ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2721/2016 от 22.07.2016 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-2721/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2016 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре Выходцевой Ю.В.,

с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителя ответчика военного комиссариата Саратовской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, военному комиссариату Саратовской области о признании ветераном боевых действий, обязании принять заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий,

установил:

ФИО1 (далее по тексту – истец) обратился в суд с указанным иском к Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, военному комиссариату Саратовской области и с учетом уточнений исковых требований окончательно просил признать его ветераном боевых действий по выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Южной Осетии в период с 08.08.2008г. по 22.08.2008г., обязать сотрудников военного комиссариата Саратовской области принять заявление ФИО1 о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

В обоснование вышеуказанных требований истец указал, что 28.12.2015г. он обратился с заявлением по месту постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий. Ответом от 22.01.2016г. за №88 начальника отдела военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова ФИО4 ФИО1 было сообщено о невозможности принять заявление на выдачу удостоверения ветерана боевых действий, поскольку архивными данными не подтвердилось непосредственное участие истца в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Республики Южная Осетия. Истец считает, что отказом отдела военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова были нарушены его права, предоставленные Федеральным законом «О ветеранах». Вместе с тем, указывает истец, факт его нахождения на территории, на которой проходили боевые действия, подтверждается представленными доказательствами, а именно: выпиской из приказа командира войсковой части 37271 №213 от 21.10.2008г., выпиской из приказа командира войсковой части 37271 №236 13.11.2006г., выпиской из приказа командира войсковой части полевая почта 64787 №120 от 21.05.2007г.,., выпиской из приказа командира войсковой части полевая почта 64787 №266 от 13.10.2008г., военным билетом. Согласно указанных документов мл. сержант к/с ФИО1 был направлен в г. Цхинвали для выполнения задач по установлению мира и поддержанию правопорядка. Таким образом, истец считает, что факт его непосредственного участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия подтвержден надлежащими документами, указанными в Порядке, а именно выписками из приказа соответствующего командира. При таких обстоятельствах, истец полагает, что в отношении него допущено нарушение законодательства, а отсутствие удостоверения лишает его прав на социальные льготы и соответствующие выплаты, считает, что он является ветераном боевых действий и имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий. Обязанность по принятию заявления на выдачу удостоверения ветерана боевых действий должна быть возложена на военный комиссариат Саратовской области.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2, уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика военного комиссариата Саратовской области ФИО3 в судебном заседании просил в иске отказать, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.

Ответчик Комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо отдел военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайств об отложении не поступало.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его статье 3.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий является прерогативой федерального законодателя; закрепленный им в Федеральном Законе «О ветеранах» порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись.

Статья 3 названного Федерального закона определяет круг лиц, которые при соблюдении установленных требований вправе рассчитывать на приобретение статуса ветерана боевых действий.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в Приложении к настоящему Федеральному закону (далее по тексту - Перечень). Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

В соответствии с Разделом III данного Перечня к таким действиям относится выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года (абзац введен Федеральным законом от 17.12.2009 N 311-ФЗ).

На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III Перечня, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

Из анализа приведенных выше норм права в их совокупности следует, что законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения двух условий: во-первых, фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; во-вторых, оформления соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий " (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 559, от 25 марта 2013 года N 257), выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

Таким образом, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется исключительно лицам, принимавшим участие в боевых действиях на основании распоряжений специально уполномоченных органов и в соответствии с Перечнем территорий и периодов ведения боевых действий.

Факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых конкретно определяется конкретный состав лиц, и периоды (время) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов.

С 11.08.2012 г. порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ регулируется Приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее по тексту - Приказ МО РФ № 2288). Настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».

Таким образом, правом установления факта участия в боевых действиях гражданина и признания его ветераном боевых действий по линии Министерства обороны РФ в соответствии с действующим законодательством РФ наделено исключительно коллегиально созданная комиссия соответствующего военного округа Министерства обороны РФ.

Для получения удостоверения «Ветеран боевых действий» военнослужащему проходящему военную службу в ВС РФ - через командира войсковой части, а в иных случаях через территориальный военный комиссариат необходимо обратиться с соответствующим заявлением и предоставить все необходимые документы в соответствующую территориальную комиссию военного округа.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с 13.11.2006 г. был принят на военную службу по контракту на срок три года. Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из приказа командира восковой части 37271 (г. Владикавказ) №236 от 13.11.2006г. (л.д. 100, 102).

Согласно выписки из приказа командира войсковой части полевая почта 64787 (г. Цхинвали) №120 от 21.05.2007г. в соответствии с директивой начальника Генерального штаба №312/2/141 от 23.03.1999г. и распоряжением начальника штаба в/ч 47084 №5021/041 от 15.05.2007г. младшего сержанта ФИО1 с 21.05.2007г. полагать прибывшим из войсковой части 37271 г. Владикавказ в зону Грузино-Осетинского конфликта г. Цхинвали для выполнения задач по установлению мира и поддержанию правопорядка, зачислить в списки личного состава части, на все виды обеспечения и засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии один месяц военной службы за три (л.д. 106).

Согласно выписки из приказа командира войсковой части полевая почта 64787 (г. Цхинвали) №266 от 13.10.2008г. младшего сержанта ФИО1 полагать сдавшим дела и должность и убывшим из зоны Грузино-Осетинского конфликта в пункт постоянной дислокации в/ч 37271 г. Владикавказ, для дальнейшего прохождения службы, с 13.10.2008г. исключить из списков личного состава части, всех видов обеспечения и прекратить зачет в выслугу лет на льготных условиях (л.д. 107).

Согласно выписки из приказа командира войсковой части 37271 (г. Владикавказ) №213 от 21.10.2008г. младший сержант ФИО1 прибыл из служебной командировки из г. Цхинвали (л.д. 108).

Согласно выписки из приказа командира войсковой части 37271 (г. Владикавказ) №245 от 05.12.2008г. сержант ФИО1 принял дела и должность (л.д. 109).

Согласно выписки из приказа командира войсковой части 37271 (г. Владикавказ) №77 от 20.04.2009г. сержант ФИО1 уволен с военной службы в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в запас по окончанию срока службы по контракту. С 20.04.2009г. полагать сдавшим дела и должность (л.д. 110).

28.12.2015г. ФИО1 обратился в отдел военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова с заявление о получении удостоверения ветерана боевых действий (л.д. 13).

В ответе начальника отдела военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова от 22.01.2016г. исх. №88 ФИО1 сообщалось, что его заявление от 28.12.2015г. рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и поскольку после получения из филиала Центрального архива МО РФ архивной справки, которая не подтвердила непосредственное участие ФИО1 в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Республики Южная Осетия, принять заявление на выдачу удостоверения ветерана боевых действий отдел не может (л.д. 14).

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО3 отдел военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова руководствуется в своей деятельности Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», который осуществляет порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий Вооруженных Силах Российской Федерации.

Настоящий Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий " (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52 (ч. 11), ст. 5064; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3644).

Выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Военнослужащие уволенные в запас принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей для получения удостоверения обращаются с заявлением в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства).

В соответствии с требованиями Приказа МО РФ к заявлению для оформления удостоверения действующему или состоящему в запасе военнослужащему необходимо подготовить и сдать следующие документы: для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") (далее - раздел III Перечня); для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня.

К обращению прикладываются две фотографии размером 3 х 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач): для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 15.04.2013 N 282).

Ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается: для военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - на непосредственных командиров (начальников); для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся).

Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны: проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, в случае отсутствия у заявителя документов, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.

Между тем, согласно Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

В качестве документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях обратившихся могут быть представлены: выписки из приказов соответствующих командиров, об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из донесений соответствующих командиров об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из журналов боевых действий; записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках; копии командировочных удостоверений; выписки из послужного списка личного дела; копии документов о полученном ранении (контузии, увечье), связанном с непосредственным участием в боевых действиях: реализованный наградной материал; копии справок соответствующих воинских частей и организаций, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях: копии архивных справок.

В соответствии со ст. 24 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач. Должностные обязанности исполняются только в интересах военной службы; содержание и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными НПА РФ, а также соответствующими приказами командиров (начальников).

Статья 25 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает, что военнослужащие могут привлекаться к исполнению специальных обязанностей, наделяясь при этом дополнительными правами (на применение оружия, специальных средств, физической силы, предъявлении требований, обязательных для исполнения, подчинении строго определенным лицам и другими правами) которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Однако, привлечение военнослужащего к участию в боевых действиях в данном случае, производится только на основании издаваемых уполномоченным командованием особых (боевых) приказов (распоряжений) для выполнения боевых задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, военнослужащие фактически привлекаются к участию в боевых действиях.

В отсутствие же данных приказов, которые являются единственным правовым основанием для приобретения особого статуса военнослужащего как непосредственного участника боевых действий, военнослужащими исполняются только общие и должностные обязанности военнослужащих, определенными Уставом внутренней службы ВС РФ, а также Положением о порядке прохождения военной службы, несмотря на то, что воинская часть (подразделение), в которой военнослужащий проходит службу, дислоцируется на постоянной либо временной основе в зоне чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.

Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в Постановлении Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

В соответствии с указанным Постановлением факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых определяется конкретный состав лиц и периоды (время) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов.

Данные приказы являются единственным правовым основанием для приобретения особого статуса военнослужащего как непосредственного участника боевых действий и только на основании издаваемых уполномоченным командованием особых (боевых) приказов (распоряжений) для выполнения боевых задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, военнослужащие фактически привлекаются к участию в боевых действиях.

В соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ устанавливается, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Истцом достаточных и допустимых доказательств в виде документов, подтверждающих факт его непосредственного участия в боевых действиях или в контртеррористических операциях в период служебной командировки в г. Цхинвали с 8 по 22 августа 2008 года суду не представлено, следовательно, доказательства участия ФИО1 в боевых действиях отсутствуют.

Согласно ответу начальника филиала Центрального архива (МО РФ) от 20.05.2016г. за исх. №16/2/5675 следует, что в приказах командира войсковой части 37271 по строевой части за август 2008г. убытие в район боевых действий и прибытие из района боевых действий ФИО1 не отражено. В расчетно-платежных ведомостях на выплату полевых денег военнослужащим войсковой части 37271 за время нахождения в «Цхинвали», в приказах командира войсковой части 37271 «О добавочных выплатах денежного довольствия личному составу, принимавшему участие в операции по принуждении Грузии к миру» за 2008 года ФИО1 не значится. Отдельно документы войсковой части полевая почта 64787 на хранение в филиал Центрального архива МО РФ не поступали. В деле фонда войсковой части 64201 имеются сведения, что условное наименование войсковая часть полевая почта 64787 присваивалась подразделениям войсковой части 64201 на период выполнения миротворческих задач на территории Южной Осетии. В приказах командира войсковой части 64201 по строевой части за август 2008 года убытие в район боевых действий и прибытие из района боевых действий ФИО1 не отражено. В приказах командира войсковой части 64201 «О выплате суточных в иностранной валюте личному составу, участвовавшему в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ проживающих на территории Южной Осетии», расчетно-платежных ведомостях на выплату «суточных» за 2008г. ФИО1 не значится (л.д. 73).

Согласно архивной справке филиала Центрального архива МО РФ от 09.06.2016г. за исх. №16/2/6097 в деле 40570 имеется справка о том, что на базе войсковой части 64201 в 1999 году был сформирован мотострелковый батальон с условным наименованием «войсковая часть полевая почта 64787». Мотострелковый батальон (войсковая часть полевая почта 64787) после сформирования был передан под командование Штаба смешанных сил по поддержанию мира в зоне Грузино-Юго-Осетинского конфликта с непосредственным подчинением Главному штабу сухопутных войск и местом дислокации г. Цхинвали Республика Грузия. Личный состав войсковой части полевая почта 64787 выполнял задачи по поддержанию мира в зоне Грузино-Югоосетинского конфликта в составе смешанных сил. Секретное и несекретное делопроизводство войсковой частью полевая почта 64787 велось самостоятельно. Документы с длительными сроками хранения и подлежащие сдачи в архив, в штаб войсковой части 64201 командованием войсковой части полевая почта 64787 не сдавались. Местонахождение их не известно (л.д. 71,72).

Сам по себе факт нахождения военнослужащего в зоне боевых действий на территории Республики Южная Осетия в период с 08.08.2008г. по 22.08.2008г. в составе миротворческого батальона, направленного для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности в зоне грузино-осетинского конфликта, без его участия в проведении каких-либо боевых операций, еще не означает непосредственного участия истца в боевых действиях, в связи с чем, ФИО1 должен доказать фактическое участие в боевых действиях в рамках рассматриваемого дела, в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона.

Давая оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд полагает, что представленные истцом доказательства не свидетельствуют достоверно и в достаточной степени об участии ФИО1 непосредственно в боевых действиях, поскольку из представленных документов (выписок из приказов командира войсковой части, архивной справки, военного билета) не следует, что истец направлялся в служебную командировку для выполнения какой-либо боевой задачи.

Кроме того, сведений об издании командиром той восковой части в г. Цхинвали, в списки которой должен был быть включен истец, приказов о привлечении ФИО1 к выполнению боевых заданий суду не представлено. Такие приказы в Центральный архив не поступали, кроме того, отсутствуют какие-либо сведения в архиве об оплате денежных средств за участие ФИО1 в боевых действиях.

Следовательно, поскольку истцом не предоставлено достаточных допустимых доказательств его фактического участия в боевых действиях в конкретно указанный период времени с 8 по 22 августа 2008 года, в том числе документов, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях в период нахождения в служебной командировке в Республике Южная Осетия, требования истца о признании его ветераном боевых действий по выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Южной Осетии в период с 08.08.2008г. по 22.08.2008г. удовлетворению не подлежат.

Требования истца об обязании сотрудников военного комиссариата Саратовской области принять заявление ФИО1 о выдаче удостоверения ветерана боевых действий также не подлежат удовлетворению, поскольку содержащийся в материалах дела ответ начальника отдела ВК Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова от 22.01.2016г. был дан на заявление ФИО1 от 28.12.2015г. в рамках Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ, то есть заявление ФИО1 было рассмотрено как обращение и носит рекомендательный характер.

При этом суд учитывает, что истцом не было обжаловано бездействие ответчика выразившиеся в непринятии заявления о выдаче удостоверения ветерана боевых действий и последующего его направления с соответствующими документами в Комиссию Центрального военного округа для рассмотрения и принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче указанного удостоверения.

Кроме того, ФИО1 полагая, что ответ начальника отдела ВК Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова на его заявление от 28.12.2015г. фактически является отказом в принятии указанного заявления, не лишен был возможности признать данный отказ незаконным, однако таких требований истцом также не заявлялось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, военному комиссариату Саратовской области о признании ветераном боевых действий, об обязании принять заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Срок изготовления решения в окончательной форме – 27 июля 2016 года.

Судья М.В. Агишева