела 2 Приложения 1 к названному постановлению имущество Вооруженных сил РФ относится исключительно к федеральной собственности.

Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996: № 61-ФЗ «Об обороне» земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу ст. 27 Земельного кодекса РФ земли, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, изъяты из оборота, и не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

На основании изложенного, принимая во внимание, что испрашиваемые истцом земельные участки находятся за пределами территории, предоставленной СНТ «Урожай» до введения в действие Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», доказательств наличия у департамента имущественных отношений администрации г. Омска права распоряжения землями, находящимися за границами СНТ «Урожай» суду не представлено, наличие сведений о расположении части испрашиваемых истцом земельных участков на землях федеральной собственности, предоставленных для нужд обороны, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Артамоновым П.Н. требований, поскольку спорные земельные участки не могут быть предоставлены в собственность гражданину.

Доводы представителя истца о том, что иные участки, расположенные на одной аллее со спорными, уже поставлены на кадастровый учет, на них оформлено право собственности, на данных аллеях сложилась инфраструктура, имеются колодцы, электросети, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные обстоятельства в силу закона не могут служить основанием для признания за истцом права собственности на спорное недвижимое имущество.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Артамонова П.Н. к департаменту имущественных отношений администрации г. Омска о признании права собственности на земельные участки № Х общей площадью 652 кв.м. и № Х общей площадью 538 кв.м., расположенные в садоводческом некоммерческом товариществе «Урожай» в Ленинском административном округе г. Омска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.Л. Савчук

Мотивированный текст решения изготовлен 26 февраля 2018 года.