Центральный районный суд г. Хабаровска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2722/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 апреля 2011 года г. Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи О.М. Красногоровой, при секретаре А.О. Коваленко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обратилось в суд с указанным заявлением, в обосновании которого указывает, что 16.02.2011 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Причиной вынесения постановления является неисполнение Министерством исполнительного листа по делу № 2-2291/2010, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска, в соответствии с которым на Министерство жилищно-коммунального хозяйства возложена обязанность по предоставлению ФИО2 жилого помещения в пределах г. Хабаровска. Постановление о взыскании исполнительского сбора противоречит законодательству и подлежит отмене. Судебным приставом-исполнителем министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края привлечено в ответственности без наличия виновных действий и в отсутствие доказательств его недобросовестности при исполнении решении суда. В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 г. № 136-пр приобретение жилья осуществляет министерство имущественных отношений Хабаровского края по заявке Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Указанная заявка была направлена 07.09.2010 г. Процедура приобретения жилья является длительной и осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Таким образом, приобретение жилья находится вне контроля министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, при соблюдении им той заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения решения суда. В связи с указанным министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит признать незаконным и недействительным постановление от 16.02.2011 г. о взыскании исполнительского сбора и освободить министерство жилищно-коммунального хозяйства от взыскания исполнительского сбора.
Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в суд не явились, взыскатель и должник сведений об уважительности неявки не представили, ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявили, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю ФИО1 ходатайствовала об отложении разбирательства по делу в связи с необходимостью прохождения аттестации по месту работы.
В соответствии со статьей 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматриваются судом с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействия) которых оспариваются. Однако неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.
Таким образом, положения статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не исключают возможности проведения судебного заседания в отсутствие кого-либо из участников по делу.
Согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины неявки неуважительными.
Рассмотрев ходатайство судебного пристава-исполнителя, суд приходит к выводу о необходимости отказа в его удовлетворении и признании неявки ФИО1 неуважительной. Так, заявляя суду любое ходатайство, лицо, участвующее в деле, обязано его мотивировать, представив доказательства в его обоснование. Между тем, заявляя ходатайство об отложении разбирательства по делу в связи с необходимостью прохождения аттестации, судебным приставом-исполнителем не представлено письменных доказательств, свидетельствующих о фактическом проведении аттестации и необходимости участия ФИО1 в ней. Кроме того, несмотря на то, что министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края оспаривается постановление, вынесенное ФИО1, это не препятствует явке в судебное заседание другого судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска в целях представления объяснений и необходимых доказательств, опровергающих доводы должника.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя.
Изучив материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 20.08.2010 г. судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю ФИО3 в связи с поступлением исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска по гражданскому делу № 2-3391/2010, возбуждено исполнительное производство № 8/1/26285/7/2010 в отношении должника Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в интересах взыскателя ФИО2. Предметом исполнения в рамках указанного исполнительного производства явилось предоставление ФИО2 благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным техническим и санитарным требованиям в г. Хабаровске на состав семьи: один человек, с учетом приходящейся нормы жилой площади – не менее 18 кв.м. за счет средств жилищного фонда Хабаровского края.
16.02.2011 г. судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в связи с неисполнением последним в добровольном порядке решения суда. Указанное постановление поступило в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края 01.03.2011 г. Кроме того, судебным приставом-исполнителем указано, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, ему не представлено.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Основанием для установления судебным приставом-исполнителем указанного денежного взыскания является истечение срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.
В части 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указано, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
То есть, несмотря на нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель обеспечивает должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Как следует из материалов дела на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края судом возложена обязанность по предоставлению ФИО2 благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным техническим и санитарным требованиям в г. Хабаровске на состав семьи: один человек, с учетом приходящейся нормы жилой площади – не менее 18 кв.м. за счет средств жилищного фонда Хабаровского края.
Указанная обязанность обусловлена требованиями Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому жилые помещения указанной категории лиц предоставляются из государственного жилищного фонда, а также требованиями Постановления Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 г. № 96, согласно которому Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма и принятие решений о предоставлении указанных жилых помещений.
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края
от 6 мая 2006г. №69-пр "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" министерство жилищно-коммунального хозяйства осуществляет организацию ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма, а также принятие решений о предоставлении по договорам найма, социального найма и аренды жилых помещений, находящихся в казне края.
Между тем, обязанность по приобретению и оформлению жилых помещений (промежуточные стадии между ведением учета граждан и принятием решений о предоставлении жилых помещений) в обязанность Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не входит.
Функции по приобретению имущества от имени Хабаровского края в установленном порядке в краевую государственную собственность возложены на Министерство имущественных отношений Хабаровского края в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2008г. №100-пр "Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений Хабаровского края".
Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 1 сентября 2006г. №136-пр "О Регламенте взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления
и распоряжения государственным жилищным фондом края" министерство жилищно-коммунального хозяйства края ежегодно не позднее 15 апреля направляет в министерство имущественных отношений края заявку на приобретение в текущем году жилых помещений для предусмотренных федеральным и краевым законодательством категорий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, а Министерство имущественных отношений Хабаровского края как государственный заказчик на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств приобретает непосредственно или через уполномоченных им лиц в собственность края на рынке жилья жилые помещения за счет средств федерального и краевого бюджетов и направляет в министерство жилищно-коммунального хозяйства края сведения о зарегистрированных правах с приложением копий документов, подтверждающих право собственности, для подготовки решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Обязанности Министерства имущественных отношений Хабаровского края по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств обусловлены Федеральным законом от 21 июля 2005г. №94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов.
Порядок приобретения в собственность Хабаровского края жилых помещений урегулирован распоряжением Министерства имущественных отношений города Хабаровска
от 3 марта 2008г. №169 "Об утверждении административного регламента по исполнению
государственной функции по приобретению в собственность
Хабаровского края квартир (жилых помещений)" и включает в себя следующие стадии: получение заявки от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края; регистрация заявки в административно-информационном управлении министерства; направление заявки в Фонд имущества; подготовка проекта Распоряжения Министерства о способе размещения заказа (проведение торгов (конкурс, аукцион)) и его согласование; осуществление поквартального планирования исполнения заявок на приобретение квартир; размещение заказа путем проведения торгов (конкурс) либо аукциона; оплата государственного контракта; снятие обременений.
Как следует из материалов дела еще до поступления в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства постановления о возбуждении исполнительного производства (09.09.2010 г.) в адрес министерства имущественных отношений Хабаровского края (07.09.2010 г.) была направлена дополнительная заявка на приобретение квартир лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включая ФИО2
Из указанного следует, что министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края во исполнение существующих нормативных актов, регламентирующих его деятельность, исполнило возложенные на него функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
При этом судом установлено, что порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из государственного жилищного фонда Хабаровского края, урегулированный федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, представляет собой ряд обязательных для исполнения стадий, прохождение которых требует значительного времени.
Более того, судом усматривается, что предоставление Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края жилых помещений соответствующим категориям граждан, невозможно без участия иных органов исполнительной власти субъекта (в частности Министерства имущественных отношений Хабаровского края), исполняющих основополагающие функции по приобретению и регистрации жилых помещений в случае их отсутствия в казне Хабаровского края.
Тем самым, учитывая своевременность направления министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края дополнительной заявки в Министерство имущественных отношений Хабаровского края для приобретения жилых помещений, отсутствие в собственности Хабаровского края жилых помещений для предоставления ФИО2, длительность процедуры приобретения жилых помещений для удовлетворения государственных нужд, судом не усматривается виновных действий со стороны министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, поскольку указанные обстоятельства носят непреодолимый характер, находятся вне его контроля и зависят, в том числе от наличия в казне Хабаровского края денежных средств, необходимых для приобретения недвижимости, а также количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые также должны быть обеспечены жильем.
В связи с изложенным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю ФИО1 от 16.02.2011 г. о взыскании исполнительского сбора подлежит признанию недействительным, что освобождает должника от исполнения указанных в нем требований, в частности по уплате исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю ФИО1 от 16.02.2011 г. о взыскании исполнительского сбора в сумме 5000 рублей, вынесенного в отношении должника Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, как несоответствующее требованиям Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» путем его отмены.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10-ти дней после вынесения мотивированного решения в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение изготовлено: 12.04.2011 г.
Судья О.М. Красногорова