ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2723/18 от 17.12.2018 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2-2723/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Безверхой А.В., при секретаре судебного заседания Слипак А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 17 декабря 2018 года гражданское дело по заявлению администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обратилась в Омский районный суд Омской области с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. В обосновании своих требований заявитель указал, что 20.07.2017 администрацией Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области была осуществлена постановка на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – внутрипоселковая дорога, кадастровый номер , протяженностью 331 м, инвентарный номер , местоположение: <адрес>. С момента постановки на учет указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества прошло более одного года. Содержание указанной дороги фактически осуществляет администрация Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладатель на указанную дорогу отсутствует. На основании изложенного, заявитель просит признать за ним право собственности на бесхозяйный объект недвижимости: сооружение – внутрипоселковая дорога с кадастровым номером , инвентарный , протяженностью 331 м, местоположение: <адрес>.

В судебном заседании представитель заявителя администрации Омского сельского поселения Альтергот И.А., действующая на основании доверенности, участия не принимала, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, заявленные требования поддержала.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Омского муниципального района Омской области Вождаева Е.А, действующая на основании доверенности, участия не принимала, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором также пояснила, что внутрипоселковая дорога в реестре муниципального имущества Омского муниципального района Омской области не значится. Разрешение вопроса по существу оставила на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Омской области – Огнева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежаще, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором пояснила, что объект в Едином банке данных объектов собственности Омской области не значится, поэтому рассматриваемое дело не затрагивает интересы Омской области.

Представители заинтересованных лиц – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще, возражений по существу заявленных требований не представлено.

Руководствуясь положениями ст. 167, 292 Гражданского процессуального кодекс суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель просит признать право муниципальной собственности на данный объект недвижимости.

Пунктом первым статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту третьему статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В судебном заседании установлено, что объект недвижимого имущества – сооружение – внутрипоселковая дорога с кадастровым номером , инвентарным номером , протяженностью 331 м, местоположение: <адрес>, на основании заявления представителя администрации Омского сельского поселения от 19.07.2017, зарегистрирован как бесхозяйный объект недвижимого имущества, не имеющего собственника или собственник которого не известен, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.11.2018, а также материалами реестрового дела объекта.

По информации, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 28.11.2018, объект недвижимого имущества - внутрипоселковая дорога с кадастровым номером , протяженностью 331 м, местоположение: <адрес>, в реестре федерального имущества Омской области не значится.

Из информации, представленной Министерством имущественных отношений Омской области от 05.12.2018, в Едином банке данных объектов собственности <адрес> отсутствует информация об объекте недвижимого имущества – внутрипоселковая дорога с кадастровым номером , протяженностью 331 м, местоположение: <адрес>.

По информации предоставленной администрацией Омского муниципального района Омской области от 29.11.2018, объект недвижимого имущества – внутрипоселковая дорога общего пользования с кадастровым номером протяженностью 331 м, местоположение: <адрес>, в реестре муниципального имущества Омского муниципального района Омской области не значится.

По информации, представленной БУ ОО «Омский центр кадастровой оценки и технической документации»» от 26.11.2018, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, а также зарегистрированных обременений объекта недвижимости – внутрипоселковая дорога общего пользования с инвентарным номером протяженностью 331 м, местоположение: <адрес>.

Порядок принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимости с 01.01.2017 регламентирован Приказом Министерства экономического развития России от 10 декабря 2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пункту 12 Порядка Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если: из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю; в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение; собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

Указанные обстоятельства установлены регистрирующим органом не были и 20.07.2017 объект недвижимости - внутрипоселковая дорога общего пользования с кадастровым номером , протяженностью 331 м, местоположение: <адрес>, принят на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Объект недвижимого имущества - внутрипоселковая дорога общего пользования с кадастровым номером , протяженностью 331 м, местоположение: <адрес>, находится на территории Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 года № 1786-ОЗ).

В соответствии со статьей 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника, и она принята на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что недвижимая вещь не имеет собственника и она принята на учёт в установленном порядке.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать право муниципальной собственности Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на объект недвижимого имущества - внутрипоселковая дорога с кадастровым номером инвентарный , протяженностью 331 м, местоположение: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Безверхая

Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2018 года.