ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2727/20 от 17.08.2020 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2-2727/2020

УИД 28RS0004-01-2020-001816-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2020 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующий судья Щедрина О.С.,

при секретаре Наумовой Е.О.,

с участием представителя прокуратуры г. Благовещенска – Суворовой М.А.,

представителя ответчика ГБУК "Амурская областная научная библиотека имени Н. Н. Муравьева-Амурского" - Деминой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Благовещенска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних лиц к ГБУК "Амурская областная научная библиотека имени Н. Н. Муравьева-Амурского" о возложении обязанности оснащения здания системами видеонаблюдения, металлоискателями, организации физической охраны,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Благовещенска действую в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование иска указав, что прокуратурой города Благовещенска проведен анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры, установлено следующее.

Проведенной прокуратурой города Благовещенска в декабре 2019 года проверкой установлено, что здание Амурской областной научной библиотеки имени Н.Н. Муравьева-Амурского, расположенное по адресу: ул. Ленина, 139, г. Благовещенск, не оснащено системой видеонаблюдения, на входе в здание отсутствуют стационарные и ручные металлоискатели. Пропускной режим и контроль доступа в здание обеспечен только нахождением на входе дежурного-библиотекаря, не являющегося сотрудником частной охранной организации.

Кроме того, отсутствуют наглядные пособия с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях).

В целях устранения выявленных нарушений заместителем прокурора города Благовещенска директору Амурской областной научной библиотеки имени Н.Н. Муравьева-Амурского 16.12.2019 внесено представление, которое рассмотрено, однако меры к фактическому устранению выявленных нарушений не приняты.

На основании изложенного просит суд:

1) Обязать Амурскую областную научную библиотеку имени Н.Н. Муравьева-Амурского оборудовать здание, расположенное по адресу ул. Ленина, 139, г. Благовещенск, системой видеонаблюдения в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу;

2) Обязать Амурскую областную научную библиотеку имени Н.Н. Муравьева-Амурского оборудовать здание, расположенное по адресу ул. Ленина, 139, г. Благовещенск, стационарными и (или) ручными металлоискателями в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу;

3) Обязать Амурскую областную научную библиотеку имени Н.Н. Муравьева-Амурского организовать в здании расположенном по адресу ул. Ленина, 139, г. Благовещенск физическую охрану, путем заключения договора с частной охранной организацией, в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.

Определением Благовещенского городского суда от 30.06.200 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены: администрация г. Благовещенска, Министерство финансов Амурской области, Правительство Амурской области.

Определением Благовещенского городского суда от 04.08.200 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Министерство культуры и национальной политики Амурской области.

В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска Амурской области настаивал на удовлетворении исковых требований, привел доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика ГБУК "Амурская областная научная библиотека имени Н. Н. Муравьева-Амурского" в судебном заседании полностью поддержала позицию изложенную в отзыве, просила предоставить суд больший срок для устранения нарушений.

Как следует из представленного ответчиком отзыва, в соответствии с положениями п.25 постановления Правительства РФ от 11.02.2017 г. № 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" на цокольном этаже библиотеки осуществлено размещение на стендах наглядных пособий с информацией о порядке действия работников при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях); в вестибюле центрального входа размещена информация о поведении посетителей библиотеки при обнаружении подозрительных лиц или предметов; проведен внеплановый инструктаж с персоналом учреждения о действиях работников учреждения при угрозах осуществления, обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств и других признаков подготовки терактов.

Учредителю - министерству культуры и национальной политики Амурской области 19.12.2019 г. направлено информационное письмо за № 01-36/197 о необходимости принятия мер и выделении финансирования на мероприятия по защищенности здания и посетителей.

27.12.2019 г. было заключено Соглашение между учредителем и бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания № 7-ГЗ, в соответствие с которым объем средств, выделенных на противопожарные и антитеррористические мероприятия составил 1 600 000 руб.

В рамках данного соглашения Учреждением заключен контракт от 27.04.2020 г. № Ф.2020.0741 на сумму 665 969,02 рубля на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в здании библиотеки по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 139, установка которой осуществлена и принята по акту о приемке выполненных работ от 11.06.2020 г.

12.05.2020 г. по соглашению между учредителем и бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели № 7/2 от 23.04.2020 г., Учреждению была предоставлена субсидия в сумме 570 000 рублей на проведение мероприятий антитеррористической направленности и заключен контракт № 31 от 15.06.2020 г. на выполнение в здании библиотеки по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 139, работ по монтажу системы контроля и управления доступом на сумму 510 343,95 рублей. Данная система СКУД установлена 16.07.2020 г., о чем свидетельствует акт о приемке выполненных работ от 16.07.2020 г., и включает в себя в, том числе, и комплекты ручных металлодетекторов в количестве двух штук.

Таким образом, нарушения, указанные в вышеуказанном представлении Прокуратуры г. Благовещенска, в части оснащения здания библиотеки системой видеонаблюдения и стационарными и (или)ручными металлоискателями Учреждением устранены.

Приказом Министерства культуры РФ от 16.03.2020 г. № 357, в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) на территории Российской Федерации при осуществлении деятельности библиотек, находящихся в ведении Минкультуры России, предусмотрен запрет на обслуживание посетителей в зданиях библиотек с обеспечением предоставления удаленного доступа к информационным ресурсам.

Приказом министерства культуры и национальной политики Амурской области от 08.05.2020 г. № 82-ОД (с изм. и доп.), принятым в соответствии с распоряжением губернатора Амурской области от 27.01.2020 № 10-р «О введении режима повышенной готовности» приостановлена деятельность государственных учреждений, подведомственных министерству культуры и национальной политики Амурской области в части проведения мероприятий и доступа для посетителей в период с 12.05.2020 г. по 01.08.2020 г., возобновив с 17.06.2020 обслуживание читателей через систему «Абонемент» с соблюдением противоэпидемических мероприятий.

В связи с вышеизложенным, учитывая то, что Амурская областная научная библиотека имени Н.Н. Муравьева-Амурского является государственным бюджетным учреждением и финансирование ее деятельности осуществляется на основе бюджетных средств и субсидий, заключение договора об организации в здании библиотеки физической охраны в условиях запретов, связанных с распространением коронавирусной инфекции, экономически нецелесообразно для бюджета Амурской области.

Кроме того, в настоящее время сумма оставшихся у Учреждения средств субсидий, составляет 147 699 руб., тогда как объем расходов на организацию охранных услуг из расчета средней цены согласно информации, изложенной в письме № 01-36/0131 от 27.11.2019 г. о мерах комплексной безопасности в государственных учреждениях, подведомственных министерству культуры и национальной политики Амурской области в год составляет не менее 700 000 руб.

На основании изложенного и в связи с необходимостью выделения дополнительного бюджетного финансирования на соответствующие антитеррористические мероприятия, а также в связи с тем, что Учреждение работает в строгом соответствии с установленными федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедурой закупок, просят увеличить срок для устранения выявленных нарушений требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности объектов.

Представители третьих лиц: администрации г. Благовещенска, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, Министерство культуры и национальной политики Амурской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили.

С учетом того, что судом выполнена обязанность по извещению лиц, участвующих в деле, а также положений ч. 3 ст. 167, 154 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересы общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГПК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Как следует из выписки ЕГРЮЛ, основной целью деятельности ответчика ГБУК "Амурская областная научная библиотека имени Н. Н. Муравьева-Амурского" является деятельность библиотек и архивов.

Учредителем ответчика является Министерство культуры и архивного дела Амурской области.

Согласно паспорту безопасности здание Амурской областной научная библиотека имени Н. Н. Муравьева-Амурского" отнесено ко II категории опасности.

Прокуратурой города Благовещенска проведена проверка, где установлено, что установлено, что здание Амурской областной научной библиотеки имени Н.Н. Муравьева-Амурского, расположенное по адресу: ул. Ленина, 139, г. Благовещенск, не оснащено системой видеонаблюдения, на входе в здание отсутствуют стационарные и ручные металлоискатели. Пропускной режим и контроль доступа в здание обеспечен только нахождением на входе дежурного-библиотекаря, не являющегося сотрудником частной охранной организации.

Кроме того, отсутствуют наглядные пособия с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах.

Прокуратурой города Благовещенска 16.12.2019 года вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.

В целях устранения нарушений требований законодательства об образовании и о противодействии терроризму, а также защиты прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, прокурор обратился с исковым заявлением.

Проверяя законность и обоснованность заявленных требований, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В силу статьи 3 указанного Федерального закона под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специального отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно п. «а» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынков и т.д.

Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года N 176 (далее Требования).

Согласно п. 1 Требований, настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Согласно п. 2 Требований, для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры (далее - органы (организации) в сфере культуры).

В соответствии с п. 3 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

Суд также принимает во внимание положения ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закона о противодействии терроризму), по которым противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, системного и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально - экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, а также приоритета предупреждения терроризма.

В соответствии с подп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно ч. 3.1 ст. 5 Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» и подп. «а» п. 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 (далее - Концепция), одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).

Пунктом 21 Концепции определены основные меры по предупреждению (профилактике) терроризма, к числу которых относятся организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем проведения мероприятий в целях (п. 20 Требований N 176):

- воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории);

- выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

- пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

- минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях).

Также в силу пп. б), в) п. 23 Требований N 176, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий).

Кроме этого, согласно п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:

в) организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);

г) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму;

д) обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий);

е) осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);

ж) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);

з) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Стороной ответчика в обоснование довода о приобретении ручного металлоискателя представлено соглашение № 7/2 между учредителем и бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 23.04.2020 года. Приложением к данному соглашению является смета расходов на проведение мероприятий антитеррористической направленности, где в графе «направление расходования» указано «приобретение ручного металлодетектора» на сумму 29022 рубля 48 копеек.

Между тем, суд приходит к выводу, что представленные стороной ответчика документы не подтверждают факт оборудования на момент рассмотрения спора здания, расположенного по адресу: г. Благовещенск ул. Ленина, 139 ручным или стационарным металлоискателем.

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее - Постановление № 272).

В соответствии с п. 23 Постановления Правительства № 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.

В обоснование доводов об удовлетворении требований прокурора в части оснащения здания системами видеонаблюдения, ответчиком представлен контракт на выполнение работ № Ф.2020.0741 от 27.04.2020 года, предметом которого является монтаж системы видеонаблюдения по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 139, акт о приемке выполненных работ от 11.06.2020 года.

Однако из указанных документов невозможно установить полный охват видеонаблюдением территории учреждения (Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 139).

Согласно п. 24 Постановления Правительства № 272, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

В соответствии с п. 26 Постановления Правительства № 176, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).

Как следует из отзыва на исковое заявление, ответчик подтверждает то, что на момент рассмотрения спора в здании учреждения не организована физическая охрана, при этом суд не принимает доводы ответчика об отсутствии должного финансирования, а также о нецелесообразности организации физической охраны ввиду наличия запрета на обслуживание посетителей в зданиях библиотек, связанного с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, поскольку изложенные обстоятельства не освобождают ответчика от соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

На основании ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает достаточным для удовлетворения требований прокурора г. Благовещенска срок в течение пяти месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В случае, если исполнение решения суда в указанный срок окажется затруднительным, ответчик вправе обратиться в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки его исполнения в порядке ст. 203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних лиц – удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение культуры «Амурская областная научная библиотека имени Н. Н. Муравьева-Амурского» в течение пяти месяцев с момента вступления решения в законную силу:

- оборудовать здание, расположенное по адресу: ул. Ленина, 139 г. Благовещенска Амурской области, системой видеонаблюдения;

- оборудовать здание, расположенное по адресу: ул. Ленина, 139 г. Благовещенска Амурской области, стационарными и (или) ручными металлоискателями;

- организовать в здании, расположенном по адресу: ул. Ленина, 139 г. Благовещенска Амурской области, физическую охрану, путем заключения договора с частной охранной организацией.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: О.С. Щедрина

Решение в окончательной форме принято 21.08.2020 года.