ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2726/20 от 17.02.2021 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-431/2021

УИД 56RS0027-01-2020-003519-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2021 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Чирковой В.В.

при секретаре Ерополовой А.Г.,

с участием старшего помощника прокурора Мамазярова Р.И.,

представителя ответчика по доверенности Потякова В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Международный аэропорт «Оренбург» о возложении определенной обязанности,

установил:

истец Оренбургский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО «Международный аэропорт «Оренбург» о возложении определенной обязанности.

В обоснование заявленных требований указали, в ходе проверки исполнения законодательства об обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями и инвалидам в ноябре 2020 года установлено, АО «Международный аэропорт «Оренбург» не исполняется обязанность по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров не свободных передвигаться самостоятельно из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулаторного лифта). При обслуживании пассажиров указанной категории в Аэропоту используется ступенькоход «s-max sella D135». Согласно пункту 4 «Правил безопасности» Инструкции к использованию вышеуказанного ступенькохода запрещено его использование во время дождя, на скользких и влажных поверхностях, на снегу или во время гололеда, что исключает его использование при обслуживании пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в Аэропорту. Специальное подъемное устройство «амбулаторный лифт» в Аэропорту отсутствует.

Основанием для проведения проверки исполнения требований законодательство об обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями и инвалидам в Аэропорту послужила информация, размещенная в СМИ о нарушениях законодательства в указанной сфере, выразившихся в ненадлежащем предоставлении услуг пассажиру-ребенку с ограниченными возможностями по прибытии авиарейсом сообщением «Москва-Оренбург» в аэропорт города Оренбурга.

Согласно объяснениям заместителя председателя по организационной работе Оренбургской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» ФИО2 от инвалидов в адрес организации неоднократно поступали жалобы о том, что в Оренбургском аэропорту отсутствует амбулифт, что нарушает права инвалидов.

Также установлено, что при посадке и высадке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями с воздушных судов, работники Аэропорта носят их на руках, что не обеспечивает их безопасность.

Оренбургским транспортным прокурором 24 ноября 2020 года генеральному директору Аэропорта внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями и инвалидом. По результатам рассмотрения представления 30 ноября 2020 года требования Оренбургского транспортного прокурора отклонены.

Считают, что бездействие должностных лиц Аэропорта влечет за собой нарушение социальных прав инвалидов, гарантированных Законом о социальной защите инвалидов, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни неопределенного числа граждан

Просят суд, возложить обязанность на АО «Международный аэропорт «Оренбург» обеспечить посадку и высадку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на воздушные судна с использованием специального подъемного устройства (амбулаторного лифта), установить срок исполнения решения суда три месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Мамазяров Р.И. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Потяков В.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что действующим законодательством предусмотрена возможность обслуживания в аэропорту пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности с использованием не только амбулифта, но и иного специализированного устройства. В разделе 1 «Методики определения оптимального количества средств механизации и автоматизации основных технологических процессов» в таблице 1.1 «Количество спецавтотраспорта для обслуживания пассажиров и обработки багажа» указано, что в аэропортах с объемом пассажироперевозок до 2 млн пассажиров в год наличие спецмашин «Обслуживание пассажиров инвалидов» не требуется. Ответчиков в 2019 году обслужено 733638 пассажиров, в 2020 году 454685 пассажиров. Таким образом, амбулифт для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ответчику не требуется в соответствии с рекомендациями Федерального агентства воздушного транспорта. Однако, для удобства пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ответчиком используется ступенькоход «s-max sella D135». В инструкции об эксплуатации данного механизма указано, что не рекомендуется его использовать во время дождя, на скользких и влажных поверхностях, на снегу и во время гололеда. Запрета использовать ступенькоход в подобных условиях ни инструкцией, ни действующим законодательством не предусмотрено. В 2020 году в отношении ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» была проведена плановая выездная (дистанционная) проверка Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. По результатам проведенной проверки уполномоченным органом не выявлено нарушений в части соблюдения правил перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, в том числе за соблюдением требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров из числа инвалидов. Указанное обстоятельство подтверждает доводы ответчика об отсутствии законодательного требования обязательного использования специального подъемного устройства (амбулифта). Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу статьи 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Согласно пункту 23 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющими аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2003 № 150, юридическое лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, должно быть оснащено спецтранспортом, технологическим оборудованием, инженерно-техническими средствами, а также средствами механизации, взвешивания и транспортировки багажа, в том числе средствами обслуживания пассажиров-инвалидов.

Согласно пункту 4 части 7 статьи 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы услуга по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

При рассмотрении гражданского дела установлено, на основании решения заместителя Оренбургского транспортного прокурора о проведении проверки от 10 ноября 2020 года в ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» была проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями и инвалидам при прибытии в Аэропорт воздушным видом транспорта.

Актом по результатам проверки в ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» от 08 декабря 2020 года установлено, в нарушение пункта 23 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2003 №150, пункта 13 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от 15 февраля 2016 №24, с пунктом 4 части 7 статьи 106.1 Воздушного кодекса РФ, обязанность по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров не способных передвигаться самостоятельно из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе с использование специального подъемного устройства (амбулаторного лифта), Аэропортом исполняется не в полном объеме. При обслуживании пассажиров указанной категории аэропорт использует ступенькоход «s-max sella D135». Согласно п. 4 «Правил безопасности» Инструкции к использованию вышеуказанного ступенькохода запрещено его использование во время дождя, на скользких и влажных поверхностях, на снегу или во время гололеда, что исключает его использования при обслуживании пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в Аэропорту. Специальное подъемное устройства (амбулаторный лифт» в Аэропорту отсутствует.

Оренбургской транспортной прокуратурой в адрес ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» 24 ноября 2020 года направлено представление об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями и инвалидам.

Из протокола рассмотрения представления от 30 ноября 2020 года следует, что рассмотрев представление Оренбургского транспортного прокурора, принято решение обратиться в Арбитражный суд Оренбургской области с жалобой на представление от 24 ноября 2020 №02-04-2020 Оренбургской транспортной прокуратуры.

Отсутствие в АО «Международный аэропорт «Оренбург» специального подъемного устройства (амбулаторного лифта), с помощью которого осуществляется посадка и высадка пассажиров с ограниченными возможностями на борт воздушного суда, также в судебном заседании не отрицалось и представителем ответчика.

Таким образом, АО «Международный аэропорт «Оренбург» нарушает требования законодательства об обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями и инвалидам.

Доводы ответчика о том, что при обслуживании пассажиров с ограниченными возможностями аэропорт использует ступенькоход «s-max sella D135», а также то, что амбулифт для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ответчику не требуется в соответствии с рекомендациями Федерального агентства воздушного транспорта, суд находит не состоятельными.

Положения Правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты» предусмотрено, что юридическое лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, должно быть оснащено спецтранспортом, технологическим оборудованием, инженерно-техническими средствами, а также средствами механизации, взвешивания и транспортировки багажа, в том числе средствами обслуживания пассажиров-инвалидов.

В соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от 15 февраля 2016 года №24, по запросу о потребности в услугах, представленному пассажирами из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при бронировании и заключении договора воздушной перевозки или при заключении договора о реализации туристического продукта, в аэропорту обслуживающей организацией оказываются без взимания дополнительной платы услуги, в том числе высадка пассажиров из воздушного судна с использованием кресел-колясок и (или) амбулифтов, осуществляемая после выхода иных пассажиров, включая сопровождение и помощи в перемещении предметов, находящихся при пассажирах на борту воздушного судна.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 статьи 106.1 Воздушного кодекса РФ оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляется без взимания дополнительной платы услуги, связанные с обеспечением посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом юридически значимых обстоятельств, на основании объяснений сторон, анализа приведенных норм, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения требований истца.

Доводы представителя ответчика о наличие в АО «Международный аэропорт «Оренбург» иных средств обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров с ограничением жизнедеятельности, суд считает несостоятельными, поскольку исходя из представленного документа в подтверждение использования в Аэропоту ступенькохода «s-max sella D135», представленной к нему Инструкции, запрещено его использование во время дождя, на скользких и влажных поверхностях, на снегу или во время гололеда (пункт 4 «Правил безопасности»). Указанное запрещение исключает использование при обслуживании пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в Аэропорту. Наличие указанного устройства (с конкретными техническими характеристиками), с учетом вышеприведенного, не является основанием для освобождения от обязанности обеспечения посадки и высадки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на воздушные судна с использованием безопасного специального подъемного устройства.

Отсутствие достаточного финансирования со стороны собственника имущества не может являться основанием для освобождения от выполнения обязательных норм и требований, установленных воздушным законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Оренбургского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Международный аэропорт «Оренбург» о возложении определенной обязанности, удовлетворить.

Возложить на акционерное общество «Международный аэропорт «Оренбург» обязанность обеспечить посадку и высадку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на воздушные судна с использованием специального подъемного устройства (амбулаторного лифта) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано, в апелляционном порядке, в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Чиркова

Справка. Мотивированное решение суда изготовлено 24 февраля 2021 года.

Судья: