ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-272 от 06.04.2012 Усинского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Усинский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Усинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-272/12г. Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   Усинский городской суд Республики Коми

в составе: председательствующей судьи Зайцева С.Б.   при секретаре Усаниной И.А.

рассмотрев 06 апреля 2012 в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по исковым требованиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми к Региональной автономной некоммерческой организации «Торгово-промышленная палата Республики Коми», Автономной некоммерческой организации «Бюро товарных экспертиз и сертификации при Торгово-промышленной палате Республике Коми» о ликвидации организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Министерство юстиции Российской Федерации по Республике Коми, действующее в соответствии с п. 81 ч. 1 Приказа Минюста РФ от 21.05.2009 № 147 (ред. от 24.01.2011) «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», обратилось в суд с заявлением о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Бюро товарных экспертиз и сертификации при Торгово-промышленной палате Республике Коми» (далее по тексту АНО «БТЭС при ТПП РК»).

В обоснование указывая, что АНО «БТЭС при ТПП РК», в нарушении п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в уполномоченный орган не представляла документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за ДД.ММ.ГГГГ года. Истец просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель ответчика АНО «БТЭС при ТПП РК» - П, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, пояснив о том, что ответчик соответствует требованиям, установленным в п. 3.1. ст. 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», следовательно, у него отсутствует обязанность предоставлять в территориальный орган документы, предусмотренные п. 3 ст. 32 данного Закона. Кроме того, юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушения устранены. Основания принудительной ликвидации, установленные п. 2 ст. 62 ГК РФ, могут быть применены судом с учетом всех обстоятельств каждого дела. Неоднократное неисполнение требование уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства РФ является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, но в силу правовой позиции Конституционного суда РФ выраженной в Постановлении от 18.07.2003 №14-П, само по себе не является основанием для принятия решения о ликвидации. Также, по мнению представителя ответчика, истцом не представлено обоснование, каким образом допущенные организацией формальные нарушения привели к нарушению прав и законных интересов других лиц. Не представлены доказательства наличия в действиях АНО «БТЭС при ТПП РК» грубых нарушений закона или иных правовых актов, повлекших наступление вредных последствий и нарушение прав и законных интересов других лиц, которые позволили бы суду принять решение о ликвидации. Кроме того, представителем ответчика в материалы дела представлены доказательства того, что положения ст. 32 Закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части обязанности предоставлять отчет о своей деятельности не распространяются на АНО «БТЭС при ТПП РК».

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве соответчика Региональной автономной некоммерческой организации «Торгово-промышленная палата Республики Коми», в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрение дела в свое отсутствие. В своем отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требованиях истца по следующим основаниям.

В представленных истцом в качестве обоснования ликвидации АНО «БТЭС при ТПП РК» указано непредставление отчета о расходовании денежных средств, полученных от иностранных организаций. Однако истцом не учтено, что согласно п. 3.1. ст. 32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, а в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составило до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В составе учредителей ответчика нет иностранных граждан и иностранных организаций, лиц без гражданства, а также в указанном периоде ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ года организация не имела поступлений имущества, денежных средств от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Доход, получаемый ответчиком за период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ года, составлял менее трех миллионов рублей. Ответчик уведомил истца об этом до судебного разбирательства. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком направлена информация в адрес истца с приложением подтверждающих документов, что подтверждается квитанцией №. Тем самым ответчик устранил возможные нарушения, ставшие известным ответчику только в ходе судебного процесса по настоящему делу.

Таким образом, ответчик соответствует требованиям, установленным в п. 3.1. ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 года № 7-ФЗ, следовательно, у него отсутствует обязанность представлять в территориальный орган документы, предусмотренные п.3 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (принятый ГД ФС РФ 08.12.1995, в редакции от 18.07.2011) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ создано АНО «БТЭС при ТПП РК»», ДД.ММ.ГГГГ сведения об АНО «БТЭС при ТПП РК» внесены в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером №. Согласно выписки из ЕГРЮЛ № от ДД.ММ.ГГГГ, организационно-правовая форма АНО «БТЭС при ТПП РК» - Автономная некоммерческая организация (л.д. 12-13).

Согласно пунктам 1.1., 1.3, 1.4 статьи 1, пункта 6.3. статьи 6 Устава АНО «БТЭС при ТПП РК», утвержденного Протоколом заседания Правления ТПП РК № от ДД.ММ.ГГГГ, АНО «БТЭС при ТПП РК» (далее Организация) является не имеющей членства автономной некоммерческой организацией, учрежденной в соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Правовое положение Организации, права и обязанности учредителя определяются настоящим Уставом, а в части, не урегулированной им, Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Организация является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. Организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции от 18.07.2011) предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Приказом Министерства юстиции РФ от 21.05.2009 № 147 (ред. от 24.01.2011) «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» установлено, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации. Управление, в рамках координации запрашивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в том числе территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и учреждений), органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностных лиц, а также от политических партий, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций информационные, справочные и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий.

Таким образом, статья 61 ГК РФ позволяет сделать вывод, что принятое решение о ликвидации общества является правом суда, а не обязанностью.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 №14-П отсутствие в п.2 ст. 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, основания принудительной ликвидации, установленные п. 2 ст. 61 ГК РФ, могут быть применены судом с учетом всех обстоятельств каждого дела.

Согласно п. 3 и п. 10 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе средств, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в ред. от 04.05.2010) установлен срок предоставления указанной информации - ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Материалами дела установлено, что за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком не представлялась в установленный срок информация, предусмотренная ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Как следует из представленных Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Коми суду документов, ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) и ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) на юридический адрес АНО «БТЭС при ТПП РК», указанный в ЕГРЮЛ, а ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) на адрес директора АНО «БТЭС при ТПП РК», были направлены предупреждения с предложением в месячный срок с момента получения предупреждения АНО «БТЭС при ТПП РК» устранить допущенные нарушения, предоставив в Управление документы, свидетельствующие об их устранении (л.д. 14,16,18).

Однако, согласно бухгалтерской справке № от ДД.ММ.ГГГГ, в составе учредителей ответчика нет иностранных граждан и иностранных организаций, лиц без гражданства, а также в указанном периоде ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ организация не имела поступлений имущества, денежных средств от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, а также лиц без гражданства (л.д. 59). Доход полученный ответчиком за спорный период, составил менее трех миллионов рублей, что подтверждается бухгалтерской справкой на л.д. 58.

Данные сведения были направлены в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ с приложением подтверждающих документов (л.д. 56, 57).

Таким образом, ответчик соответствует требованиям, установленным в п. 3.1. ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 года № 7-ФЗ, следовательно, у него отсутствует обязанность представлять в территориальный орган документы, предусмотренные п.3 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствие со ст. 56-57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствие с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Истцом не представлены доказательства наличия в действиях АНО «БТЭС при ТПП РК» грубых нарушений закона или иных правовых актов, повлекших наступление вредных последствий и нарушение прав и законных интересов других лиц, которые позволили бы суду принять решение о ликвидации. Кроме того, допущенные АНО «БТЭС при ТПП РК» нарушения в настоящее время полностью устранены.

Таким образом, оценивая в совокупности представленные в материалы дела документы, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации и принимая доводы ответчиков, суд не находит оснований для ликвидации АНО «БТЭС при ТПП РК».

На основании изложенного и, руководствуясь Приказом Министерства юстиции РФ от 21.05.2009 № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в ред. от 04.05.2010), Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (принятый ГД ФС РФ 08.12.1995, в редакции от 18.07.2011), ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований, заявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми к Региональной автономной некоммерческой организации «Торгово-промышленная палата Республики Коми», Автономной некоммерческой организации «Бюро товарных экспертиз и сертификации при Торгово-промышленной палате Республике Коми» о ликвидации организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.

Мотивированное решение составлено 09 апреля 2012 года

Председательствующий - С.Б. Зайцев