Дело № 2-2727/2019
УИД 39RS0001-01-2019-002476-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретарях Юрьевой Е.В., Заливака Е.В., Стрыгиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, с последующим уточнением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ему было отказано из-за отсутствия специального стажа, продолжительностью 12 лет 6 месяцев. При этом пенсионный орган необоснованно отказал во включении в специальный стаж периодов его работы с 29 августа 1989 г. по 24 августа 1990 г. в должности электросварщик в Кооперативе «Строитель» Республики Казахстан, с 4 сентября 1990 г. по 26 июня 1995 г. в должности электросварщик ручной сварки в Специализированном Предприятии Антауцемремонт г. Темиртау Республика Казахстан, с 12 июля 1995 г. по 17 ноября 1995 г. в должности электрогазосварщик в Карагандинском металлургическом заводе г. Темиртау Республики Казахстан, с 17 ноября 1995 г по 12 октября 2000 г. в должности электросварщика в АО «Испат-Кармет» (АО «АрселорМиталл Темиртау» г. Темиртау Республики Казахстан), с 12 ноября 2002 г. по 3 января 2003 г. в должности электросварщика в ООО «Телебалт», с 3 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г. в должности электросарщика в ООО «Западсервис Партнер», с 1 января 2005 г. по 31 марта 2005 г. в должности электросварщика в ООО «Телевектор», с 1 января 2015 г. по 1 июля 2015 г. в должности газосварщика в ООО «Инком», с 1 октября 2015 г. по 6 августа 2018 г. в должности элетросварщика ручной сварки в ООО «Босфор». В связи с этим просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) включить вышеуказанные периоды работы в его специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УПФР в г. Калининграде (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 11 февраля 2019 г. № 246683/18 истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. Специальный стаж ФИО1 на дату обращения составил №
Как следует из рекомендации специалистов Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных документов в специальный стаж истца не были включены периоды:
Кооператив «Строитель» Республики Казахстан:
- с 29 августа 1989 г. по 24 августа 1990 г. в должности электросварщика, поскольку не представлена льготная справка. По имеющимся документам не представляется возможным установить полную занятость на газосварочных работах в течение полного рабочего дня, характер выполненных работ и тип сварки,
Специализированное Предприятие Антауцемремонт г. Темиртау Республика Казахстан:
- с 4 сентября 1990 г. по 26 июня 1995 г. в должности электросварщика ручной сварки. Льготная справка не представлена. Согласно архивной справке от 14 ноября 2018 г. № К-374-юл, подтвердить сведения о льготном стаже и заработной плате за 1990-1995 гг. не представляется возможным, так как документы вышеназванной организации в архив на государственное хранение не поступали.
Карагандинский металлургический завод г. Темиртау Республики Казахстан:
- с 12 июля 1995 г. по 17 ноября 1995 г. в должности электрогазосварщика. Льготная справка не представлена. По имеющимся документам не представляется возможным установить полную занятость на газосварочных работах в течение полного рабочего дня, характер выполненных работ и тип сварки.
АО «Испат-Кармет» (АО «АрселорМиталл Темиртау» г. Темиртау Республики Казахстан):
- с 17 ноября 1995 г. по 12 октября 2000 г. в должности электросварщика. Вышеперечисленные периоды работ проходили на территории Республики Казахстан. Согласно Соглашению о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии и с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания. Вышеуказанное международное Соглашение содержит положение о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера. Учитывая изложенное, при новом установлении пенсий в рамках данного соглашения необходимо подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашения, путем направления запросов в адрес компетентных органов этих государств-участников соглашения. Страховой стаж после 1 января 2002 г. учитывается при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. УПФР были сделаны запросы в компетентный орган Республики Казахстан о подтверждении льготных периодов работы. В установленный законом срок получены ответы, не содержащие необходимую информацию. Данные ответы, подтверждают только общий трудовой (страховой) стаж на Карагандинском металлургическом заводе с 12 июля 1995 г. по 17 ноября 1995 г., в АО «Испат-Кармет» (АО «АрселорМиталл Темиртау») с 17 ноября 1995 г. по 12 октября 2000 г. Период работы в Специализированном предприятии Антауцемремонт с 4 сентября 1990 г. по 26 июня 1995 г. не может быть включен в страховой стаж. Ответ из компетентного органа Республики Казахстан по подтверждению данного периода не поступил.
ООО «Телебалт»:
- с 12 ноября 2002 г. по 3 января 2003 г. в должности электросварщика. Согласно служебной записке от 19 октября 2018 г. № 5160/09-СВ отдела ОППЗЛ УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) данная организация не состояла на учете, как организация, имеющая рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда, наблюдательное дело не формировалось, организация ликвидирована 13 ноября 2006 г. Документы в архивы города и области не поступали, местонахождения их неизвестно. Индивидуальные сведения сданы без кода льготы. Подтвердить факт работы в особых условиях не представляется возможным.
ООО «Западсервис Партнер»:
- с 3 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г. в должности электросарщика. Согласно служебной записке от 19 октября 2018 г. № 5160/09-СВ отдела ОППЗЛ УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) данная организация не состояла на учете, как организация, имеющая рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда, наблюдательное дело не формировалось, организация ликвидирована 25 марта 2011 г. Документы в архивы города и области не поступали, местонахождения их неизвестно. Индивидуальные сведения сданы без кода льготы. Подтвердить факт работы в особых условиях не представляется возможным.
ООО «Телевектор»:
- с 1 января 2005 г. по 31 марта 2005 г. в должности электросварщика. Согласно служебной записке от 19 октября 2018 г. № 5160/09-СВ отдела ОППЗЛ УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) данная организация не состояла на учете, как организация, имеющая рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда, наблюдательное дело не формировалось, организация ликвидирована 25 октября 2012 г. Документы в архивы города и области не поступали, местонахождения их неизвестно. Индивидуальные сведения сданы без кода льготы. Подтвердить факт работы в особых условиях не представляется возможным.
ООО «Инком»:
- с 1 января 2015 г. по 1 июля 2015 г. в должности газосварщика. Согласно служебной записке от 19 октября 2018 г. № 5160/09-СВ отдела ОППЗЛ УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) данная организация не состояла на учете, как организация, имеющая рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда, наблюдательные дела не формировались, СОУТ (специальную оценку условий труда) рабочих мест не проходила, индивидуальные сведения подавались без кодов особых условий труда. Подтвердить факт работы в особых условиях не представляется возможным.
ООО «Босфор»:
- с 1 октября 2015 г. по 6 августа 2018 г. в должности элетросварщика ручной сварки. Согласно служебной записке от 19 октября 2018 г. № 5160/09-СВ отдела ОППЗЛ УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) данная организация не состояла на учете, как организация, имеющая рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда, наблюдательные дела не формировались, СОУТ (специальную оценку условий труда) рабочих мест не проходила, индивидуальные сведения подавались без кодов особых условий труда. Подтвердить факт работы в особых условиях не представляется возможным.
О данном решении ответчик уведомил истца письмом от 15 февраля 2019 г. № 246/19.
Считая такой отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Между тем, правовых оснований для признания решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, суд не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Как установлено п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Анализ п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. содержится в решении Экономического Суда СНГ от 7 апреля 2005 г. № 01-1/6-04, консультативном заключении Экономического Суда СНГ № 01-1/4-12 от 29 ноября 2012 г. о толковании п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в которых отмечается, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Таким образом, по смыслу положений п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ, учитывается трудовой стаж, в том числе специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий, приобретенный на территории любого из этих государств независимо от времени его приобретения, а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.
Аналогичная правовая позиция была изложена и в Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 г. (в редакции от 29 декабря 2010 г.).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
В соответствии с подп. «а» п. 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 65 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г.).
Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Республика Казахстан является участником Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Абзацем 2 п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р, предусмотрено, что трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Условие об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов этих государств, является обязательным для зачета в стаж периодов работы по найму, имевших место после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
Согласно представленным сведениям центрального Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 29 августа 2019 г. на ФИО1 за период с 27 февраля 1998 г. по 15 ноября 2000 г. перечислялись страховые взносы, в подтверждение чего представлены обороты по транзитным счетам вкладчика.
Таким образом, факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность за период с 27 февраля 1998 г. по 15 ноября 2000 г. является подтвержденным.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Так, в силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «б» п. 1 указанного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, в разделе XXXII «Общие профессии» предусмотрены профессии «газосварщики и их подручные», «электросварщики и их подручные», «сварщики аргонной и атомно-водородной сварки».
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, в разделе XXXIII «Общие профессии» предусмотрены электросварщики ручной сварки (код позиции 1010300а-19906), газосварщики (код позиции 23200000-11620), а также электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код позиции 23200000-19756).
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, применяемых при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80% рабочего времени.
Таким образом, для возникновения права на досрочную страховую пенсию необходимо подтверждение работы не менее 80% рабочего времени (полная занятость), а также данных о характере работы. При этом не все работники, работающие во вредных или тяжелых условиях труда, пользуются правом на назначение льготной пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Из представленной трудовой книжки ФИО1 следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят в Кооператив «Строитель» электросварщиком 4 разряда (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№) и ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию по ст. 32 КЗоТ ССР (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ принят на участок № электросварщиком 4 разряда ручной сварки в Специализированное предприятие Антауцемремонт (Приказ №), ДД.ММ.ГГГГ присвоен 5 разряд электросварщика ручной сварки (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-к) и ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию по ст. 32 КЗоТ Республики Казахстан (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ к).
В обоснование своих доводов о работе в указанные выше периоды истец представил трудовую книжку, а также справку КГУ «Государственный архив <адрес>» управления культуры, архивов и документации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № К-601фл, из которой следует, что подтвердить факт работы и выдать сведения о заработной плате за 1990-1995 гг. по Специализированному предприятию Антауцемремонт не представляется возможным, так как документы вышеназванной организации в архив на государственное хранение не поступали.
Из представленной в адрес ответчика справки КГУ «Государственный архив города Темиртау» управления культуры, архивов и документации Карагандинской области от 13 августа 2018 г. № 1176/19 следует, что подтвердить сведения о льготном стаже и заработной плате ФИО1 за 1989-1990 гг. в Коперативе «Строитель» и за 1990-1995 гг. в Специализированном предприятии «Антауцемремонт» не представляется возможным, так как документы вышеназванных организаций в архив на государственное хранение не поступали.
Вместе с тем, трудовая книжка и архивные справки не содержат указания на характер работы.
Ссылки представителя истца на то, что факт работы истца на работах с тяжелыми условиями труда подтверждается сведениями, содержащимися в трудовой книжке, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как указывалось выше, характер работы, включаемой в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению соответствующими документами, сведения, имеющиеся в трудовой книжке, не содержат информации о выполнение истцом трудовых обязанностей в оспариваемые периоды и о соответствии профессий, предусмотренным вышеуказанным Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о включении в специальный стаж периодов его работы с 29 августа 1989 г. по 24 августа 1990 г. в должности электросварщик в Кооперативе «Строитель» Республики Казахстан, с 4 сентября 1990 г. по 26 июня 1995 г. в должности электросварщик ручной сварки в Специализированном Предприятие Антауцемремонт г. Темиртау Республика Казахстан удовлетворению не подлежат.
Что касается периодов работы истца с 12 июля 1995 г. по 17 ноября 1995 г. в должности электрогазосварщика в Карагандинском металлургическом заводе и с 17 ноября 1995 г. по 12 октября 2000 г. в АО «Испат-Кармет» (АО «АрселорМиталл Темиртау» г. Темиртау Республики Казахстан), то суд приходит к следующему.
Согласно архивной справке АО «АрселорМитал Темиртау» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят в энергоремонтный цех электросварщиком 4 разряда на участок капремонтов (Пр. зап. № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом в АООТ «Испат-Кармет» (Прик. № от ДД.ММ.ГГГГ, расп. №а от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ принят переводом в ГАО «Кармет» в АООТ «Испат-Кармет» в энергоремонтный цех электрогазосварщиком 5 разряда на участок капремонтов (Прик. № от ДД.ММ.ГГГГ, расп. № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ присвоен 6 разряд электрогазосварщика участка капремонтов энергоремонтного цеха (расп. № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволен по п. 3 ст. 28 ЗОТ в РК, в связи с выездом в Россию, основание: опись личных карточек на уволенных в 2000 – 2003 гг., архивная карточка №.
В материалы дела также представлены справки о заработной плате за период с 1995 г. по 2000 г. и справка АО «АрселорМиттал Темиртау», уточняющая особый характер работы или условия труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в котором указано, что ФИО1 работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, работал во вредных (особо вредных) и тяжелых (особо тяжелых) условиях труда с 12 июля 1995 г. по 12 октября 2000 г. – 5 лет 3 месяца 00 дней в качестве электрогазосварщика, указано основание выдачи справки: штатные расписания рабочих за 1995-2000 гг, приказы и распоряжения за 1995-2000 гг., карта аттестации рабочего места № 35, должностные инструкции за 1995-2000 гг., табеля рабочего времени за 1995-2000 гг., личная карточка формы Т-2 № 2899, паспорт цеха (описание технологического процесса), «Перечень рабочих мест, профессий и должностей на работников, которым устанавливается право на льготное пенсионное обеспечение по Энергоремонтному цеху».
Между тем, на неоднократные запросы суда о предоставлении сведений о том был ли занят истец на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности за спорный период работы и указании вида используемой сварки, а также предоставлении основания выдачи льготной справки № 1142, ответов от АО «АрселорМиттал Темиртау» в суд не поступило.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов его работы с 12 июля 1995 г. по 17 ноября 1995 г. в должности электрогазосварщика в Карагандинском металлургическом заводе г. Темиртау Республики Казахстан, с 17 ноября 1995 г по 12 октября 2000 г. в должности электрогазосварщика в АО «Испат-Кармет» (АО «АрселорМиталл Темиртау» г. Темиртау Республики Казахстан) не подлежат удовлетворению, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, подтверждающих характер работы истца (занятость на резке и ручной сварке, полуавтоматических машинах, а также автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности) и условия полной занятости (не менее 80% рабочего времени от полного рабочего дня) в качестве электрогазосварщика.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, за периоды работы истца с 12 ноября 2002 г. по 3 января 2003 г. в должности электросварщика в ООО «Телебалт», с 3 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г. в должности электросарщика в ООО «Западсервис Партнер», с 1 января 2005 г. по 31 марта 2005 г. в должности электросварщика в ООО «Телевектор», с 1 января 2015 г. по 1 июля 2015 г. в должности газосварщика в ООО «Инком», с 1 октября 2015 г. по 6 августа 2018 г. в должности элетросварщика ручной сварки в ООО «Босфор» льготные справки, с указанием вида сварки и полной занятости истцом представлены не были.
Индивидуальные сведения за периоды работы истца с 12 ноября 2002 г. по 3 января 2003 г., с 3 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г., с 1 января 2005 г. по 31 марта 2005 г., с 1 января 2015 г. по 1 июля 2015 г., с 1 октября 2015 г. по 6 августа 2018 г. были сданы без кода особых условий.
В периоды с 12 ноября 2002 г. по 3 января 2003 г., с 3 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г., с 1 января 2005 г. по 31 марта 2005 г., с 1 января 2015 г. по 1 июля 2015 г., с 1 октября 2015 г. по 6 августа 2018 г. организации ООО «Телебалт», ООО «Западсервис партнер», ООО «Телевектор», ООО «Инком», ООО «Босфор» не заявляли о наличии рабочих мест с особыми условиями труда, наблюдательные дела не формировались.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов его работы с 12 ноября 2002 г. по 3 января 2003 г. в должности электросварщика в ООО «Телебалт», с 3 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г. в должности электросарщика в ООО «Западсервис Партнер», с 1 января 2005 г. по 31 марта 2005 г. в должности электросварщика в ООО «Телевектор», с 1 января 2015 г. по 1 июля 2015 г. в должности газосварщика в ООО «Инком», с 1 октября 2015 г. по 6 августа 2018 г. в должности элетросварщика ручной сварки в ООО «Босфор» не подлежат удовлетворению, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, подтверждающих характер работы истца (занятость на резке и ручной сварке, полуавтоматических машинах, а также автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности) и условия полной занятости (не менее 80% рабочего времени от полного рабочего дня) в качестве, как газосварщика, так и электрогазосварщика.
Доводы представителя истца о том, что трудовая книжка истца подтверждает периоды его работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются несостоятельными.
В соответствии с подп. «а» п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 2 и 6 настоящего Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом, в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (п. 5 Разъяснения Министерства Труда РФ «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» от 22 мая 1996 г. № 5).
В соответствии с п. 2.2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, действовавшей в спорные периоды, в трудовую книжку вносятся: сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение; сведения о награждениях и поощрениях: награждения орденами и медалями, присвоение почетных званий; поощрения за успехи в работе, применяемые трудовым коллективом, а также награждения и поощрения, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка и уставами о дисциплине; другие поощрения в соответствии с действующим законодательством; сведения об открытиях, на которые выданы дипломы, об использованных изобретениях и рационализаторских предложениях и о выплаченных в связи с этим вознаграждениях.
Аналогичные данные вносятся в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно записи в трудовой книжке истца он работал в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электросварщик в Кооперативе «Строитель» Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электросварщик ручной сварки в Специализированном Предприятие Антауцемремонт г. Темиртау Республика Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрогазосварщик в Карагандинском металлургическом заводе <адрес> Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электросварщика в АО «Испат-Кармет» (АО «АрселорМиталл Темиртау» г. Темиртау Республики Казахстан), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электросварщика в ООО «Телебалт», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электросарщика в ООО «Западсервис Партнер», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электросварщика в ООО «Телевектор», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности газосварщика в ООО «Инком», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности элетросварщика ручной сварки в ООО «Босфор».
При этом, трудовая книжка не содержит сведений об условиях и характере труда истца. Вместе с тем, при определении права на назначение досрочной страховой пенсии по старости учитываются периоды работы во вредных условиях труда, значение имеет подтверждение характера труда для включения периодов работы в специальный стаж.
При таких данных, периоды работы указанные в трудовой книжке включаются в общий стаж, а для включения данных периодов в специальный стаж необходимо дополнительное подтверждение, что прямо предусмотрено Перечнем документов, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н.
В соответствии с п. 21 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 19 января 2016 г. № 14н граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным п. 20 Административного регламента, с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, обязанность по предоставлению документов, подтверждающих особый характер труда, возложена на заявителя.
Как установлено в судебном заседании специальный стаж ФИО1 на дату обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ составил №.
Таким образом, на момент обращения ФИО1 в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии у него не имелось 12 лет 6 месяцев работы с тяжелыми условиями труда.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд не усматривает оснований для признания решения УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения, незаконным и, соответственно, оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 2 декабря 2019 г.
Судья Н.В. Паршукова