ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2725 от 05.08.2011 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2725/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 августа 2011 года г. Хабаровск

Центральный районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи О.М. Красногоровой, при секретаре А.О. Коваленко, также с участием представителя прокурора А.Е. Фалетровой, представителя ответчика Т.И. Сажко по доверенности от 27.12.2010 г., представителей соответчика: А.П. Шулятицкого по доверенности от 20.04.2011 г. и Г.В. Кобзарь по доверенности от 14.01.2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска об обязывании устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности в виде ремонта пожарных гидрантов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что на основании задания прокуратуры Хабаровского края проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности при содержании пожарных гидрантов, расположенных на территории ЗАО «Хабаровское предприятие «Электрооптторг». В ходе проверки установлено, что в нарушение законодательства о пожарной безопасности 6-ти пожарных гидрантов, расположенных на территории ЗАО «Электрооптторг», находятся в неисправном состоянии.

Согласно пунктам 2, 3 Постановления администрации города Хабаровска от 09.08.2000 г. № 2364 «Об упорядочивании содержания источников наружного противопожарного водоснабжения в городском округе «Город Хабаровск» в щелях улучшения содержания источников наружного противопожарного водоснабжения в городском округе «Город Хабаровск», а также повышения эффективности тушения пожаров и предупреждения гибели людей при пожарах, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на основании Устава городского округа «Город Хабаровск» администрация города постановляет: рекомендовать организациям независимо от организационно-правовой формы, имеющим на балансе пожарные гидранты в границах городского округа «Город Хабаровск», содержать их в технически исправном, пригодном для эксплуатации в состоянии, согласно приложению № 2, приложению № 3 к настоящему Установлению.

Согласно информации, полученной от КГУП «Хабкрайинвентаризация» от 26.01.2011 г., пожарный гидрант является конструктивным элементом в сооружении - водопроводной сети. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» пожарный гидрант не является объектом регистрации прав собственности, форма технического и кадастрового паспорта на гидрант не предусмотрена.

Таким образом, бездействие администрации г. Хабаровска, выразившееся в не принятии мер к содержанию пожарных гидрантов технически исправном, пригодном для эксплуатации состоянии, ставит под угрозу жизнь, здоровье и сохранность имущества лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории, а так же лиц, посещающих указанную территорию ЗАО «Электрооптторг», круг которых установить не представляется возможных.

В связи с указанным прокурор Железнодорожного района г. Хабаровска просит суд обязать администрацию г. Хабаровска устранить нарушения п. 89 Правил пожарной безопасности, а именно произвести ремонт 6-ти неисправных пожарных гидрантов, расположенных на территории ЗАО «Электрооптторг» по адресу:  «а», в соответствии с требованиями ст.ст.126, 127 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Определением суда от 24.03.2011 г. в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ЗАО «Электрооптторг».

В судебном заседании прокурор требования иска поддержала, суду пояснила изложенное в заявлении, на его удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика с требованиями прокурора не согласилась в полном объеме, расценила их в качестве необоснованных и не подлежащих удовлетворению, суду заявила, что спорные правоотношения регламентируются Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии со ст. 5 Регламента, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Статья 6 Регламента определяет, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 Регламента.

Статья 19 Закона определяет полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Этих полномочий четыре.

Первым полномочием органов местного самоуправления является создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

Вторым полномочием органов местного самоуправления для городских населенных пунктов является включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Третьим полномочием органов местного самоуправления для городских населенных пунктов является оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

Четвертым полномочием органов местного самоуправления для городских населенных пунктов является установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Пункт 11 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении ППБ01-03» определяет, что в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления, в переделах своей компетенции, применительно к данному спору, реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Таким образом, органы местного самоуправления реализую меры пожарной безопасности в подведомственных организациях (ЗАО «Электрооптоторг» не является организацией, подведомственной администрации города Хабаровска); органы местного самоуправления содержат в исправном состоянии средства обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, причем наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами должны обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, строения, сооружения, находящихся в муниципальной собственности.

Представители соответчика, ЗАО «Электрооптоторг», с требованиями прокурора не согласились в полном объеме, расценили их в качестве необоснованных и не подлежащих удовлетворению, суду пояснили, что пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

При подготовке декларации пожарной безопасности ЗАО «Электрооптоторг» производился расчет пожарного риска. Согласно Расчету по оценке пожарного риска, произведенного ООО «Информационно-консультативным центром «Дальпожэкспертиза», пожарный риск в помещениях склада составил 0,9604 х 10, что менее нормативно установленного показателя 10, и соответствует требованиям ст. 79 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Кроме этого, на предприятии смонтирована система автоматической пожарной сигнализации в административно бытовом здании литер В, здании склад гараж литер Д, здание АБК склада «Лимекс» литер А1. Имеется договор со специализированной организацией на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Объект обеспечен первичными средствами пожаротушения огнетушителями. Огнетушители проходят регулярную проверку. Приказом руководителя предприятия назначен ответственный за обеспечение пожарной безопасности, который отвечает за своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Во всех помещениях на видных местах вывешены таблички с указанием номеров телефона вызова пожарной охраны, определены и оборудованы места для курения, определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня. В здании разработаны и на видных местах вывешены планы эвакуации людей в случае пожара, руководящий персонал прошел специальное обучение по программе пожарно-технического минимума.

Наряду с этим при строительстве производственной базы проектно-сметной документацией было предусмотрено строительство системы противопожарного водопровода. Система противопожарного водопровода включала в себя два подземных резервуара емкостью 700 куб. метров каждый, насосную станцию, замкнутый водопровод с установленными на нем пожарными гидрантами. При возникновении пожара включенные насосы должны забирать воду из подземных резервуаров и подавать ее в кольцевую сеть системы противопожарного водопровода и непосредственно к гидрантам. Фактически эта система была построена и опробована, но государственной комиссии предъявлена не была, так как на момент приватизации на 1993 год объект - цех резки кабеля, в проектно-сметной документации которого и была предусмотрена насосная и резервуары для воды, являлся объектом незавершенного строительства.

В последствии, на основании Постановления Главы Администрации г. Хабаровска № 4864 от 13.12.1995 г., право собственности АО «Электрооптторг» на само здание цеха резки кабеля (оно было переименовано в склад литер Д) было зарегистрировано, а на здание насосной и резервуары для воды никаких документов оформлено не было. Более того, здание насосной и резервуары для воды были построены вне территории производственной базы АО «Электрооптторг», и на балансе ЗАО «Электрооптторг» в настоящее время не числятся.

Таким образом, система противопожарного водопровода с расположенными на ней гидрантами находится на территории ЗАО «Электрооптторг» и содержится в исправном состоянии. Здание насосной и резервуары для воды находятся вне территории ЗАО «Электрооптторг», не состоят на балансе предприятия и, следовательно, у ЗАО «Электрооптторг» нет на них прав и обязанности содержать их в надлежащем порядке.

В районе, где расположена производственная база ЗАО «Электрооптторг», нет городского водопровода, и водоснабжение производится от водопровода ОАО «РЖД», а его технические характеристики не позволяют обеспечивать водой систему водопровода пожарных гидрантов, хотя для технических нужд предприятия поставляемой воды достаточно. Финансовых возможностей для прокладки городского водопровода на территорию предприятия у ЗАО «Электрооптторг» нет.

На основании вышеизложенного считают, что ЗАО «Электрооптторг» со своей стороны предпринимает все необходимые меры по обеспечению пожарной безопасности на территории производственной базы. Обязанности же обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования и обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения на ЗАО «Электрооптторг» действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Выслушав прокурора, представителей ответчика и соответчика, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 9 Устава городского округа «Город Хабаровск» определено, что к вопросам местного значения города Хабаровска относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Хабаровска.

Из материалов дела усматривается, что в прокуратуру Хабаровского края поступила информация от 31.08.2010 г. № 7077-5-35, представленная Главным управлением МЧС России по Хабаровскому краю, согласно которой при проверке наружного противопожарного водоснабжения г. Хабаровска было установлено, что 6 пожарных гидрантов, расположенных на территории ЗАО «Электрооптторг», находятся в неисправном состоянии, а именно – отключены. Данная информация послужила поводом к обращению прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска в суд.

Судом установлено, что данная система наружного противопожарного водопровода представляет собой единое и неразрывное сооружение, включающее два подземных резервуара, насосную станцию, замкнутый водопровод с установленными на нем пожарными гидрантами. При возникновении пожара включенные насосы должны забирать воду из подземных резервуаров и подавать ее в кольцевую сеть системы противопожарного водопровода и непосредственно к гидрантам. В ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт тому, что шесть пожарных гидрантов находятся на территории ЗАО «Электрооптторг». Согласно кадастровому паспорту сооружения от 13.04.2011 г. общая протяженность хозпитьевого, противопожарного и АТП водопровода, расположенного по адресу:  «а», составляет 1589,46 п.м. Из сведений, представленных Управлением Росреестра по Хабаровскому краю от 05.07.2011 г., в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на объекты недвижимости: насосная АПТ в блоке с насосной II-го подъема и трансформаторная подстанция, Лит. Т не зарегистрированы. По сообщению Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска от 10.05.2011 г. здание насосной станции и резервуары, расположенные рядом с территорией по  «а», в реестре муниципального имущества не значатся, в муниципальной учетной системе отсутствуют сведения об оформленных правах на земельный участок в целом под здание насосной станции и резервуары, государственная собственность на данный земельный участок не разграничена. Таким образом, суд приходит к выводу, что насосная АПТ в блоке с насосной II-го подъема и трансформаторная подстанция, питающие пожарные гидранты, находятся за пределами земельного участка, принадлежащего ЗАО «Электрооптторг».

Указанная выше ситуация произошла из-за следующего. Согласно приказу Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края № 207 от 23.05.1994 г. при преобразовании Хабаровского государственного предприятия по оптовой торговле электротехнической продукцией «Электрооптторг» в акционерное общество открытого типа «Электрооптторг» был утвержден план приватизации данного государственного предприятия. До реорганизации на балансе предприятия имелся незавершенный строительством объект - цех резки кабеля, в проектно-сметной документации которого и была предусмотрена насосная и резервуары для воды. В последствии, на основании Постановления Главы Администрации г. Хабаровска № 4864 от 13.12.1995 г., право собственности АО «Электрооптторг» на само здание цеха резки кабеля (оно было переименовано в склад литер Д) было зарегистрировано, а на здание насосной и резервуары – нет. На балансе ЗАО «Электрооптторг» насосная АПТ в блоке с насосной II-го подъема и трансформаторная подстанция в настоящее время не числятся.

Пунктом 8.6 ГОСТа 8220-85 «Гидранты пожарные подземные», утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 02.09.1985 г. № 2831, предусмотрено, что техническое обслуживание гидрантов включает проверку:

- исправности люка и крышки водопроводного колодца, крышек и резьбы ниппеля, верхнего квадрата штанги и корпуса гидранта;

- наличия воды в корпусе гидранта и в колодце;

- герметичности клапана;

- работы гидранта с установкой пожарной колонки и определения пропускной способности (расхода воды) гидранта;

- легкости открывания и закрывания клапана.

Поскольку у суда возникла необходимость в выяснении причин неисправности шести пожарных гидрантов, находящихся на территории ЗАО «Электрооптторг», комиссией в составе работников ЗАО «Электрооптторг» и 3 ПЧ ГУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» была организована и проведена их проверка. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, на территории ЗАО «Электрооптторг» по  «а», расположен кольцевой противопожарный водопровод из стальных труб Д-159 мм, на котором расположено пять пожарных гидрантов, установленных в железобетонных подземных колодцах по периметру существующего здания склада «Лимекс». На момент проверки колодцы, в которых установлены пожарные гидранты, обозначены на местности указательными знаками, пожарные гидранты находятся в полной комплектации и установлены на существующем водопроводе. Работоспособность пожарных гидрантов проверить не представляется возможным вследствие отсутствия воды в противопожарном водопроводе с соответствующим давлением и расходом. Источником воды для противопожарного кольцевого водопровода по исполнительным схемам служит насосная станция, расположенная вне территории предприятия, которая должна забирать воду из подземных резервуаров и подавать в противопожарный водопровод. На момент проверки насосная станция находилась в не рабочем состоянии, пожарные резервуары находились без воды. Собственник данных объектов не известен. Другого источника воды для подключения противопожарного водопровода с соответствующим давлением и расходом на территории предприятия не имеется.

Пунктом 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Согласно статье 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).

Производственные объекты должны обеспечиваться наружным противопожарным водоснабжением (противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоемами). Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или части здания, сооружения, строения (часть 1 статьи 99 Закона № 123-ФЗ).

Системный анализ вышеприведенных норм права показал, что органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить надлежащее состояние наружного водопровода с пожарными гидрантами, который может быть объединен с питьевым, хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Из представленных доказательств по делу следует, что работоспособность спорных пожарных гидрантов проверить не представляется возможным вследствие отсутствия воды в противопожарном водопроводе с соответствующим давлением и расходом.

В соответствии с пунктом 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

В соответствии с пунктом 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Пунктом 83 Правил установлено, что основанием для прекращения или ограничения организацией водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод может являться неуплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод.

Согласно пункту 1 Правил абонентом является юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и канализации, заключившее с организацией водопроводно-коммунального хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод;

водопроводными и канализационными устройствами и сооружениями для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск) являются устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации;

«граница эксплуатационной ответственности» - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности;

организацией водопроводно-канализационного хозяйства является предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы.

В соответствии с изложенным, а также из системного анализа положений статьи 426 Гражданского кодекса РФ следует, что публичный договор может быть заключен при условии обращения заинтересованного лица (абонента) к коммерческой организации (организации водопроводно-канализационного хозяйства) с соответствующим предложением заключить договор. В случае, если заинтересованное лицо (абонент) не обращается с предложением заключить соответствующий договор, то отпуск питьевой воды организацией водопроводно-канализационного хозяйства не производится.

Поскольку предметом настоящего спора является неисправность пожарных гидрантов, находящихся на территории ЗАО «Электрооптторг», суд приходит к выводу, что прокурором не представлено достаточных и неопровержимых доказательств тому, что спорные гидранты находятся в неисправном состоянии. Кроме того, прокурором не представлено в суд доказательств, является ли администрация г. Хабаровска лицом, ответственным за содержание противопожарного водопровода на территории по  «а».

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поводом обращения прокурора в суд явилось бездействие администрации г. Хабаровска, выразившееся в не принятии мер к содержанию пожарных гидрантов технически исправном, пригодном для эксплуатации состоянии, которое ставит под угрозу жизнь, здоровье и сохранность имущества лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории ЗАО «Электрооптторг», а так же лиц, посещающих указанную территорию.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности (далее - декларация) - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Форма декларации содержится в Приложении № 1 к Приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91.

К декларации должны прилагаться расчеты по оценке пожарного риска (часть 6 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ).

Из части 7 статьи 6 указанного закона следует, что порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 272 утверждены Правила, устанавливающие порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом, при составлении декларации пожарной безопасности.

Согласно пункту 2 Правил расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом.

На основании статьи 79 Федерального закона индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.

Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

Согласно пункту 3 Правил определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:

а) анализа пожарной опасности объекта защиты;

б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;

в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно Расчету по оценке пожарного риска, произведенного ООО «Информационно-консультативным центром «Дальпожэкспертиза», пожарный риск в помещениях склада составил 0,9604 х 10, что менее нормативно установленного показателя одной миллионной в год, и соответствует требованиям статьи 79 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Кроме этого, на предприятии смонтирована система автоматической пожарной сигнализации, имеется договор от 01.02.2011 г. со специализированной организацией на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.

Таким образом, прокурором не представлено суду достаточных доказательств тому, что неисправность пожарных гидрантов ставит под угрозу жизнь, здоровье и сохранность имущества лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории ЗАО «Электрооптторг», а так же лиц, посещающих указанную территорию

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска об обязывании устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности в виде ремонта пожарных гидрантов – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке 10-ти дневный срок после изготовления мотивированного решения в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение изготовлено: 10.08.2011 г.

Председательствующий О.М. Красногорова