ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2722/2021 от 03.12.2021 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-2722/2021

УИД 33RS0011-01-2021-005105-43

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ковров 3 декабря 2021 г.

Ковровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Одинцовой Н.В.,

при секретаре Рябовой А.Ю.,

с участием истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО2, представителя ответчика по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному казенному учреждению <адрес> "Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>" о признании незаконным отказа в начислении и выплате ежемесячной денежной компенсации по категории "участник ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> в <дата> году", возложении обязанности начислить и произвести денежные выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к государственному казенному учреждению <адрес> "Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>" (далее по тексту ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>») о признании незаконным отказа от <дата> в начислении и выплате денежной выплаты по категории «участник ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> в <дата> году (ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, на оплату жилищно-коммунальных услуг, ежегодной компенсации на оздоровление) за период с <дата> по <дата>, возложении обязанности начислить и произвести указанные выплаты.

В обоснование указал, что являлся участником ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> в <дата> году. Данный факт подтверждается записью в его военном билете, удостоверением, выданным ему <дата> войсковой частью <№>, удостоверением, выданным <дата><адрес> государственной администрацией на основании решения городского народного суда <адрес><адрес> от <дата>. Проживая в Украине, в связи с этим, он пользовался установленными льготами для такой категории льготников. В <дата> года он переехал из <данные изъяты> на постоянное место жительство в Российскую Федерацию. <дата>, с целью получения социальных выплат и льгот, установленных для участников ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты>, он обратился в ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>" с заявлением о замене имевшегося у него удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты>, выданного в Украине, с приложением всех подтверждающих документов. Однако, <дата> в замене удостоверения ему было отказано. <дата> он повторно обратился в ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>" с аналогичным заявлением, на которое ему также ответили отказом. Решением Ковровского городского суда от <дата> по его заявлению признано незаконным бездействие ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» по рассмотрению заявления от <дата> о замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> на ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» возложена обязанность в установленном порядке повторно рассмотреть заявление от <дата>. Однако, <дата> ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» отказало ему в направлении в Департамент социальной защиты населения <адрес> документов для замены удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты>. Решением Ковровского городского суда от <дата> решение ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» от <дата><№> признано незаконным и на него возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от <дата> о замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты>. Однако, приказом Департамента социальной защиты населения <адрес> от <дата><№> ему вновь было отказано в выдаче удостоверения. Решением Ленинского районного суда <адрес> от <дата> данный приказ Департамента социальной защиты населения <адрес> признан незаконным, на него возложена обязанность выдать (заменить) ему удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> установленного образца. Во исполнение решения суда <дата> ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> в <дата> году, после чего <дата> он обратился в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» с заявлением о назначении ему социальных выплат. Однако, такие выплаты ему назначены лишь с <дата>. При этом, ему отказано в назначении льготных таких выплат за период с даты первоначального обращения с заявлением о замене удостоверения, ссылаясь на то, что в базе льготников он зарегистрирован по категории «участник ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> в <дата> году» с <дата>, так как с соответствующим заявлением обратился <дата>. Указывая на то, что удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> ему не было выдано своевременно по вине ответчика, полагает, что социальные льготы и выплаты ему должны быть предоставлены, начиная с первого числа месяца, следующего за тем, в котором он обратился с заявлением о замене удостоверения, то есть с <дата>, и произведены по <дата>, до назначения выплат с <дата>.

Истец ФИО1, представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась. Ссылаясь на п.4 п.п. 18 Постановления Губернатора администрации <адрес><№> от <дата> «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации», п.3 п.п.6 Постановления Правительства РФ от <дата><№> «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>» указала на то, что предоставление мер социальной поддержки производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления. В базе льготников отдела социальной защиты истец был зарегистрирован с <дата>, так как с заявлением о назначении выплат с выданным удостоверением участника ликвидации последствий аварии на <данные изъяты> обратился <дата> В связи с этим, полагала, что оснований для назначения истцу социальных выплат за предыдущее время не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Департамента социальной защиты населения администрации <адрес> в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без своего участия. В письменном отзыве от <дата> также указал на то, что с заявлением о назначении компенсационных выплат, как участнику ликвидации аварии на <данные изъяты>, ФИО1 обратился в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» <дата>. В связи с этим, с учетом Постановления Правительства РФ от <дата><№> «Об утверждении Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также Правил предоставления гражданам компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие <данные изъяты>», постановления <адрес> от <дата><№> «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям РФ, переданным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации», компенсационные выплаты истцу были назначены с месяца, следующего за месяцем обращения. В связи с тем, что решениями Ковровского городского суда от <дата> и от <дата> признано незаконным бездействие ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес> по рассмотрению заявления ФИО1 о замене удостоверения, а также отказ в направлении документов для замены удостоверения в Департамент социальной защиты населения <адрес>, и на учреждение социальной защиты не возлагалось обязанности по назначению компенсационных выплат, полагал, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1 не имеется.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ неявка надлежащим образом извещенного участника процесса препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие не является.

Суд, выслушав стороны и их представителей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Законом Российской Федерации от <дата><№> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту Закон) установлено право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействии. Радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения, при этом к лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

В соответствии со ст. 15 названного выше Закона гражданам, указанным в п.1 и 2 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в п. 3 и 4 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден Приказом МЧС России <№>, Минтруда России <№>н, Минфина России <№>н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Постановлением Правительства РФ от <дата><№> утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также Правила предоставления гражданам компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы.

Постановлением <адрес> от <дата><№> утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Судом установлено, что ФИО1 является ликвидатором последствий катастрофы на <данные изъяты> в <дата> году, что подтверждается удостоверением серии Р <№>, выданным ему Департаментом социальной зашиты населения администрации <адрес><дата>.

С <дата> ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» на основании поданного <дата> заявления ФИО1 назначены предусмотренные Постановлением Правительства РФ от <дата><№> и Постановлением <адрес> от <дата><№> меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, на оплату жилищно-коммунальных услуг, ежегодной компенсации на оздоровление.

При этом, письмом от <дата> ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» отказало ФИО1 в назначении и выплате указанных выше мер социальной поддержки за предыдущий период с <дата>, ссылаясь на то, что в базе льготников отдела он зарегистрирован по категории «участник ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> в <дата> г.» с <дата>, ранее обращений о назначении вышеуказанных компенсаций от него не было.

Вместе с тем, судом установлено, что в <дата> г. ФИО1 переехал на постоянное место жительства в <данные изъяты> из <данные изъяты>.

<дата> истец обратился в ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>" с заявлением о замене удостоверения участника ликвидации последствий аварии на <данные изъяты> для получения мер социальной поддержки. В подтверждение своего права на получение льгот представил военный билет с соответствующей записью о том, что он принимал участие в ликвидации последствий аварии на <данные изъяты> с <дата> по <дата>; удостоверение, выданное ему <дата> войсковой частью <данные изъяты>; удостоверение, выданное <дата><адрес> государственной администрацией на основании решения городского народного суда <адрес> от <дата>

Письмом от <дата> ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>" в замене удостоверения истцу отказало.

<дата>ФИО4 повторно обратился ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>" с аналогичным заявлением, на которое <дата> вновь получил отказ.

Решением Ковровского городского суда от <дата> признано незаконным бездействие ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» по рассмотрению заявления ФИО1 от <дата> о замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты>, на ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» возложена обязанность в установленном порядке рассмотреть заявление ФИО1

Вместе с тем, <дата> ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» отказало истцу в направлении документов для получения удостоверения в Департамент социальной защиты населения администрации <адрес>.

Указанный отказ решением Ковровского городского суда от <дата> признан незаконным, на ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» возложена обязанность в установленном порядке рассмотреть заявление ФИО1 от <дата> о замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты>

Однако, приказом (решением) Департамента социальной защиты администрации <адрес> от <дата><№>ФИО1 вновь было отказано в выдаче (замене) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты>.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от <дата> приказ (решение) Департамента социальной защиты населения администрации <адрес> об отказе ФИО1 в выдаче (замене) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> от <дата><№> признан незаконным. На Департамент социальной защиты возложена обязанность выдать (заменить) ФИО1 удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> установленного образца.

Таким образом, решениями Ковровского городского суда от <дата> и от <дата>, а также решением <адрес> от <дата> установлено, что начиная с <дата>ФИО1 неоднократно обращался в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения в городу Коврову и <адрес>» с заявлениями о замене (выдаче) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> для получения мер социальной поддержки, однако, в замене (выдаче) удостоверения органами социальной защиты ему было незаконно отказано. По этой причине меры социальной поддержки ему назначены лишь с <дата>.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

С учетом того, что с заявлением о замене (выдаче) удостоверения участника ликвидации аварии на <данные изъяты>ФИО1 первоначально обратился в отдел социальной защиты <дата>, но вследствие незаконного бездействия органов социальной защиты удостоверение соответствующего образца ему было выдано лишь <дата>, суд приходит к выводу, что он вправе претендовать на получение мер социальной поддержки, как участник ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> с даты первоначального обращения, а отказ ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» от <дата> является незаконным.

Поскольку первоначально он обратился в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» <дата>, но в соответствии с п.п.6 п.3 Постановления Правительства РФ от <дата><№> «Об утверждении Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также Правил предоставления гражданам компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие <данные изъяты>», а также п.п. 18 п.4 Постановления Губернатора администрации <адрес><№> от <дата> «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате Жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям РФ, переданных органам исполнительной власти субъектов РФ» предоставлении компенсации производится, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной денежной компенсации на жилищно-коммунальные услуги, ежегодной компенсации на оздоровление ФИО1, как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в <дата> году, подлежат назначению и выплате, начиная с <дата>, и должны быть выплачены по <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения <адрес> "Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>" от <дата> в назначении и выплате ФИО1 мер социальной поддержки, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в <дата> году, с даты первоначального обращения.

Обязать Государственное казенное учреждение <адрес> "Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>" начислить и выплатить ФИО1 по категории "участник ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> в <дата> году» ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежемесячную денежную компенсацию на жилищно-коммунальные услуги, ежегодную компенсацию на оздоровление за период с <дата> по <дата>.

Взыскать в пользу ФИО1 с Государственного казенного учреждения <адрес> "Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца после составления решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Одинцова

Справка: резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 03.12.2021, мотивированное решение составлено 10.12.2021.