РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2016 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ванеева С.У.
при секретаре судебного заседания Белякове С.В.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО, представителей ООО «Эльдорадо» ФИО и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Эльдорадо» о взыскании излишне уплаченных денежных средств, неустойки и компенсации морального вреда -
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточненных исковых требований) к ООО «Эльдорадо» о защите прав потребителя, ссылаясь на то, что договор между истцом и ответчиком в виде 2-х сертификатов ПДС на дополнительное обслуживание приобретенных истцом товаров были заключены ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Закона РФ "О защите прав потребителей". Из представленных истцом копии контрольно-кассового чека и технической документации на приобретенные истцом товары производителем уже был установлен гарантийный срок - 1 год со дня продажи товаров, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого покупатель имел право на незамедлительное безвозмездное устранения недостатков товара, замены товара на товар той же марки продавцом. По мнению истца, указанное в сертификате понятие "консультация по эффективному применению товара в течение всего срока действия сертификата" дублирует собой обязанность продавца предусмотренную ч.1 ст.10 Закона "О защите прав потребителей" по своевременному предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации о товарах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора и эксплуатации, которая согласно ч.2 той же статьи обязательно должна содержать информацию о назначении товара; правила, условия его эффективного и безопасного использования в течение всего периода годности товара или срока его службы, гарантийный срок, гарантийные обязательства, а так же запреты и др. потребительские свойства. Ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре (услуге) и право потребителя в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещение убытков предусмотрена ст. 12 того же Закона. Учитывая, что предусмотренная п.7 ст.5 Закона РФ "О защите прав потребителей" дополнительная обязанность продавца может быть установлена лишь в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечения гарантийного срока, установленного изготовителем (т.е. после ДД.ММ.ГГГГ), поэтому включение в сертификаты дополнительной услуги продавца в виде "консультации по эффективному применению товаров в течение всего срока действия сертификата" (т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по 08.2014 г.) противоречит тому же Закону, поскольку в это дополнительное обязательство продавца не связано с недостатками товаров, а является лишь информационной платной услугой. По мнению истца, путем визуального осмотра без применения технических средств невозможно провести диагностику технически сложного товара. А визуальный осмотр товара - это предпродажная обязанность продавца. Указанные же в пунктах "б, в" сертификатов программы дополнительного сервиса (ПДС) дополнительные обязательства продавца начинают действовать по истечении гарантийного срока, но в пределах срока действия сертификатов. Однако, срок начала действия сертификатов (ДД.ММ.ГГГГ) фактически совпадают с услугами, которые изготовитель или продавец обязаны оказать безвозмездно. Вследствие чего оба сертификата программы дополнительного сервиса заключенные между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. должны быть признаны недействительным.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО поддержал заявленные уточненные требования и просили их удовлетворить.
Ответчик – представители ООО «Эльдорадо» ФИО и ФИО2 в судебном заседании представили письменные возражения, в которых указали о том, что довод истца о том, что ответчиком в текст ПДС включена услуга в виде консультации мастера, якобы аналогичная положению закона ч.2 ст. 10 закона «О защите прав потребителей» основан на неверном толковании ном материального права, а именно: информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: - правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); Информация, предусмотренная пунктом 2 ст. 10, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Иными словами, речь идет о руководстве пользователя, которое продавец обязан передать покупателю вместе с товаром. Консультация же - это совет, даваемый специалистом по какому-либо вопросу. Между тем, законом на продавца не возложена обязанность давать советы покупателям по эффективному применению товаров. Следует отметить, что указанная подробная консультация мастера проводится после заключения договора купли-продажи, а не до него. Закон «О защите прав потребителей» не устанавливает прав потребителя требовать от продавца оказания в период гарантийного срока на товар услуг, перечисленных в пункте «а» программы дополнительного сервиса, их оказание не является обязанностью продавца в силу закона. Таким образом, в этой части программа дополнительного сервиса не ущемляет прав потребителя на получение предусмотренных Законом и гарантией изготовителя услуг и не подменяет гарантийных обязательств продавца в силу закона. При этом заключение в отношении товара договора на оказание услуг, не предусмотренных гарантией изготовителя, не противоречит действующему законодательству. Вопреки доводу истца сам факт отсутствия в законе понятия «диагностика» не является основанием для признания такой услуги незаконной или ущемляющей права потребителя. Кроме того, истец в обоснование указанного довода приводит Правила продажи товаров, утвержденные постановлением Правительства №. Между тем, указанные нормы регулируют предпродажную подготовку товара, тогда как по условиям ПДС диагностика проводится после реализации товара при возникновения неполадок в товаре по истечении гарантийного срока (обнаружении недостатков). Указание истца на наличие в законе понятий ремонт, обмен товара и доставка товара в течение гарантийного срока правового значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку согласно условиям ПДС данные услуги оказываются покупателю по истечение гарантийного срока. Кроме того по мнению ответчика истец обратился в суд с требованием о признании сделки недействительной 03.12.2015г., то есть по истечении срока исковой давности.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд находит, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что в Павлово-Посадский городской суд <адрес> поступило исковое заявление иску ФИО1 к ООО "Эльдорадо" о взыскании суммы 5 048 рублей уплаченной за 2 сертификата на обслуживание по программе дополнительного сервиса (ПДС) телевизора LED Samsung UE 40ES6727 (3D) и духового электрического шкафа BOSCH HBA 23B263 E приобретенных истцом у ответчика ДД.ММ.ГГГГ взыскание неустойки в сумме 5 048 рублей за период просрочки выполнения требований потребителя; процентов в размере 415 руб. 32 коп. на сумму неосновательного обогащения; 3000 руб. в виде компенсации морального вреда и штрафа в размере 6 755 руб. 66 коп., то есть всего на общую сумму 20 266 руб. 98 коп.
В обосновании своих исковых требований истцы пояснили, что договора между истцом и ответчиком в виде 2-х сертификатов ПДС на дополнительное обслуживание приобретенных истцом товаров были заключены ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Закона РФ "О защите прав потребителей", который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных истцом копии контрольно-кассового чека заверенного ответчиком и технической документации на приобретенные истцом товары производителем уже был установлен гарантийный срок - 1 год со дня продажи товаров, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого покупатель имел право на незамедлительное безвозмездное устранения недостатков товара, замены товара на товар той же марки продавцом.
Из текста сертификата программы дополнительного сервиса (ПДС) от 08.12.2012г., следует:
а) консультации по эффективному применению товара в течение всего срока действия сертификата; б) диагностики и ремонта товара по истечении гарантийного срока на товар, но пределах срока действия настоящего сертификата; в) обмена товара по истечении гарантийного срока действия на другой товар в пределах срока действия сертификата. Кроме того в сертификате указан срок начала его действия - 08.12.2012г. и срок его окончания - ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, указанное в сертификате понятие "консультация по эффективному применению товара в течение всего срока действия сертификата" дублирует собой обязанность продавца предусмотренную ч.1 ст.10 Закона "О защите прав потребителей" по своевременному предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации о товарах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора и эксплуатации, которая согласно ч.2 той же статьи обязательно должна содержать информацию о назначении товара; правила, условия его эффективного и безопасного использования в течение всего периода годности товара или срока его службы, гарантийный срок, гарантийные обязательства, а так же запреты и др. потребительские свойства. Ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре (услуге) и право потребителя в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещение убытков предусмотрена ст. 12 того же Закона.
В соответствии с ч.6 ст.5 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст.18 и 29 вышеуказанного Закона (т.е. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, замены товара на товар той же марки и др.).
В соответствии с п.7 ст.5 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что продавец вправе устанавливать на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Продавец так же вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечения гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца и срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем своих прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
В соответствии с ч.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Учитывая, что предусмотренная п.7 ст.5 Закона РФ "О защите прав потребителей" дополнительная обязанность продавца может быть установлена лишь в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечения гарантийного срока, установленного изготовителем (т.е. после 08.12.2013 г.), поэтому включение в сертификаты дополнительной услуги продавца в виде "консультации по эффективному применению товаров в течение всего срока действия сертификата" (т.е. с 08.12.2012 по 08.2014 г.) противоречит тому же Закону, поскольку в это дополнительное обязательство продавца не связано с недостатками товаров, а является лишь информационной платной услугой.
Понятие "Диагностика" в законе о защите прав потребителя отсутствует.
Установлено, что понятие "Диагностика" в сертификате - это проверка товара на предмет наличия в нем недостатков производственного характера. Проверка производится путем внешнего осмотра без применения специальных технических средств.
Путем визуального осмотра без применения технических средств невозможно провести "диагностику" технически сложного товара. А визуальный осмотр товара - это предпродажная обязанность продавца предусмотренная пунктами 47-51 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 19.09.2015 г.) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования", которая включает в себя: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности и качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы), при необходимости сборку изделия и его наладку. В противном случае при обнаружении недостатков в товаре продавец обязан предупредить об этом покупателя, а потребитель, если они не оговорены продавцом, вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены либо безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
Понятия ремонт, обмен товара и доставка крупногабаритного товара продавцом весом более 3-х килограммов (которыми являются приобретенные истцом телевизор и духовой электрошкаф) уже предусмотрены Законом о защите прав потребителя в период гарантийного срока.
Указанные же в пунктах "б, в" сертификатов ПДС дополнительные обязательства продавца начинают действовать по истечении гарантийного срока, но в пределах срока действия сертификатов. Однако, срок начала действия сертификатов (08.12.2012г.) фактически совпадают с услугами, которые изготовитель или продавец обязаны оказать безвозмездно в соответствии со ст.5 и 6 Закона "О защите прав потребителей", значит потребитель намеренно вводится продавцом в заблуждение относительно начала срока действия сертификатов с ДД.ММ.ГГГГ, который совпадает с началом срока гарантии на товары, которая длиться 1 год и заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно оба сертификата ПДС заключенные между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. должны быть признаны недействительным по основаниям ст. 168 ч.1 ГК РФ как нарушающие требования п.7 ст.5 Закона "О защите прав потребителей" в части включения в него дополнительной услуги в виде "консультации по эффективному применению товаров в течение всего срока действия сертификата " и начала срока действия сертификатов с ДД.ММ.ГГГГ, как ущемляющие права потребителя.
В соответствии с ч.1 ст.16 того же Закона "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Дополнительные услуги по сертификату ущемляют права потребителя по сравнению с настоящим Законом, поэтому эти условия недействительны в период гарантийного срока установленного производителем, то есть в течение 1 года после продажи. Однако, обязанность продавца по выполнению взятых на себя сертификатом возмездных услуг распространяются на продавца по истечении установленного на товар срока гарантии, то есть в период с ДД.ММ.ГГГГ и до окончания срока действия договора - т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1 ст.31 Закона "О защите прав потребителей" требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления требований.
Однако, письменный официальный ответ на претензию от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик не предоставил покупателю в 10-дневныйй срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно. До настоящего времени требования потребителя о возврате денежных средств не выполнены продавцом.
В связи с чем за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя о возвратите денежной суммы п.3 ст.31 того же Закона предусмотрена ответственность в виде неустойки за каждый день просрочки в размере 3% от стоимости услуги (т.е. в порядке п.5 ст. 28 того же Закона).
3% от стоимости услуги по ПДС (за 1 год) обслуживанию телевизора составляет: 1699 руб. 50коп. : 100 х 3 = 50,98 руб.
Период просрочки выполнения требований потребителя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 301 день.
Расчет неустойки за этот период: 50,98 руб. х 301 день = 15 344 руб. 98коп.
Однако, размер неустойки, предусмотренной п.5 ст.28 Закона "О защите прав потребителей" не может превышать общей цены заказа (услуги).
Стоимость услуги по ПДС (за 1 год) обслуживанию телевизора составляет 1699 руб. 50коп., соответственно неустойка будет равна сумме 1699 руб. 50коп.
3% от стоимости услуги по ПДС (за 1 год) обслуживанию духового электрошкафа составляет: 824руб. 50коп. : 100x3 = 24,73 руб.
Период просрочки выполнения требований потребителя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 301 день.
Расчет неустойки за этот период: 24,73 руб. х 301 день = 7 445 руб. 23коп.
Однако, размер неустойки, предусмотренной п.5 ст.28 Закона "О защите прав потребителей" не может превышать общей цены заказа (услуги).
Стоимость услуги по ПДС (за 1 год) обслуживанию духового электрошкафа составляет 824руб. 50коп., поэтому неустойка равна сумме 824руб. 50коп.
В связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию излишне уплаченная по сертификату Программы дополнительного сервиса (за 1 год) на обслуживание телевизора LED Samsung UE 40ES6727 (3D) сумма в размере 1699 рублей 50 копеек и неустойка в размере 1699 рублей 50 копеек, а также излишне уплаченная по сертификату Программы дополнительного сервиса (за 1 год) на обслуживание на электрический шкаф BOSCH НВА 23В263 Е сумма в размере 824 рубля 50 копеек и неустойка в размере 824 рубля 50 копеек;
Доводы ответчика о пропуске истцом сроков исковой давности несостоятельны, поскольку потребитель обратился к продавцу с требованием о возврате уплаченных за сертификат денег - ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока действия сертификата, а начало срока исковой давности по обязательствам с определенным сроком исполнения течения срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ч.1 ст. 200 ГПК РФ). Срок окончания исполнения продавцом своих обязательств по сертификатам ПДС указан - ДД.ММ.ГГГГ, а в суд с иском истец обратился - ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в течение установленного ст. 181 ч.2 ГК РФ срока давности продолжительностью 1 год.
В связи с чем исходя из общих положений последствий недействительности сделки (ч.1 ст.167 ГК РФ) недействительная сделка не влечет за собой каких-либо юридических последствий для сторон в сделке, так как недействительна с момента ее совершения, поэтому в силу ч.2 той статьи при недействительности сделки сумма уплаченная истцом подлежит возврату истцу.
С учетом недействительности сертификатов сроком действия 2 года лишь в части срока его действия на период гарантии (1 год), продавец вправе был оставить у себя лишь половину из оплаченной потребителем суммы (т.е. за 1 год после гарантийного обслуживания), а вторую половину обязан был возвратить потребителю как излишне уплаченную.
Доводы истца о взыскания с ответчика неосновательного обогащения в виде процентов в размере 208 рублей 50 копеек несостоятельны, поскольку в соответствии со ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В данном случае признаков неосновательного обогащения со стороны ответчика не усматривается.
В соответствии со ст.15 Закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО пояснил, что компенсацию морального вреда, причиненного истцу неправомерными действиями ответчика, ФИО1 оценивает в 3 000 рублей. Моральные и нравственные страдания истца заключаются в том, что в результате неправомерных действий ответчика она вынуждена нервничать, переживать, тратить свое свободное время на обращения к юристам за помощью, а также в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Согласно п. 3 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" и в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, с ответчика в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового Кодекса РФ должна быть взыскана госпошлина по исковым требованиям имущественного характера при цене иска 5 048 рублей (1699руб. 50коп. + 1699руб. 50коп. + 824руб. 50коп. + 824руб. 50коп. = 5048руб. - имущественные требования + 300руб. – моральный вред) в размере 700руб.,
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать сертификаты заключенные ДД.ММ.ГГГГ между обществом с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" и ФИО1 по программе дополнительного обслуживания телевизора LED Samsung UE 40ES6727 (3D) и духового электрического шкафа BOSCH НВА 23В263 Е недействительными в части сроков начала их действия в период гарантии, установленной на данные товары производителем.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" в пользу ФИО1:
излишне уплаченную по сертификату Программы дополнительного сервиса (за 1 год) на обслуживание телевизора LED Samsung UE 40ES6727 (3D) сумму в размере 1699 рублей 50 копеек и неустойку в размере 1699 рублей 50 копеек;
излишне уплаченную по сертификату Программы дополнительного сервиса (за 1 год) на обслуживание на электрический шкаф BOSCH НВА 23В263 Е сумму в размере 824 рубля 50 копеек и неустойку в размере 824 рубля 50 копеек;
3 000 руб. в виде компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя.
4024 руб. в соответствии с п.6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, в виде штрафа в размере 50 % от присужденной судом суммы в пользу потребителя за неудовлетворение ответчиком в добровольном порядке требований потребителя, то есть всего взыскать 12 072 рубля.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" госпошлину в доход государства в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий С.У.Ванеев