ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2726/13 от 06.05.2013 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

 Дело №2-2726/13

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 06 мая 2013 года                                 г. Барнаул

 Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

 председательствующего Симон Н.Б.,

 при секретаре Церковной Н.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Барнаула в защиту государственных и общественных интересов, неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор города Барнаула обратился в суд с заявлением в защиту государственных и общественных интересов, неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта.

 В обоснование заявления указано, что 28.02.2013 администрацией города Барнаула принято постановление №634 «Об утверждении Положения о поощрении муниципальных служащих органов местного самоуправления города Барнаула» (далее - Положение). Текст оспариваемого постановления обнародован на официальном сайте администрации города Барнаула (www.barnaul. org).

 Прокурор полагает, что Положение не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

 В силу ст.26 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

 Согласно ст.11 Закона Алтайского края от 07.12.2007 №134-3C «О муниципальной службе в Алтайском крае» за безупречную и эффективную муниципальную службу к муниципальным служащим могут применяться следующие виды поощрения и награждения: объявление благодарности, в том числе с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой органа местного самоуправления; награждение почетной грамотой государственного органа Алтайского края; иные виды поощрений и награждений органа местного самоуправления, государственного органа Алтайского края, федерального государственного органа; награждение государственными наградами Российской Федерации и наградами Алтайского края; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Данное поощрение может быть установлено за счет средств местного бюджета. Размеры данного поощрения и порядок его выплаты устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

 Вышеуказанное законодательство свидетельствует о том, что органы местного самоуправления вправе устанавливать иные виды поощрений, однако смысл таких поощрений заключается именно в единовременном поощрении лица за те или иные заслуги.

 Оспариваемое Постановление администрации свидетельствует о принятии данного правового акта с превышением полномочий по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.6 Федерального закона от 2.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

 Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст.7 Закона Алтайского края от 7.12.2007 №134-3C «О муниципальной службе в Алтайском крае» денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся помимо прочего, премии по результатам работы.

 Порядок выплаты и размер ежемесячной премий по результатам работы, ежемесячного денежного поощрения, определяются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 Природа предусмотренных Положением выплат свидетельствует о том, что она фактически является дополнительной выплатой (премией по результатам работы) и должна выплачиваться на основании правового акта представительного органа, поскольку показатели служебной деятельности (приложение 1 к Положению), порядок расчета размера поощрения (п.2.6 Положения) свидетельствуют о том, что для поощрения муниципального служащего необходима систематическая оценка результатов служебной деятельности, расчет месячного денежного содержания муниципального служащего.

 При этом, согласно п. 1.2 Положения устанавливаемое поощрение является единовременной выплатой, при этом неясно, в течение какого периода производится данная единовременная выплата (1 раз в месяц, квартал или несколько лет), за какой период производится оценка деятельности муниципальных служащих и всех ли муниципальных служащих.

 Просит признать недействующим постановление администрации города Барнаула от 28.02.2013 №634 «Об утверждении Положения о поощрении муниципальных служащих органов местного самоуправления города Барнаула» с момента вступления в силу судебного решения.

 В процессе рассмотрения спора прокурор требования уточнил, просит признать недействующим постановление администрации города Барнаула от 28.02.2013 №634 «Об утверждении Положения о поощрении муниципальных служащих органов местного самоуправления города Барнаула» в редакции постановления администрации города Барнаула от 19.03.2013 № 893 с момента вступления в силу судебного решения.

 В судебном заседании участвующий в деле прокурор на требованиях настаивал, по доводам, изложенным в заявлении.

 Представитель заинтересованного лица ФИО5 возражала против требований прокурора, представила суду отзыв на заявление.

 Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям.

 Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

 Из положений статей 11, 172 Трудового кодекса РФ буквально следует, что действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права распространяется на отношения муниципальной службы, однако с особенностями, предусмотренными специальными федеральным и региональным законодательством о муниципальной службе.

 Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1 статьи 129 Трудового кодекса).

 Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

 Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 В силу ст.144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

 в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

 Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

 Исходя из указанных норм права следует, что законодателем предусмотрено два вида премии: премия, которая предусмотрена системой оплаты труда, и премия, как поощрительная, стимулирующая выплата, которая устанавливается работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, и является его правом, а не обязанностью.

 Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

 В силу пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

 Законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).

 Так, в силу ст.22 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

 Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Согласно ст.26 названного закона виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

 Во исполнение указанных положений принят Закон Алтайского края от 04.12.2007 «О муниципальной службе в Алтайском крае».

 В силу ст.7 Закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае» денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат.

 Размер должностного оклада муниципального служащего устанавливается нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

 К дополнительным выплатам относятся:

 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

 4) премии по результатам работы;

 5) ежемесячная надбавка за ученую степень кандидата или доктора наук в размере, не превышающем размер соответствующей надбавки, установленный пунктом 5 части 1 статьи 12 закона Алтайского края от 28 октября 2005 года N 78-ЗС "О государственной гражданской службе Алтайского края;

 6) ежемесячное денежное поощрение;

 7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

 Порядок выплаты и размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячной надбавки за ученую степень, премий по результатам работы, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи определяются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию муниципального служащего устанавливается районный коэффициент.

 Решением Барнаульской Городской Думы от 28.03.2008 № 742 утверждено Положение о денежном содержании муниципальных служащих о денежном содержании муниципальных служащих города Барнаула (далее Положение).

 Данное Положение определяет порядок и условия оплаты труда муниципальных служащих города Барнаула (далее - муниципальные служащие).

 Оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, состоящего из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящим Положением в соответствии с Законом Алтайского края от 07.12.2007 N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае".

 Согласно п.3.1 положения к дополнительным выплатам относятся:

 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

 4) премии по результатам работы;

 5) ежемесячная надбавка за ученую степень;

 6) ежемесячное денежное поощрение;

 7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

 При этом муниципальным служащим по результатам работы в пределах установленного фонда оплаты труда могут устанавливаться следующие виды премий: - ежемесячная; - по итогам работы за год; - единовременная (п.6.1 Положения).

 Согласно названным положениям следует, что муниципальным служащим устанавливается премия, которая входит в систему оплаты труда муниципальных служащих.

 Постановлением Администрации города Барнаула от 28.02.2013 № 634 с учетом изменений в редакции постановления администрации города Барнаула от 19.03.2013 №893 утверждено Положение о поощрении муниципальных служащих органов местного самоуправления города Барнаула (далее по тексту Положение о поощрении).

 В соответствии с п.1.2 Положения о поощрении поощрение является единовременной выплатой и применяется к муниципальным служащим за безупречную и эффективную муниципальную службу.

 Согласно разделу 2 Положения о поощрении поощрение муниципальных служащих производится за счет бюджетных ассигнований, выделенных по результатам мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств города.

 Решение о поощрении муниципальных служащих и его размере принимается:

 главой администрации города - в отношении муниципальных служащих, замещающих должности первого заместителя главы администрации города, заместителя главы администрации города, главы администрации района, первого заместителя главы администрации района, заместителя главы администрации района, руководителя органа администрации города, отраслевого органа местного самоуправления;

 руководителем органа местного самоуправления (работодателем) - в отношении муниципальных служащих, замещающих иные должности муниципальной службы.

 Решение о поощрении муниципальных служащих оформляется распоряжением (приказом) органа местного самоуправления города Барнаула.

 Оценка эффективности служебной деятельности муниципального служащего для определения размера поощрения осуществляется в соответствии с показателями служебной деятельности (приложение 1 к Положению).

 Размер поощрения муниципальных служащих (за исключением муниципальных служащих, указанных в пунктах 2.7, 2.8 Положения) определяется, исходя из количества баллов, указанных непосредственным руководителем муниципального служащего в оценочном листе (приложение 2 к Положению).

 Размер поощрения муниципальных служащих, замещающих должности первого заместителя главы администрации города, заместителя главы администрации города, главы администрации района, первого заместителя главы администрации района, заместителя главы администрации района, председателя Счетной палаты города Барнаула, устанавливается в процентах к месячному денежному содержанию.

 Размер поощрения главе администрации города определяется, как среднее арифметическое от процентов поощрения его заместителей и глав администраций районов города.

 На поощрение муниципального служащего районный коэффициент не начисляется.

 Приложением 1 к Положению о поощрении предусмотрены показатели служебной деятельности для определения размера поощрения муниципальных служащих. К числу показателей относятся: разработка новых, современных подходов в решении вопросов и получение качественного, экономического, финансового или социального результата; проведение мероприятий, повышающих имидж города и органов местного самоуправления (конференций, семинаров, общегородских мероприятий, участие во всероссийских, краевых конкурсах); участие в подготовке публикаций, печатной продукции, видео- и аудиоматериалов и т.д., направленных на повышение открытости деятельности органов местного самоуправления; превышение плановых показателей работы; подготовка информаций, участие и выступление на мероприятиях краевого, регионального и федерального уровня; взаимодействие с населением и организациями города с целью эффективного решения проблем городского хозяйства и систем жизнеобеспечения; качественное выполнение особо важных поручений, контрольных заданий; проявление творческой активности при выполнении мероприятий, планов, проектов и т.п., позволяющих улучшить работу органов местного самоуправления города, муниципальных предприятий, учреждений, качество обслуживания населения города; отсутствие замечаний со стороны контролирующих органов при проведении проверок (ревизий), руководства; проведение мероприятий по повышению правовой культуры муниципальных служащих, населения, методическая помощь органам местного самоуправления; оптимизация полномочий органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления) в рамках предоставления муниципальных услуг; осуществление эффективной нормотворческой деятельности; мониторинг муниципальных правовых актов в целях обобщения, систематизации, оценки муниципальных правовых актов и практики их применения (внеплановый).

 Анализируя нормы Трудового кодекса Российской Федерации, закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае» суд приходит к выводу о том, что Положением о поощрении муниципальных служащих органов местного самоуправления города Барнаула предусмотрена премия (поощрение), которая не входит в систему оплаты труда муниципальных служащих города Барнаула, относится к поощрениям, которые не носят обязательный характер, выплачивается по решению руководителя, который может оценить труд сотрудников, находящихся непосредственно в его подчинении.

 То обстоятельство, что для поощрения муниципального служащего предусмотрены показатели служебной деятельности, не свидетельствует о том, что данная выплата входит в систему оплаты труда, поскольку указанные выше показатели направлены на оценку служебной деятельности муниципальных служащих и не влияют на правовую природу поощрения.

 Учитывая изложенное, суд находит, что администрацией города Барнаула принято оспариваемое прокурором Положение о премировании в пределах полномочий, предоставленных Трудовым кодексом РФ (ст.191 ТК РФ) и не нарушает требования ст.7 Закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае».

 Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 В связи с тем, что Положение о поощрении муниципальных служащих органов местного самоуправления города Барнаула, принятое на основании постановления Администрации города Барнаула от 28.02.2013 № 634 с учетом изменений в редакции постановления администрации города Барнаула от 19.03.2013 №893 не противоречит ст.7 Закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае», а также не противоречит требованиям ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Трудовому кодексу Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление прокурора г.Барнаула в защиту государственных и общественных интересов, неопределенного круга лиц об оспаривании постановления Администрации города Барнаула от 28.02.2013 № 634 (в редакции постановления администрации города Барнаула от 19.03.2013 №893) «Об утверждении Положения о поощрении муниципальных служащих органов местного самоуправления города Барнаула» оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд в течение 30 дней со дня изготовления мотивированного решения.

 Председательствующий                         Н.Б. Симон